« Патриотическое воспитание учащихся на уроках внеклассного чтения»
Все основы будущего гражданина закладываются в школе. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания является актуальной задачей для педагога. Уроки литературы должны быть направлены на воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью (согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации»).
Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература.
Литература – один из школьных предметов, который дает огромные возможности не только для получения учащимися определенной суммы знаний, но и для воспитания их нравственных качеств. Одна из важнейших задач при изучении литературы в школе — это формирование личности, обладающей такими качествами, как гуманность, трудолюбие и уважение к людям труда, чувство долга, ответственность за свои поступки, почитание старших, уважение к истории своего народа, бескорыстие, благородство... К сожалению, многие из этих качеств в современных условиях погони за прибылью обесцениваются, что может привести общество к саморазрушению. Актуальность темы обусловлена необходимостью возвращения в жизнь нашего общества нравственных ценностей и понятий. Патриотизм - одна из важнейших составляющих нравственности. Воспитание патриотизма всегда было первостепенной задачей школы.
Произведения о защите Родины всегда были в центре школьного изучения. Сказки, былины, пословицы и поговорки, произведения древнерусской литературы, "Бородино" и "Война и мир", наконец, произведения о Великой Отечественной войне дают бесценный материал для воспитания патриотизма.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах “Ради жизни на Земле” (5 кл.), “Произведения о Великой Отечественной войне” (6 кл.), “Час мужества» (7 кл.), “Стихи и песни о Великой Отечественной войне” (8 кл.). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.
Однако и здесь произошли необъяснимые отрицательные перемены. Прежде всего они коснулись произведений о Великой Отечественной войне. Из школьной программы средних классов по непонятным причинам были исключены такие произведения, как "Сын артиллериста" , "Сын полка" , "Повесть о настоящем человеке" , "Русский характер" . Эти произведения давали огромный эмоциональный материал о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны, учили детей уважать своих предков, воспитывали чувство благодарности, любви и уважения к ним. Непонятна позиция авторов программы, исключивших эти произведения из школьного изучения. Эпические произведения о Великой Отечественной войне, сохраненные для изучения в школе, сведены к минимуму, а начинается это изучение с 8 класса (!) рассказом "Возвращение". До 8 класса школьники знакомятся лишь со стихами о Великой Отечественной войне. В 9 классе изучается рассказ "Судьба человека".
Мы считаем такой подход к изучению произведений о Великой Отечественной войне неверным, существенно обедняющим учеников и лишающим словесника бесценного материала для патриотического воспитания школьников. Мы стараемся вернуть необоснованно исключенные из школьной программы произведения, изучая их на уроках внеклассного чтения: "Сын артиллериста" в 5 классе, "Русский характер" в 6 классе, « Сын полка» в 7 классе, по одному произведению Ю. Бондарева, Б. Васильева, В. Быкова, К. Воробьева, Н. Некрасова в старших классах. По своему опыту и опыту учителей нашей школы могу сделать вывод, что ученики относятся к этим урокам с огромным интересом, перечисленные произведения остаются в их памяти и способствуют их патриотическому воспитанию.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.
Дорога к сердцам детей лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире. Учитель должен поведать детям, о том, какие ужасы несет с собой война. Учащиеся должны знать, что война в действительности – зло, жестокость, смерть. И помогут в этом книги о Великой Отечественной войне.
Патриотическое воспитание учащихся средствами литературы. Анализ произведений о Великой Отечественной войне на уроках внеклассного чтения":
- "Сын артиллериста" - урок внеклассного чтения в 5 классе,
«Русский характер» - урок внеклассного чтения в 6 классе
«Сын полка» - урок внеклассного чтения в 7 классе
«Судьба человека» - урок внеклассного чтения в 8 классе
"А зори здесь тихие..." Б. Васильева - 2 урока внеклассного чтения в 9 классе.
Тема Великой Отечественной войны особенно актуальна в этом юбилейном году 75-летия великой Победы над фашизмом.
Главное при изучении произведений о Великой Отечественной войне, с точки зрения автора, - сохранить тот эмоциональный настрой, который вызывают у читателей, в том числе и школьников, авторы произведений о войне. "От чувства к разуму", - такой подход при анализе лирических произведений предлагала . Он является для автора основным при анализе произведений о Великой Отечественной войне. Все виды работы на уроках, использование музыкального и художественного оформления, выразительное чтение, предлагаемые учащимся вопросы способствуют тому, чтобы, расширяя и углубляя понимание школьниками анализируемых произведений, учитель сохранил и укрепил их чувства, вызванные данными произведениями. Ведь литература тем и отличается от других школьных предметов, что обращается, прежде всего, к сердцу, воспитывает душу.
Симонова "Сын артиллериста" всегда воспринималось учащимися с большим интересом, вызывало огромный эмоциональный отклик. Стихотворение учит одиннадцатилетних детей мужеству, патриотизму, выполнению воинского долга, рассказывает о том, какой ценой завоевана победа в Великой Отечественной войне.
В ходе вступительного слова учителя и литературной композиции, подготовленной учащимися, создать в классе эмоциональный настрой, предваряющий чтение стихотворение "Сын артиллериста". Рассказать о работе в годы Великой Отечественной войны в качестве военного корреспондента. Выразительно прочитать наизусть стихотворение "Сын артиллериста". Провести беседу по содержанию стихотворения.
К каждому уроку готовится наглядность: например фотография Симонова. Выставка книг . Репродукция с картины "Военные корреспонденты". Подвиг Леньки (три иллюстрации, изображающие основные эпизоды:
маленький Ленька берет свой первый барьер, Ленька - лейтенант ползет в тыл к немцам, лейтенант Петров вызывает огонь на себя).
Организация урока. Слово учителя о цели урока. Подготовка к эмоциональному восприятию стихотворения "Сын артиллериста":
а) вступительное слово учителя о Великой Отечественной войне,
б) литературный монтаж
в) рассказ учителя о , его работе в годы Великой Отечественной войны и о его книгах.
О войне писали и пишут многие писатели. Среди них имя занимает особое место.
Перед вами книги, написанные : романы, рассказы, стихи, пьесы. И все они о войне. Великая Отечественная война - главная тема творчества . И это не случайно. С первых дней войны К. Симонов работал военным корреспондентом газет "Правда" и "Красная звезда". Как все военные корреспонденты, он был на переднем крае боевых действий (картина "Военные корреспонденты"). Многие были награждены боевыми наградами, и среди них - . За выполнение боевых заданий, за личное мужество и бесстрашие К. Симонов в годы войны был награжден орденом Красного знамени, двумя орденами Отечественной войны Первой степени и Военным крестом Чехословацкой республики. Это боевые награды, и, если ими награжден военный корреспондент, значит, он вел себя как настоящий солдат. Но сам писатель никогда не считал себя героем, чувствовал свой долг перед солдатами, поэтому главной темой его творчества стала Великая Отечественная война. Стихотворение "Сын артиллериста" - одно из произведений о Великой Отечественной войне и солдатском подвиге.
Выразительное чтение учителем стихотворения "Сын артиллериста" (наизусть). Беседа по содержанию стихотворения. Какой эпизод стихотворения вам больше всего запомнился и почему? Представьте, что вам нужно изобразить основные события стихотворения в трех рисунках. Какие моменты вы выбрали бы для каждого рисунка? Каким изобразили бы на них Леньку? Идет анализ стихотворения.
Васильева "А зори здесь тихие..." не предлагается авторами школьной программы по литературе для изучения на уроках. Но без таких произведений и знания учащихся о Великой Отечественной войне, и их чувства существенно обедняются. В связи с этим мы нашли возможность для изучения повести на уроках внеклассного чтения в старших классах. В зависимости от уровня подготовки учащихся и других условий повесть может быть изучена в 9-11 классах.
Повесть интересна старшеклассникам тем, что ее героини по возрасту близки им. Сам писатель, ушедший на фронт в 19 лет, подчеркивал, что его повесть адресована прежде всего молодежи: «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним 19-летним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девчонки показались им близкими, понятными - их современницами и в то же время девчонками 30-х годов». Писатель исследует нравственные истоки героизма нашего народа в годы Великой Отечественной войны. В основу повести положен маленький в масштабах войны эпизод, но рассказано о нем так, что за ним встает вся минувшая воина - в ее страшном несоответствии с самой сущностью человека.
Повесть написана страстно, эмоционально и в то же время просто. Поэтому нельзя без волнения следить за судьбами героев. В нравственно-патриотическом воспитании ребят повесть, безусловно, играет огромную роль.
Чтобы выяснить, как учащиеся восприняли произведение, им было предложено ответить на несколько вопросов:
Что вам особенно запомнилось в повести? Какие эпизоды произвели наиболее сильное впечатление?
Кто из героев повести особенно понравился и почему? Какие вопросы возникли у вас в процессе чтения? Какие вопросы нужно, по-вашему, обсудить в классе? По какой теме вы хотели бы выступить?
Старшеклассники восхищаются мужеством и человечностью героев повести, для которых « сильнее всего было чувство долга». Школьники потрясены тем, что умирают совсем юные девушки. За что они погибли, ученики прекрасно понимают и пишут об этом.
Ясно, что такое произведение не может не повлиять на нравственно - патриотическое воспитание учащихся, поэтому мы рекомендуем обратиться к нему на уроках внеклассного чтения.
Изучение повести можно строить по-разному, но обязательное условие – не разрушить то настроение, которое создается при чтении, сохранить тот особый эмоциональный настрой, о котором писали ученики в своих отзывах. Этому может способствовать и внешнее оформление классных комнат, и музыкальное оформление. Внешняя обстановка должна настраивать на задушевный разговор.
Организация урока. Слово учителя о цели урока. Вступительное слово учителя о теме Великой Отечественной войны в русской литературе, знакомство учащихся с историей создания повести и ее автором.
Васильев - участник Великой Отечественной войны, после войны - военный инженер, потом - кинодраматург. «А зори здесь тихие...» - его первое прозаическое произведение. Оно* было напечатано в 1969 году в журнале «Юность». Не случайно, что первое произведение писателя о войне: для всех, переживших войну, она осталась самым страшным и самым главным в их жизни событием.
Писатель вспоминал: «... замысел повести родился от "толчка памяти"». На фронт я попал, едва окончив 10-ый класс, в первые дни войны. Точнее, 8 июля 1941 года. А 9 июля, это было под Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого бала борьба с диверсантами, вышли на свое первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мертвых деревенских девушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага. Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог... Сами понимаете, что от этой не стираемой годами картины до сюжета повести - большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь...»
Контраст становится и в повести одним из основных средств раскрытия ее идейного смысла, само название - контраст тому, о чем в ней рассказывается.
(девушки погибли во имя тихих зорь, т. е. мира, будущего; в названии противопоставляется мирная счастливая жизнь и жестокость войны, выражается протест против войны; тихие зори хранят память обо всех событиях, произошедших на лесном разъезде
В этом году большое значение имеет «Родная русская литература», конечно мы, учителя русского языка и литературы, пользуясь случаем включили в свои программы произведения, посвященные Великой Отечественной войне.
Приставкин «Золотая рыбка» - 5 класс
Богомолов «Рейс ласточки» - 6 класс
Яковлев «Семья Пешеходовых» - 7класс
Пантелеев «Главный инженер» -8 класс
Быков повесть «Обелиск» - 9 класс
На этих уроках
Мы должны благодарным поклоном поклониться всем героям войны - павшим и живым, известным и безымянным - и сохранить благодарную память о них и об их подвиге. А книги о Великой Отечественной войне помогут нам в этом.
Только обзорное знакомство старшеклассников со многими произведениями о Великой Отечественной войне малоэффективно. В связи с этим предлагается в каждом классе (5 - 9) текстуально изучать по одному произведению о Великой Отечественной войне .
При анализе указанных произведений нужно опираться на их эмоциональное восприятие, дополняя и расширяя его выводами, сделанными на основе более глубокого анализа текста. При этом рекомендуется музыкальное, художественное оформление уроков, проведение их в нестандартной обстановке.