СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад (педагогические чтения) "Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад (педагогические чтения) "Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности"»

Финансовая грамотность как

компонент функциональной грамотности

Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. (слайд 1) Поэтому для школы возникает очень важная цель: обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.

(слайд 2) Международные исследования PIRLS, TIMSS, PISA позволяют понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения».

С 2012 года отдельным направлением оценки была включена финансовая грамотность, которая подразумевает знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков (слайд 3), а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших и позиционируется как один из базовых навыков XXI века. (слайд 4)

Определение понятия финансовой грамотности полно и целостно представлено в материалах PISA (слайд 5): «Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а

также возможности участия в экономической жизни.

Многим может показаться, что эта компетенция появилась вслед за мировым мониторингом PISA. На самом же деле процессы куда более глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями. (слайд 6). И чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения. Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития.

В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета «Финансовая грамотность». (слайд 7) Однако в этом учебном году в школу завезли УМК «Финансовая грамотность», авторы: Юлия Корлюгова и Елена Гоппе, которая включает в себя рабочие тетради, методические рекомендации для учителя, материалы для учащихся и родителей. На будущий учебный год буду реализовывать программу финансовой грамотности, но за счет каких часов, пока неизвестно.

На данный момент изучение финансовой грамотности в школе все же ведется.

Изучение рассчитано на встраивание вопросов по финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математику, литературное чтение. (слайд 8).

«Окружающий мир, включение элементов финансовой грамотности в содержание этого предмета, возможно, к примеру, по программе «Школа России» в следующие темы: в проект «Моя семья», темы: «Экономика», (слайд 9), «государственный бюджет», (слайд 10), «Семейный бюджет», «Из истории денег».

 Изучать финансовую  грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики. При решении задач с деньгами (слайд 11), задач, которые включают в себя величины: цена, количество, стоимость (слайд 12) младшие школьники теоретически учатся решать финансовые проблемы.

На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. (слайд 13) К примеру, выполняя задания по сказке А.С. Пушкина «Золотая рыбка», учитель проводит параллели с капризами старухи и тем, что действительно было нужно героям. Имеет смысл обратить внимание учащихся на то, что если потакать всем желаниям, может не хватить денег на важные покупки для семьи.

В начальной школе внеурочные  занятия также должны включать в себя  темы, связанные с изучением финансовой грамотности.

Финансовая грамотность включена в курс внеурочной деятельности «Учусь принимать решения» (слайд 14), задания, включенные в реализацию данного комплекса, вполне могут показать детям наглядный пример из жизни. Примеры заданий в презентации.

Результативным средством формирования финансовой грамотности  у детей ещё являются и  ролевые игры, к примеру, игра «магазин» (слайд 15), которая способствует имитированию различных жизненных ситуаций и глубокому пониманию изучаемых социальных явлений и отношений.

Эффективной игровой деятельностью при изучении финансовой грамотности являются также настольные игры. (слайд 16) К примеру, «Акулы бизнеса», в этой экономической игре детям предстоит стать главой производственной корпорации, открывать новые предприятия и завоевать рынок сбыта.

В настоящее время разработано достаточное количество онлайн- ресурсов, с помощью которых можно научить распоряжаться ребенка финансами. (слайд 17) К примеру, «Монеткины» – это бесплатный онлайн-сервис, обучающий основам ведения бюджета. 

Интерактивный мультсериал «Богатый бобренок», в полном цикле – 12 серий, и каждая серия посвящена одному из ключевых вопросов финансовой грамотности, включает в себя интересные задания после просмотра. К данным сайтам прикреплены ссылки, по ним можно ознакомиться с данными ресурсами.

Огромную роль в формировании навыков в решении социальных и финансовых задач является создание большого массового проекта, в котором принимает участие вся школа.

К примеру, БОФ, ярмарки. Это командное мероприятие, в котором участвуют все учащиеся, и родители. Происходит распределение социальных ролей.

Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию успешной личности каждого ученика.

Получив финансовые знания (слайд 18), ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.

Спасибо за внимание (слайд 19).
































МБОУ Харганатская СОШ имени Д.Д. Лубсанова



















Доклад

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности















Автор: Тудупова Наталья Цыренжаповна

учитель начальных классов 1 квалификационной категории





2021 г.

4