Финансовая грамотность как
компонент функциональной грамотности
Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. (слайд 1) Поэтому для школы возникает очень важная цель: обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.
(слайд 2) Международные исследования PIRLS, TIMSS, PISA позволяют понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения».
С 2012 года отдельным направлением оценки была включена финансовая грамотность, которая подразумевает знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков (слайд 3), а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших и позиционируется как один из базовых навыков XXI века. (слайд 4)
Определение понятия финансовой грамотности полно и целостно представлено в материалах PISA (слайд 5): «Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а
также возможности участия в экономической жизни.
Многим может показаться, что эта компетенция появилась вслед за мировым мониторингом PISA. На самом же деле процессы куда более глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями. (слайд 6). И чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения. Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития.
В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета «Финансовая грамотность». (слайд 7) Однако в этом учебном году в школу завезли УМК «Финансовая грамотность», авторы: Юлия Корлюгова и Елена Гоппе, которая включает в себя рабочие тетради, методические рекомендации для учителя, материалы для учащихся и родителей. На будущий учебный год буду реализовывать программу финансовой грамотности, но за счет каких часов, пока неизвестно.
На данный момент изучение финансовой грамотности в школе все же ведется.
Изучение рассчитано на встраивание вопросов по финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математику, литературное чтение. (слайд 8).
«Окружающий мир, включение элементов финансовой грамотности в содержание этого предмета, возможно, к примеру, по программе «Школа России» в следующие темы: в проект «Моя семья», темы: «Экономика», (слайд 9), «государственный бюджет», (слайд 10), «Семейный бюджет», «Из истории денег».
Изучать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики. При решении задач с деньгами (слайд 11), задач, которые включают в себя величины: цена, количество, стоимость (слайд 12) младшие школьники теоретически учатся решать финансовые проблемы.
На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. (слайд 13) К примеру, выполняя задания по сказке А.С. Пушкина «Золотая рыбка», учитель проводит параллели с капризами старухи и тем, что действительно было нужно героям. Имеет смысл обратить внимание учащихся на то, что если потакать всем желаниям, может не хватить денег на важные покупки для семьи.
В начальной школе внеурочные занятия также должны включать в себя темы, связанные с изучением финансовой грамотности.
Финансовая грамотность включена в курс внеурочной деятельности «Учусь принимать решения» (слайд 14), задания, включенные в реализацию данного комплекса, вполне могут показать детям наглядный пример из жизни. Примеры заданий в презентации.
Результативным средством формирования финансовой грамотности у детей ещё являются и ролевые игры, к примеру, игра «магазин» (слайд 15), которая способствует имитированию различных жизненных ситуаций и глубокому пониманию изучаемых социальных явлений и отношений.
Эффективной игровой деятельностью при изучении финансовой грамотности являются также настольные игры. (слайд 16) К примеру, «Акулы бизнеса», в этой экономической игре детям предстоит стать главой производственной корпорации, открывать новые предприятия и завоевать рынок сбыта.
В настоящее время разработано достаточное количество онлайн- ресурсов, с помощью которых можно научить распоряжаться ребенка финансами. (слайд 17) К примеру, «Монеткины» – это бесплатный онлайн-сервис, обучающий основам ведения бюджета.
Интерактивный мультсериал «Богатый бобренок», в полном цикле – 12 серий, и каждая серия посвящена одному из ключевых вопросов финансовой грамотности, включает в себя интересные задания после просмотра. К данным сайтам прикреплены ссылки, по ним можно ознакомиться с данными ресурсами.
Огромную роль в формировании навыков в решении социальных и финансовых задач является создание большого массового проекта, в котором принимает участие вся школа.
К примеру, БОФ, ярмарки. Это командное мероприятие, в котором участвуют все учащиеся, и родители. Происходит распределение социальных ролей.
Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию успешной личности каждого ученика.
Получив финансовые знания (слайд 18), ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.
Спасибо за внимание (слайд 19).
МБОУ Харганатская СОШ имени Д.Д. Лубсанова
Доклад
Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности
Автор: Тудупова Наталья Цыренжаповна
учитель начальных классов 1 квалификационной категории
2021 г.
4