СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по философии "Линия Демокрита и линия Платона"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад по философии "Линия Демокрита и линия Платона"»

«Линия Демокрита» и «Линия Платона» в античной философии

Демокрит и Платон известны как философы, положившие в истории развития философской мысли две ведущие мыслительные традиции, получившие название материализма (линии Демокрита) и идеализма (линия Платона).

Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.), ученик одного из создателей античной атомистики Левкиппа (V в. до н. э.). Величайшей заслугой Демокрита является его учение об атомистике. Он признавал два первоначала: атомы и пустоту. Атомы различаются формой и величиной, положением и порядком. Комбинации атомов приводят к возникновению различных вещей.

Наряду с атомами существует и пустота (небытие), в которой и движутся атомы. Только благодаря движению и происходит возникновение и развитие мира. Многообразные миры возникают в результате вихревого движения атомов по естественным причинам, в силу того, что все причинно обусловлено, случайность является, с точки зрения Демокрита, лишь иллюзией.

Демокрит не ограничивался земным миром. Так как число атомов и протяженность пустоты бесконечны, то существует и множество миров, которые не имеют начала и конца во времени, постоянно возникают и погибают, находясь и на разных стадиях развития тоже.

Мир неодушевлен и не управляется никаким провидением. Демокрит полагал, что люди пришли к представлению о богах, исходя из непонятных явлений, происходящих в действительности. Древние, говорил он, «наблюдая небесные явле­ния, приходили в ужас, думая, что причиной этому — боги». Важной заслугой Демокрита было выделение гносеологических корней религии. Он выдвинул концепцию, со­гласно которой все непознанное в мире воспринимается чело­веком как нечто таинственное и случайное, не вписывающееся в общие закономерности природы.

О человеке. Человек верит в свои силы и возможности, он дитя природы, но создает себя и собственную жизнь. Все что нужно, человек должен найти в природе и в самом себе, без обращения к божественным силам. Душа человека также состоит из атомов (атомов огня), но в отличие от атомов тела они имеют круглую форму, и им свойственна большая подвижность. Душа не бессмертна, она уничтожается вместе с телом. Душа и ум одно и то же, источник души – теплота, производит все живое на земле.

В гносеологии признает чувственное и рациональное познание. С поверхности тел отпадают образы как их внешние оболочки и т. д. В соответствии со своей теорией отражения, Демокрит подчеркивает огромное значение подражания в культурном творчестве. Он считал, что люди вначале были дикими, как звери. Собирательство потом страх перед дикими животными позволили им познать природное единство. Все это происходило в разных местах, отсюда у людей и язык разный.

Он был за демократию, богатые и бедные будут всегда, рабство естественно. Ратовал за рабовладельческое государство, которое, по его мнению, есть гарант целостности общества. 

Истинное счастье состоит в том спокойном и уравновешенном состоянии духа, которое дается посредством гармонического состояния души и возникает на основе истинного знания и покоя. Касаясь судьбы отдельного человека, он говорит, что такие качества, как умеренность, рассудительность, соответствие между словом и делом есть высший добродетель.

Платон (428-347 гг. до н. э.), ученик основоположника объективного идеализма Сократа. Главным в наследии Платона является учение об идеях. Истинно сущее, бытие — это некие незримые, сверхчувственные, идеальные сущности. Платон называл их «идеями» или «видами». Точнее, эйдосами. Их так же много, как и атомов. Идеи вечны, не возникают и не погибают, не зависят от пространства и времени. Они «занебесны», существуют в ином, незримом, но умопостигаемом измерении. Чтобы познать любой предмет, который мы видим и чувствуем в становлении, надо познать его истинную незримую и сверхчувственную сущность, то есть идею.

Идеи — сущность вещей. Платон употребляет термин «парадигма» (от греч. парадигма — пример, образец), указывая, что идеи образуют вещь, какой она должна быть. Мир идей, следовательно, образует в своей совокупности «истинное бытие», а чувственный, материальный мир вторичен по отношению к нему.

Существует не вещь видимая и осязаемая, а идея вещи. На вершине находится идея бога как высшего добра. В этом отношении показательно космологическое учение Платона, которое носит мистический, теологический характер. У него материя, это лишенная качеств субстрат, из которого образуются любые тела. Мир идей – мужское, активное начало, материя – пассивное женское начало. Мир чувственных вещей – детище обоих. Платон вводит еще одно понятие – мировую душу, которая объемлет и связывает мир идей и мир вещей. Душа правит всем, что есть на небе, земле и море посредством собственных движений: желания, усмотрения, заботы, совета, правильного и ложного мнения, радости и страданий. Это первоначальное движение вызывает вторичные движения тел и ведут все к росту, либо уничтожению, к слиянию либо к расщеплению и сопровождает все это к теплу и холоду, тяжести и легкости и т. д. Пользуясь всем этим, душа, в облике божественного вечного ума, пестует все и ведет к истине и блаженству. Платон вводит еще одно понятие – Бога (Демиурга), который с помощью мировой души создает космос.

Платон говорит, что существует лишь один мир, который управляется демиургом (мастер, ремесленник, творец).

Теория познания противоположна материалистической. В ее основе лежит учение о бессмертии души. (заимствует у Пифагора идею). Платон рассматривал земное бытие человека как пленение его души, от которого можно освободиться только в результате ряда перевоплощений. Согласно философии Платона, душа не может выйти из бесконечного цикла бытия, т. к. души, освобожденные от земного плена, возвратившиеся в мир идей, снова пытаются заглянуть в занебесную сферу, ломают крылья и, отягощаясь, вновь попадают на землю.

Платон абсолютизирует мышление, оторвав его от ощущений. Он приходит к утверждению, что знание добродетелей не может быть получено ни через восприятия, ни путем размышления над их данными. По нему, источником истинного знания является воспоминание бессмертной души о том, что она знала в прошлом. Для достижения истины нет никакой необходимости обращаться к чувствам, к ощущениям, наоборот, надо полностью отрешиться от них и, погрузившись в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что видела в мире идей. «Теория воспоминания» есть ядро его гносеологического учения. Но для этого нужно побудить душу к чистому мышлению, суть которого: возбудить в душе воспоминания об идеях и созерцать их.

Человеческая жизнь, полагает Платон, есть лишь переходное состояние между двумя видами бытия души. Первое, блаженного пребывания души в небесах, на своей родине, в мире идей. Второе, когда душа находиться в теле и делает человека человеком. Философ традиционно выделяет душу и тело в человеке. Они постоянно враждуют между собой. Тело смертно – душа бессмертна. Человек как бы живет в двух плоскостях, находясь в постоянной борьбе между материей и идеей. И задача состоит в том, чтобы высшие помыслы всегда господствовали и подавляли жизненные устремления.

Интеллект человека складывается из рассудка и мышления. Рассудок, это использование ума для понимания чувственных вещей. Мышление, этодеятельность ума по непосредственному созерцанию идеи, и оно всегда свободно от примеси чувственного восприятия.

В социально-политических воззрениях Платон выражал взгляды господствующего класса рабовладельцев, аристократии. Платоновский Город-Государство должен состоять из 3-х классов: 1) крестьян, ремесленников и купцов (умеренность); 2) стражей (сила); 3) правителей (мудрость). Платоновская система воспитания и образованиянаправлена на укрепление «Идеального государства». Она должна больше внимания уделять подготовке стражников и правителей.

Таким образом, Платон предлагает абсолютные и неизменные образцы для человеческого творчества и видит призвание человека в том, чтобы их познавать, подражать и следовать им. Человек должен не творить, а реализовать уже существующую идею. Там, где он отклоняется от этой идей и проявляет творческую самостоятельность, там он порождает нечто негативное, недоброе.

Социальная структура общества. Типы общества

Социальная жизнь — это социальное взаимодействие человека и общества. В многообразии целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т. е. происходит «сведение» индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества.

Примитивные формы производства и организации труда — это формы кровнородственной связи и типы семьи, простейшие социальные отношения. Социально единое общество постепенно перерастало в социально дифференцированное. Это происходило на основе разделения функций при общественном разделении труда. В социально дифференцированное общество входят:

1) народности, нации; 2) классы; 3) социальные группы — городское, сельское население и люди преимущественно умственного и физического труда; 4) первичные коллективы людей (например, трудовые); 5) семья; 6) индивиды.

Формируются и другие социальные образования: неформальные группы, диффузные, элитные.

Центральное место в социально дифференцированном обществе занимают классы. Обобщенным признаком классов является их историческое место в определенной системе производства. Классы — это такие группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря различию определенного места в укладе общественного хозяйства.

Наряду с теорией классов существует теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса, но и по иным критериям: профессии, доходу, образованию и др.

Общественное разделение труда обусловливает также разделение интересов представителей города и деревни, умственного и физического труда, производителей и потребителей, управляющих и управляемых, общенародных, коллективно-групповых и индивидуальных, общегосударственных и местных, национальных, работающих и безработных и т. д.

Важной составной частью социальной политики является нахождение разумного соотношения общечеловеческого и национально-государственного интересов. Что касается нации, то ее, по всей вероятности, следует рассматривать как единство этнического, социально-экономического и культурно-исторического компонентов, из которых преобладающий определяется конкретными условиями жизни данной нации.

Для современного общества характерно переплетение процессов социальной интеграции (цельность) и социальной дифференциации (различие). Происходят расширение хозяйственно-экономических связей, политических и культурных контактов, интернационализация общественной жизни в целом, координируются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим кризисом, болезнями, международной преступностью.

По мере развития общих черт жизни одновременно усиливаются различия — профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые.

В целом классовая структура размывается, а внутриклассовая и неклассовая социальная дифференциация усиливается. Предположительно, что полное упразднение социальных групп невозможно. В дальнейшем социальный организм будет усложняться, а не превращаться в нечто однородное.

Структурные взаимодействия могут образовывать следующие типы социальных структур:

– социально-классовую структуру, возникающую объективно как результат разъединения людей (касты, сословия, классы, социальные группы, страты);

– социально-этническую структуру, то есть исторические общности людей - род, племя, народность, нация, этнос, возникающие объективно, как результат соединения людей территорией, экономикой, культурой, обычаями, традициями, психическими особенностями и прочее;

– территориальную структуру, включающую основные типы поселений (город, макрополис, агломерация, село, поселки всех видов («городские деревни») и прочее);

– демографическую структуру, обусловленную возрастом, полом (мужчины, женщины, дети, молодежь, люди «рабочего» возраста, пенсионеры);

– семейно-бытовую структуру (родители и дети, соседские общности, а также брачные и внебрачные связи и отношения).

Можно также выделить социально-профессиональную, образовательную, религиозную и иные структуры.

Благополучие человека в обществе, его социальные связи с другими людьми, привычки, обычаи, верования, его интересы и установки во многом связаны с тем местом, которое он занимает в социальном пространстве.


Различают традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

1. Традиционное общество. Здесь традиция является основным средством общественного воспроизводства. Новое здесь рождается, как и в любом другом обществе, но человек и общество свою деятельность представляют как следование установленным от века традициям и обычаям.

Традиционное общество – это аграрное общество, с основными видами деятельности: земледелие, ремесло, жилищное и хозяйственное строительство. Хозяйствование ведется на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков.

Жизнь базируется на личной связи, множественной, разветвленной, основанной на личном доверии. Связи личного типа называют короткими. В традиционном обществе ценится не индивидуальность, а соответствие социальной роли. Рамки жизненного выбора узки, они заданы обычаем и ритуалом: каждый знает, что ему делать и как поступать.

Время в традиционном обществе воспринимается как круг (круг времён года, сезонов работы). Время принадлежит церкви, она определяет время работы и время отдыха (праздников). Удары церковного колокола отмеряли время.

Изменения в таком обществе происходят медленно, на протяжении веков. Потому-то средневековье и занимает целое тысячелетие.

Характерные особенности традиционного общества:

 зависимость организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений;

 цикличность (а не поступательность) развития;

 коллективистский характер общества и притупление персонального (личностного) начала;

 авторитарный характер власти;

 отсутствие способности производить не для насущных потребностей, а ради будущего;

 преобладание традиции над нововведениями (инновациями).

2. Индустриальное общество – это общество Нового времени. Это общество машинного производства, товарно-денежных отношений, научной организации труда, технического, экономического и политического рационализма. Активное предпринимательство, используя наемный труд, имеет основной целью получение прибыли.

Индустриальное общество порождает соответствующий тип рациональности. Рациональность понимается как совокупность процедур, инструментов интеллектуальной деятельности, обеспечивающих точность и достоверность результатов научного исследования.

Машинная индустрия выступает как воплощение царства разума. Применение машин развивает рациональность. Машина требует четкой организации труда.

Индустриальное общество – это общество буржуа. Буржуа – это горожанин (бюргер), мещанин. Именно в этой группе людей возникло представление о том, что время такая же ценность, как и деньги.

«Время – круг» традиционного общества превращается во «время – стрела». Время принадлежит «деловым людям», оно обретает цену.

Современное общество отказывается от божественного измерения человеческого бытия, обращается к земному миру и осознает его ценности. Человек освобождается от клановых, сословных рамок. Идея равенства перед законом была здесь ключевой. Возникает «Я» и для человека становится проблемой самоопределение. «Я» осмысливает себя в автобиографии.

3. Постиндустриальное общество начинается с 1960-х годов, именно тогда началось осмысление существенных изменений в жизнедеятельности общества. На Западе оно определяется как общество «всеобщего благоденствия», где имеет место бесконечное умножение объектов, услуг, товаров. Ключевой формой деятельности становится потребление. Потребление, как способ активного поведения, носит характер коллективный и добровольно-принудительный.

Социальная система нуждается не только в трудящихся, налогоплательщиках, но, прежде всего, в потребителях. А в этой функции человек незаменим. Потребление становится важнейшим средством социального контроля. Оно требует усиления бюрократического контроля над процессом потребления, которое, тем не менее, объявляется областью свободы.

Характерные особенности современного общества:

 преобладание инноваций над традициями;

 светский (нерелигиозный) характер социальной жизни;

 поступательное развитие;

 выделенная персональность;

 либерально-демократическая система власти;

 наличие способности производить ради насущных потребностей;

 преобладание людей с активным, деятельным психологическим складом.

4. Информационное общество. По мнению философов, произошла «революция контроля – комплекс быстрых изменений в технологических и экономических предприятиях, в которых информация собирается, хранится, производится, обменивается, через которые формальные и программные решения могут влиять на социальный контроль».

Информационное общество – это самоорганизующаяся система взаимодействий и связей, в процессе функционирования которых создаются необходимые условия для развития экономической, технико-технологической, познавательной, интеллектуальной жизнедеятельности. Оно характеризуется созданием системы сбора, хранения, передачи, распространения информации как главного фактора контроля на каждом социальном месте. Самоорганизация этой системы на данном историческом этапе протекает как процесс, с одной стороны, информатизации повседневной человеческой деятельности, с другой стороны, создания условий для глобальной жизнедеятельности.

Становление информационно-технического общества связано с формированием и нового типа рациональности. Можно уже говорить об углублении противоречия между человеком и техникой. Сначала человек сам осуществлял контроль за технологическим процессом. Затем он передал контроль автомату, роботу, компьютеру. Автоматические системы получили широкое применение в производстве. Достижения математики позволили найти алгоритмы для производственных процессов. Технология начинает тяготиться человеком, он ей мешает.

Интеллектуальная технология – ключ к пониманию информационно-технического общества. Она основана на компьютерных программах и переработке информации в целях управления технологическими процессами и контроля над ними. В этом обществе преимущество у того, кто располагает самостоятельно мыслящими и высокообразованными работниками, самой свежей научно-технической информацией, а также быстродействующими средствами ее переработки и применения в производстве.