СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: «Формирование социально-бытовой компетенции обучающихся с ОВЗ на воспитательных мероприятиях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление было представлено на школьном МО классных руководителей

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: «Формирование социально-бытовой компетенции обучающихся с ОВЗ на воспитательных мероприятиях»»

Доклад по теме: «Формирование социально-бытовой компетенции обучающихся с ОВЗ на воспитательных мероприятиях»

В условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо это проблема стоит перед детьми с ОВЗ, детьми, которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ОВЗ заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности, нормы поведения и бытовые навыки, необходимые для комфортного существования в социуме.

Одним из условий успешной социализации детей с нарушением интеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь».

Дети классе, в котором я работаю классным руководителем, все обучаются по второму варианту и имеют статус инвалида и различные осложнения, такие как:

  • общее недоразвитие речи;

  • расстройство эмоционально - волевой сферы;

  • ДЦП

Эти дети в основном:

  • не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

  • у них не хватает самостоятельности и уверенности в своих силах;

  • низкий уровень знаний об окружающей среде;

  • специфические потребности в общении;

  • эти дети не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию из-за их эмоционально - поведенческих особенностей;

  • им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных поступков;

  • они не способны применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;

Социально-бытовую компетенцию я, как классный руководитель, формирую через внеклассные мероприятия. Вся система внеклассных мероприятий направлена на воспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычки правильного, дисциплинированного поведения в коллективе, в труде, в учёбе. При проведении мероприятия я продумываю его сценарий, учитываю возможности наших обучающихся, подбираю конкурсы, задания, интересные игры.

За первое полугодие было проведено 4 классных часа.

«Конфликт-выход есть!» В сентябре в рамках единой недели профилактики аутоагрессивного поведения среди несовершеннолетних «Разноцветная неделя» мы с детьми учились достойно выходить из конфликтов со сверстниками, рассматривали различные ситуации, ссоры и проигрывали пути их решения. Обучающимся было рассказано к кому из взрослых они могут обратиться в случае, если они не могут самостоятельно справиться с ситуацией.

Результат:

  • развитие умения общаться

  • развитие навыков самообладания

  • развитие умения просить помощи у взрослого



В октябре был проведен общешкольный классный час «Будущее в моих руках!», на котором детям было дано творческое задание изготовить смайлики и после была проведена общешкольная акция «Дарим улыбки», в ходе которой дети подарили свои улыбки в виде смайликов младшим школьникам.

Результат:

  • развитие умения преодолевать свою застенчивость

  • развитие творческих качеств

  • развитие доброжелательного отношения к окружающим

В ноябре у нас прошел единый классный час, приуроченный к Международному дню отказа от курения. Дети с удовольствием приняли участие в профилактической квест-игре «ЗОЖик – для тебя!». Они путешествовали по станциям, выполняли разные задания и повторяли основные правила, который помогут им с юных лет сберечь свое здоровье.

Результат:

  • Профилактика ЗОЖ

  • развитие коммуникативных навыков

В декабре традиционно был проведен инструктаж по технике безопасности на зимних каникулах и празднование нового года с поиском подарков в квест-игре. Дети прошли по 6 станциям с заданиями, в результате прохождения которых они получали кусочек карты, где Баба-Яга спрятала подарки. В роли Бабы-Яги у нас выступила воспитатель Морозова Лариса Николаевна, за что ей хочется сказать спасибо. Дети, конечно ее узнали, но это нисколько не разочаровало их, а наоборот развеселило и раззадорило. Праздник однозначно удался и все, включая взрослых, получили большое удовольствие.

Результат:

  • развитие мыслительных навыков

  • развитие навыков самостоятельной работы

  • развитие умения работать в команде

  • поддержание традиции празднования Нового года

Формирование социальных навыков ребенка начинается с момента поступления его в школу. Ведь зачастую приходится иметь дело с такими детьми, которые не имеют элементарных навыков самообслуживания. В особенности это касается детей моего класса с диагнозом умеренная умственная отсталость. В этом направлении из дня в день ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания:

-как правильно застегивать пуговицы, замки на одежде, завязывать шнурки;

-выполнять обязанности дежурного по классу и столовой;

-навыки гигиены;

-как правильно пользоваться иголкой, ножницами и т.д.

А также в течении всего учебного года ведутся различные профилактические беседы по плану работы классного руководителя, которые отражены в таблице.

Направление профилактической работы

Мероприятия для реализации

Формируемый навык/умение

Периодичность мероприятий/сроки

ПДД

Просмотр видеоролика по безопасности дорожного движения

Соблюдение правил дорожного движения

Ежедневно/весь учебный год

Техника безопасности в школе

Просмотр обучающих картинок

Умение правильно вести себя на уроке и на перемене

Ежедневно/весь учебный год

Техника безопасности в школьной столовой

Поход в столовую

Умение правильно вести себя в столовой и за столом во время приема пищи

Ежедневно/весь учебный год

Пропаганда ЗОЖ. Соблюдение личной гигиены

Мытье рук

Мытье рук перед едой, после посещения туалета и улицы

Ежедневно/весь учебный год

Социально-бытовые навыки

Складывание вещей

Умение складывать и убирать на место вещи после переодевания

Ежедневно/весь учебный год

Разговорный навык

Проговаривание просьб

Умение выражать свои желания

Ежедневно/весь учебный год

Пропаганда ЗОЖ.

Повторение режима дня по карточкам

Соблюдение режима дня

Ежемесячно/весь учебный год

ПДД

Просмотр видеоролика про регулируемые перекрестки

Умение переходить дорогу на регулируемом пешеходном переходе

1 раз в полугодие/весь учебный год

Техника безопасности на пришкольном участке

Прогулка/экскурсия

Умение правильно вести себя на территории школы

Ежемесячно/весь учебный год

Навык общения

Урока и внеурочное время

Умение делиться

Ежедневно/весь учебный год

Социально-бытовые навыки

Урока и внеурочное время

Навык складывания учебных принадлежностей в рюкзак

Ежедневно/весь учебный год

ПДД

Во время езды в школу и домой

Навык пристегивания во время передвижения на автомобиле

Ежедневно/весь учебный год

Одним из результатов такой деятельности является участие детей в конкурсах не только внутри школы, но и на городском и областном уровнях.

За первую и вторую четверть обучающиеся приняли участие в таких конкурсах как: «Наш водоем – наше богатство», «Золотая осень», приняли участие в акции от эколого-биологического центра «накорми животных», а так же в детском областном конкурсе «Страна талантов», в номинации хореография, где мы вместе с другими классными руководителями детей с УУО и учителем ритмики Черемных К. Д. записали коллективное видео. отрывок видео.

Таким образом, при формировании социально-бытовой компетенции на воспитательных мероприятиях дети становятся самостоятельнее в принятии решений, в оценке бытовых ситуаций, а это способствует улучшению качества их жизни и является условием для их успешной социализации.


Так же хочется отметить что формирование социально-бытовой компетенции — это не только задача классного руководителя, а это совместная работа со всеми учителями предметниками, педагогом психологом, социальным педагогом и конечно же с семьей. Это обсуждается на родительских собраниях, при индивидуальных беседах, высылаются памятки в группе Viber, родители приглашаются на индивидуальные консультации к педагогу психологу и соц. педагогу. Ведь только совместными усилиями можно добиться нужного результата.