Доклад по теме: «Формирование социально-бытовой компетенции обучающихся с ОВЗ на воспитательных мероприятиях»
В условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо это проблема стоит перед детьми с ОВЗ, детьми, которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ОВЗ заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности, нормы поведения и бытовые навыки, необходимые для комфортного существования в социуме.
Одним из условий успешной социализации детей с нарушением интеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь».
Дети классе, в котором я работаю классным руководителем, все обучаются по второму варианту и имеют статус инвалида и различные осложнения, такие как:
Эти дети в основном:
не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;
у них не хватает самостоятельности и уверенности в своих силах;
низкий уровень знаний об окружающей среде;
специфические потребности в общении;
эти дети не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию из-за их эмоционально - поведенческих особенностей;
им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных поступков;
они не способны применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;
Социально-бытовую компетенцию я, как классный руководитель, формирую через внеклассные мероприятия. Вся система внеклассных мероприятий направлена на воспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычки правильного, дисциплинированного поведения в коллективе, в труде, в учёбе. При проведении мероприятия я продумываю его сценарий, учитываю возможности наших обучающихся, подбираю конкурсы, задания, интересные игры.
За первое полугодие было проведено 4 классных часа.
«Конфликт-выход есть!» В сентябре в рамках единой недели профилактики аутоагрессивного поведения среди несовершеннолетних «Разноцветная неделя» мы с детьми учились достойно выходить из конфликтов со сверстниками, рассматривали различные ситуации, ссоры и проигрывали пути их решения. Обучающимся было рассказано к кому из взрослых они могут обратиться в случае, если они не могут самостоятельно справиться с ситуацией.
Результат:
развитие умения общаться
развитие навыков самообладания
развитие умения просить помощи у взрослого
В октябре был проведен общешкольный классный час «Будущее в моих руках!», на котором детям было дано творческое задание изготовить смайлики и после была проведена общешкольная акция «Дарим улыбки», в ходе которой дети подарили свои улыбки в виде смайликов младшим школьникам.
Результат:
развитие умения преодолевать свою застенчивость
развитие творческих качеств
развитие доброжелательного отношения к окружающим
В ноябре у нас прошел единый классный час, приуроченный к Международному дню отказа от курения. Дети с удовольствием приняли участие в профилактической квест-игре «ЗОЖик – для тебя!». Они путешествовали по станциям, выполняли разные задания и повторяли основные правила, который помогут им с юных лет сберечь свое здоровье.
Результат:
В декабре традиционно был проведен инструктаж по технике безопасности на зимних каникулах и празднование нового года с поиском подарков в квест-игре. Дети прошли по 6 станциям с заданиями, в результате прохождения которых они получали кусочек карты, где Баба-Яга спрятала подарки. В роли Бабы-Яги у нас выступила воспитатель Морозова Лариса Николаевна, за что ей хочется сказать спасибо. Дети, конечно ее узнали, но это нисколько не разочаровало их, а наоборот развеселило и раззадорило. Праздник однозначно удался и все, включая взрослых, получили большое удовольствие.
Результат:
развитие мыслительных навыков
развитие навыков самостоятельной работы
развитие умения работать в команде
поддержание традиции празднования Нового года
Формирование социальных навыков ребенка начинается с момента поступления его в школу. Ведь зачастую приходится иметь дело с такими детьми, которые не имеют элементарных навыков самообслуживания. В особенности это касается детей моего класса с диагнозом умеренная умственная отсталость. В этом направлении из дня в день ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания:
-как правильно застегивать пуговицы, замки на одежде, завязывать шнурки;
-выполнять обязанности дежурного по классу и столовой;
-навыки гигиены;
-как правильно пользоваться иголкой, ножницами и т.д.
А также в течении всего учебного года ведутся различные профилактические беседы по плану работы классного руководителя, которые отражены в таблице.
Направление профилактической работы | Мероприятия для реализации | Формируемый навык/умение | Периодичность мероприятий/сроки |
ПДД | Просмотр видеоролика по безопасности дорожного движения | Соблюдение правил дорожного движения | Ежедневно/весь учебный год |
Техника безопасности в школе | Просмотр обучающих картинок | Умение правильно вести себя на уроке и на перемене | Ежедневно/весь учебный год |
Техника безопасности в школьной столовой | Поход в столовую | Умение правильно вести себя в столовой и за столом во время приема пищи | Ежедневно/весь учебный год |
Пропаганда ЗОЖ. Соблюдение личной гигиены | Мытье рук | Мытье рук перед едой, после посещения туалета и улицы | Ежедневно/весь учебный год |
Социально-бытовые навыки | Складывание вещей | Умение складывать и убирать на место вещи после переодевания | Ежедневно/весь учебный год |
Разговорный навык | Проговаривание просьб | Умение выражать свои желания | Ежедневно/весь учебный год |
Пропаганда ЗОЖ. | Повторение режима дня по карточкам | Соблюдение режима дня | Ежемесячно/весь учебный год |
ПДД | Просмотр видеоролика про регулируемые перекрестки | Умение переходить дорогу на регулируемом пешеходном переходе | 1 раз в полугодие/весь учебный год |
Техника безопасности на пришкольном участке | Прогулка/экскурсия | Умение правильно вести себя на территории школы | Ежемесячно/весь учебный год |
Навык общения | Урока и внеурочное время | Умение делиться | Ежедневно/весь учебный год |
Социально-бытовые навыки | Урока и внеурочное время | Навык складывания учебных принадлежностей в рюкзак | Ежедневно/весь учебный год |
ПДД | Во время езды в школу и домой | Навык пристегивания во время передвижения на автомобиле | Ежедневно/весь учебный год |
Одним из результатов такой деятельности является участие детей в конкурсах не только внутри школы, но и на городском и областном уровнях.
За первую и вторую четверть обучающиеся приняли участие в таких конкурсах как: «Наш водоем – наше богатство», «Золотая осень», приняли участие в акции от эколого-биологического центра «накорми животных», а так же в детском областном конкурсе «Страна талантов», в номинации хореография, где мы вместе с другими классными руководителями детей с УУО и учителем ритмики Черемных К. Д. записали коллективное видео. отрывок видео.
Таким образом, при формировании социально-бытовой компетенции на воспитательных мероприятиях дети становятся самостоятельнее в принятии решений, в оценке бытовых ситуаций, а это способствует улучшению качества их жизни и является условием для их успешной социализации.
Так же хочется отметить что формирование социально-бытовой компетенции — это не только задача классного руководителя, а это совместная работа со всеми учителями предметниками, педагогом психологом, социальным педагогом и конечно же с семьей. Это обсуждается на родительских собраниях, при индивидуальных беседах, высылаются памятки в группе Viber, родители приглашаются на индивидуальные консультации к педагогу психологу и соц. педагогу. Ведь только совместными усилиями можно добиться нужного результата.