МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа»Большесолдатский район Курская область
Выступление по теме «Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Подготовила Коржова Антонина Александровна,
учитель русского языка и литературы
Слайд 1. Титульный лист.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости!
Слайд 2. «С детства на зеленый росток нашего таланта, как сухие листья в осеннем лесу, наваливаются чужие мысли, и их мы должны усвоить, чтобы личный зеленый росток мог выше подняться. Но как трудно среди тлеющих мыслей других людей находить свою собственную». М.М.Пришвин.
Хочу начать свое выступление словами М.М. Пришвина: «С детства на зеленый росток нашего таланта, как сухие листья в осеннем лесу, наваливаются чужие мысли, и их мы должны усвоить, чтобы личный зеленый росток мог выше подняться. Но как трудно среди тлеющих мыслей других людей находить свою собственную».
Я полностью согласна со словами писателя, потому что, современный ученик стоит перед проблемой выбора информации. Необходимо не только умело овладеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Поэтому я решила найти такие методы и приёмы работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности учащихся и позволили бы им работать более продуктивно.
Слайд 3.«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие - самая трудная вещь на свете» - великий немецкий поэт и драматург И. В. Гете
Как говорил, в свое время, великий немецкий поэт и драматург И. В. Гете: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие - самая трудная вещь на свете». Но это, можно сказать, единственный способ заставить учащихся говорить, высказывать свои мысли, потому что речь наших детей бедна. Они не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться.
Слайд 4:Современная информация, поступающая из разных источников, порождает языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу.
Современная информация, поступающая из разных источников, порождает языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. Грустно осознавать, что у абсолютного большинства школьников, да и у многих взрослых, выражаясь словами К.И. Чуковского, «мысли выскакивают растрепанными и полуодетыми, словно спросонья».
Слайд 5:Важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение.
Сегодня как никогда для учителя, особенно русского языка и литературы, важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение.
Как построить урок, чтобы помочь детям научиться размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия, радоваться процессу поиска и принимать взвешенные решения? Здесь на помощь мне приходят приемы технологии развития критического мышления.
Слайд 6:Цель технологии развития критического мышления -
Мы даём ребёнку не рыбу, а удочку. «Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам». Поэтому цель технологии развития критического мышления - учить критически мыслить, то есть учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять свои знания, развивать и совершенствовать себя.
Слайд 7: Условием использования ТРКМ является трехфазное построение урока.
Условием использования ТРКМ является трехфазное построение урока:
1) ВЫЗОВ – вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме;
побуждение к работе с новой информацией,
стимулирование интереса к новой теме;
2) ОСМЫСЛЕНИЕ - целостное осмысление полученной информации;
соотнесение ее с имеющимися знаниями;
сохранение интереса к изучаемой теме;
3)РЕФЛЕКСИЯ - обмен мнениями о новой информации;
побуждение к дальнейшему расширению информационного поля;
соотнесение новой информации и имеющихся знаний;
выработка собственной позиции, оценка процесса.
Остановлюсь более подробно на тех методических приёмах технологии развития критического мышления, которые я применяю на уроках русского языка и литературы, формируя культуру работы с информацией. Я выделила наиболее подходящие для каждой фазы урока.
Слайд 8: Приемы технологии на стадии вызова:
Первая фаза - «Вызов». На этой стадии я использую следующие приемы:
«Мозговой штурм» или «Корзина» идей, понятий, имён
«Кроссворд»
«Загадка»
«Верные и неверные утверждения»
«Дискуссия»
«Карта познания»
«Перепутанные логические цепочки»
«Дерево предсказаний»
«Верите ли вы, что…»
«Что это…» (своеобразный «черный ящик»)и др.
Очень хорошо активизирует мыслительную деятельность на стадии вызова прием «Загадка».
Например, при изучении местоимения в 6 классе тема урока зашифрована в загадке.
Слайд 9: Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
Отгадав загадку, учащиеся сразу включаются в урок, формулируют тему, ставят цели, вспоминают, что они уже знают о данной части речи.
Также для создания проблемной ситуации использую прием «Верные и неверные утверждения». На доске записаны верные и неверные утверждения по теме урока. Ученики должны, опираясь на знания и интуицию, определить, где верные, а где неверные утверждения, которые могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».
В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты. На стадии рефлЕксии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Например, в 6 классе по теме «Глагол» предлагаю следующие утверждения:
Слайд 10:
Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? и что сделать?
-Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета.
-Глагол в предложении бывает сказуемым.
-Глагол может изменяться по падежам, лицам и числам.
-Глагол имеет три спряжения.
-Глагол имеет два вида: совершенный и несовершенный.
Проверку и оценивание проводит ученик, сидящий рядом.
Слайд 11: Приемы технологии на стадии осмысления:
Вторая фаза - «Осмысление». На стадии осмысления считаю целесообразными следующие приемы:
«Инсерт» (пометки на полях)
«З-Х-У» («знаю-хочу узнать - узнал»)
«Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
«Тонкие и толстые вопросы»
«Зиг-заг»
«Кластер»
«Круги по воде»
«Фишбоун»
«Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что?, где?, когда?)
«Рассыпанный текст»
«Карусель»
«Рафт»
«Бином фантазии»
«Снежный ком»
«Бусы».
Слайд 12: Фото
На этапе осмысления продуктивным является прием «Кластер», который помогает не только вспомнить все, что относится к теме, но и систематизировать предметные УУД. Задается ключевое слово. Учащиеся называют термины, относящиеся к этой теме. Получается своеобразная кисть или гроздь. Затем "гроздья" можно группировать, объединяя ответы по какому-либо принципу.
Формирует умение анализировать и критически оценивать полученную информацию универсальный приём, активизирующий внимание учащихся, «Лови ошибку». Например, при изучении темы «Буквы о и ё после шипящих в именах существительных» в 6 классе даю такой текст.
Слайд 13:Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежонка и научил его танцевать. Подражая ему, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола боченок и садимся обедать. Из сумок достаем тушонку, сгущонку, копчености. Девченки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздается шорох и шопот. Все, забыв про обед, притихают. А вдруг это медведь? Но тут показывается зайченок. Все весело смеются.
Учащиеся находят ошибки, исправляют их, объясняют правильное написание слов.
Помогает в развитии речи учащихся прием «Бусы».
Используя набор словосочетаний, сохраняя форму слов составить небольшой текст, нанизывая их друг на друга, как бусы.
Слайд 14: Набор словосочетаний: голубые незабудки, с первыми лучами солнца, огненно-красный восход, вальс цветов, заметить на рассвете, музыка цветов, радуга оттенков.
Очень необычен прием «Круги по воде». Как от брошенного в воду камня, начинают расходиться круги, затягивающие в себя все предметы вокруг: листочек, веточку и т.п. Так и от одного «брошенного» слова может начаться движение, которое дает толчок для новых ассоциаций и приводит к созданию целой истории. Опорное слово-это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные, глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания к изучаемой теме.
Например, на уроке литературы после изучения сказа П.П. Бажова «Каменный цветок» выяснили, кем был Данила? (мастером). Записываем слово. Что дает нам основание так думать? На каждую букву подбираем слово-характеристику.
Слайд 15:
М - мудрость
А - активность
С – стремление к красоте
Т - творчество
Е – единство с природой
Р - результат
Также очень эффективен прием «Фишбоун» (рыбный скелет)
Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятия, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Слайд 16:
Голова - Орфограммы-гласные буквы
верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные
нижние косточки - морфема, правило
хвост - знать условия выбора буквы.
Прием «Бином фантазии» использую с целью развития речи и творческого воображения. Даю рифмующие слова. Ученикам предлагаю пофантазировать, поиграть с ними. Необходимо прочувствовать ритм стихотворной фразы и продолжить ее. Приветствуются самые необычные и весёлые образы.
Главное в этом занятии - прежде всего, ощущение радости творчества, полёта фантазии, а также развитие чувства ритма стихотворения.
Слайд 17:
Слайд 18: Приемы технологии на стадии рефлексии.
На стадии рефлЕксии использую следующие приемы:
Написание эссе.
«Ромашка Блума» («Ромашка вопросов»)
Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме.
«Мое мнение»
Приём «Синквейн»
Прием «Написание эссе» применяю в конце урока или как домашнее задание. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я чувствую». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.
Слайд 19:Синквейны
Прием «Синквейн». Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, это стихотворение, состоящее из пяти строк,которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.Ученики очень любят писать синквейны как на уроках русского языка, так и литературы.
Это лишь некоторые приемы технологии развития критического мышления, которые располагают огромным арсеналом приемов и стратегий и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.
Слайд 20:Результативность работы по технологии РКМ.
Развивая критическое мышление учащихся, мне удалось достичь следующих результатов:
Ученик, проделывая большую мыслительную работу, усваивая информацию, анализируя её, учится делать обобщения, выделяет главное, существенное, вследствие чего повысилась мотивация к изучению русского языка и литературы, наблюдается положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца, развивается умение работы с различными источниками информации, формируется аналитическое суждение, то есть школьник обучает себя сам.
Уровень подготовки моих учащихся:
обученность составляет 100%,
качество знаний - 100 %.
Слайд 21: Наши достижения
Мои учащиеся часто занимают призовые места в проводимых в районе литературных конкурсах:
1 место в районном конкурсе детского творчества «Вдохновляющий Эрмитаж»;
3 место в районном конкурсе сочинений «Бессмертный полк»,
1, 2, 3 места в районном конкурсе «Рождественская история»,
1 место в районном конкурсе «Зеленая планета -2016»,
2 место в районном конкурсе «Покормите птиц зимой»,
2 место в районном конкурсе сочинений «Десятая муза»,
2 место в литературно – художественном конкурсе «Гренадеры, вперед!»,
3 место в районном художественно – публицистическом конкурсе «Партизанская слава»,
1 место в конкурсе творческих работ юных корреспондентов «СМИ и дети», а также многочисленные сертификаты, грамоты, дипломы за активное участие в районных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.
Уважаемые коллеги!
Закончить свое выступление хотелось бы словами древнего мыслителя Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». А кто такой учитель? Это, прежде всего тот, кто постоянно учится сам.
Слайд 22:
Спасибо за внимание.