СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: «Классификация неформальных объединений».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен материал по неформальным объединениям

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: «Классификация неформальных объединений».»

Министерство образования и науки Российской Федерации



Новосибирский государственный педагогический университет

Институт истории, гуманитарного и социального образования





ДОКЛАД

Тема: «Классификация неформальных объединений».






















Новосибирск 2014



Актуальность.

Личностное становление подростка, организация его досуга с ориентацией на просоциальную деятельность - насущные проблемы современного российского общества. Отсутствие в последние десятилетия в нашей стране необходимых и доступных условий для продуктивного, духовно насыщенного времяпровождения молодежи на фоне глубоких социально-экономических противоречий влечет за собой рост беспризорности, алкоголизма, наркомании, правонарушений. Особое внимание обращается на вовлечение подростков в неформальные молодежные объединения. Этот процесс крайне неоднозначный, интенсивно влияющий на самосознание человека, как правило, разрушающий морально-нравственные основы его личности, влекущий за собой раскол смысла жизни, а потому и всегда опасный. Учитывая, что, согласно исследованиям агентства ИТАР-ТАСС, более 15% россиян в возрасте от 10 до 30 лет объединены сегодня в неформальные молодежные объединения (в крупных городах процент выше), вопросы воспитания с учетом существующих реалий являются не только узко - специальными, сугубо педагогическими, но приобретают государственную значимость.


Цель работы: рассмотреть влияние неформальных объединений на подростков.

Задачи:
- рассмотреть группу просоциальных неформальных объединений
- рассмотреть группу асоциальных неформальных объединений
- рассмотреть группу антисоциальных групп неформальных объединений


Введение.

Наряду с детскими общественными объединениями и организациями в нашем обществе функционируют и так называемые «неформальные объединения детей, подростков и молодёжи».

Неформальное молодежное объединение (группировка) – своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей, существующее на протяжении нескольких десятилетий, часто имеющее международный характер. Неформальные объединения для ребят есть способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного (со стороны взрослых) общения.

Направленность неформальных молодежных объединений представлена широким спектром: от явно асоциальных группировок до вполне безобидных и законопослушных. Различные неформальные молодежные объединения имеют свою идеологию, специфику типичных видов деятельности, символику одежды, сленг и т.п.

Неформальная группа – это группа, деятельность, которой определяется, прежде всего, активностью ее членов, а не инструкциями каких - либо инстанций. Неформальные группы играют важную роль в жизни детей, подростков и молодежи, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать о том, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей.

За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем.

Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа, микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.

Условия зарождения неформальных молодежных организаций и их роль в развитии отечественного молодежного движения.

Молодежная субкультура - система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.

В период социально-экономических преобразований в России конца XX - начала XXI века повсеместно наблюдается рост насилия, жестокости, резко обострились проблемы воспитания подрастающего поколения. Происходящие в молодежной среде процессы не могут не вызывать острых дискуссий среди ученых: историков, философов, политологов, социологов и др. Среди многочисленных проблем молодежи, особый интерес представляет проблема неформальных молодежных объединений как объекта социально-политического анализа.

Участие молодежи в общественной и политической жизни представляет интерес не только с точки зрения ее собственного развития, но и с точки зрения совершенствования структуры всего общества, развития политической системы. От того, насколько активна молодежь, на что направлена ее преобразовательная деятельность, зависит характер общественного развития страны. Поэтому исследование неформальных молодежных объединений имеет большое значение, как для понимания процессов, происходящих внутри самой рассматриваемой социальной группы, так и для объяснения тенденций развития общества в целом. История нашей страны свидетельствует, что в периоды, когда удавалось сплотить и организовать молодое поколение, общество и государство заметно продвигались вперед в решении социально-экономических, политических, геополитических и других проблем.

Толчком к возникновению многочисленных неформальных молодежных движений в России послужили события 90-х гг. XX века: на молодежь по сути дела не обращали внимания, считая, что она сама может сделать правильный выбор. В результате этого российская молодежь, по примеру западных сверстников, давно включившихся в подобные процессы, пыталась самореализоваться путем создания различного рода неформальных групп и движений.

Возникновение неформальных молодежных организаций является во многом стихийным процессом, обусловленным социальной ситуации. Ситуация быстрого и радикального перелома, изменения основ экономической, политической и духовной жизни общества послужила стимулом к широкому зарождению и развитию субкультурных и контркультурных процессов в молодежной среде. В рамках неформальных молодежных движений и раньше существовали различные структуры и явления, представляющие собой альтернативные формы общественных и культурных процессов. Нередко они были своеобразным вызовом обществу, стихийным протестом против определенных общественных явлений.

В качестве основных причин возникновения и развития молодежного экстремизма в России можно назвать издержки социально-экономических реформ , безработицу, наркоманию, криминализацию, трансформацию духовно-нравственных и семейных ценностей, обострение межэтнических конфликтов.


Образ неформалов в общественном мнении.

Отношение к неформальным молодежным движениям в нашей стране открыто негативное. Население, правительство, политические партии считают, что неформалы разлагают общество, служат криминализации, пропагандируют насилие и т.д. Неформалов обвиняют в различных правонарушениях и преступлениях, не зная сути движения, не понимая его идеологии.

Вместо того чтобы безосновательно обвинять молодежь и ее объединении я и движения необходимо выявить причины, по которым молодые люди уходят в различного рода неформальные организации. Сегодня требуются целенаправленные воздействия на подрастающее поколение в рамках государственной молодежной политики, а для этого необходимо знать и понимать причины появления этих движений и участия в них молодежи.

К неформалам власть должна повернуться лицом: сегодня они достаточно реальная и мощная сила, которая может, как способствовать, так и препятствовать развитию государства и общества. Запрещением таких групп ничего нельзя решить. Вместо запрещенных объединений появляются новые, часто еще более радикальные. Необходимо искать другие способы решения проблемы.

Неформальные молодежные движения в принципе невозможно искоренить, так как они представляют собой для молодежи способ самовыражения и самореализации. При этом, необходимо регулировать их деятельность, чтобы они не становились явно антигосударственными, способными подорвать современные устои общества. И ни в коем случае нельзя забывать об их существовании.

Современные исследования неформальных молодежных объединений должен быть, в первую очередь, способом избавления от негативистских предубеждений и основой выработки дифференцированного подхода к оценке мировоззрения, отклоняющегося от общепринятого, и деятельности современных формальных и неформальных молодёжных объединений, не вписывающейся в стандартные рамки.

Любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно, подобно эффекту бумеранга, создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества. Возрастает опасность распространения в России молодежного экстремизма.

Обратим внимание на то, что среди представителей старшего поколения негативное отношение к молодежным субкультурам преобладает над позитивным: Вредными, разлагающими молодежь субкультурные молодежные объединения считают 39% респондентов старше 40 лет. Не видят в них ничего плохого 14% взрослых и лишь 4% находят субкультурные объединения полезными для молодежи, позволяющими ей самовыражаться.

Безразличное отношение выразили 25%, а ничего не знают о молодежных течения 15% представителей старшего поколения.

Возвращаясь к молодежи, отметим, что симпатию к тем или иным субкультурным движениям выразили около трети респондентов (30%).

Молодым мужчинам субкультуры явно интереснее, чем девушкам (39% против 24%), которые заметно чаще проявляют безразличие (52% против 38%).

Естественно, самые молодые чаще отмечают близость их взглядам тех или иных субкультурных течений. С возрастом интерес снижается и нарастает безразличие.

Существует большое количество классификаций неформальных подростково - молодежных объединений по различным признакам. В настоящее время наиболее актуальным вопросом работы с подростковыми формированиями является сохранение общественного спокойствия и профилактика правонарушений. В связи с этим наиболее приемлемой является классификация предложенная В.Т. Лисовским. На основании психолого-педагогических критериев, подростковые формирования делятся им на антисоциальные и просоциальные, асоциальные.

Антисоциальные.

Под антисоциальным или деликвентным (лат. «delinquo» — совершать проступок, провиниться) поведением подразумевается цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, то есть наказуемых согласно действующего законодательства. Основной чертой такого поведения являются совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей. В медицине антисоциальное поведение рассматривается в рамках «антисоциального нарушения личности». Признаки его проявляются уже в детском возрасте: отсутствие эмоциональной привязанности к родителям и близким, ложь, жестокость проявляемая к животным и более слабым детям, агрессивность. Такие дети часто ввязываются в драки, совершают хулиганские действия, пропускают занятия в школе, бродяжничают, совершают мелкие кражи. Антисоциальные подростки раздражительны, импульсивны, склонны к агрессии, что особенно часто проявляется в условиях дома (избиение животных, младших сверстников и др.)
Антисоциальными субкультурами принято считать движения скинхедов, гопников, чистельщиков, антифа, люберов, нацистов и др.
Антисоциальные субкультуры, как правило, закрыты для посторонних людей. Их жесткая регуляция практически всегда охватывает всю последующую жизнь входящих в нее ребят. В этих группах главным критерием является статус. Он открывает перед своим носителем солидное положение, авторитет, влияние и престиж. Такое разграничение впоследствии влияет не только на положение ребят в субкультуре, но и характеризует дальнейшую судьбу определенного человека.
Практически каждый лидер антисоциального движения создает для своих сторонников иллюзию свободы и добровольности. Но это не всегда так. В основном лидеры субкультур обладают автократическим складом, подавляющим всех остальных ребят. По сути, такое руководство превращает ни чего неподозревающих членов движения в марионеток, готовых беспрекословно выполнять любые указания своего «главаря», тем самым лишая себя выбора. Поэтому в большинстве случаев члены движения не имеют права на выход из группы. В противном случае непослушание жестоко карается.
К сожалению, под категорию «антисоциальные» в настоящее время подпадает подавляющее большинство молодежных движений.

Просоциальные.

Просоциальные неформальные клубы или объединения – это социально-положительные, приносят пользу обществу. Эти объединения приносят пользу обществу, и решают социальные проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, памятников архитектуры, реставрация храмов, решают экологические проблемы).
Зеленые - называют себя различные, существующие почти повсеместно объединения экологической направленности, активность и популярность которых неуклонно растет.
Среди наиболее острых проблем, проблема охраны окружающей среды занимает не последнее место. За ее решение и взялись “зеленые”. Экологические последствия строительных проектов, размещение и эксплуатация крупных предприятий без учета их влияния на природу и здоровье людей. Различные общественные комитеты, группы, секции развернули борьбу за удаление таких предприятий из городов или их закрытие.
Первый такой комитет по защите озера Байкал был создан в 1967 году. В него вошли представители творческой интеллигенции. Во многом благодаря общественным движениям был отклонен “проект века” по переброске вод северных рек в Среднюю Азию. Активисты неформальных групп собрали сотни тысяч подписей под ходатайством об отмене этого проекта. Такое же решение было принято по поводу проектирования и строительства АЭС в Краснодарском крае.
Численность экологических неформальных объединений, как правило, невелика: от 10-15 до 70-100 человек. Неоднороден их социальные и возрастной состав. Свою малочисленность экологические группы с лихвой компенсируют активностью, которая привлекает к ним большие массы людей, выступающих в поддержку различных природоохранных инициатив.
Так же к просоциальным неформальным объединениям относятся объединения защиты памятников, памятников архитектуры, общество охраны зверей, общество охраны лесов Амазонки.

Асоциальные.
Асоциальные группы - это группы, которые стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества. Примеры: панки, байкеры, хиппи, готы.
Считают себя свободными людьми, независимыми от родителей и общества.
Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами. Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, но нередко совершают их в проблемных, конфликтных ситуациях или при благоприятных для этого условиях.
Асоциальная молодёжная субкультура выделяется в общем русле молодёжной субкультуры как негативное социально-психологическое явление, отражающее специфический способ жизнедеятельности группы, в нравственном и психологическом плане обособленной и отчуждённой от других групп. В широком смысле под антисоциальной субкультурой понимаются все отрицательные социально-психологические проявления деятельности, отношений и общения людей, в узком смысле - нормы, ценности, традиции, обычаи, привычки, образ жизни правонарушителей.
Элементы такой субкультуры сосредоточиваются в криминальных группах и других закрытых и полузакрытых общностях. К признакам антисоциальной субкультуры относятся её тайный характер, негативное отношение членов группы к общепринятым правилам, система атрибутов и символов, обязательных для выполнения всеми носителями субкультуры.
Асоциальные молодёжные группы - противостоящие обществу и представляющие для него опасность, социальные группы с криминальной ориентацией. Социальные предпосылки их возникновения: кризис общества и семьи, социальная несправедливость, бюрократизм государственных. и общественных организаций и особенно учебно-воспитательных учреждений, неразработанность систем социального воспитания, плохая организация досуга, а в результате - разочарование молодёжи в нравственных идеалах и ценностях общества, формирование взглядов и норм, вступающих в противоречие с общепринятыми.

Вывод.

В педагогическом плане неформальные молодежные объединения - явление крайне противоречивое и неоднозначное. С одной стороны, это закономерное порождение молодежной субкультуры, в рамках которой подросток «отрабатывает» идентификационную поведенческую модель, расширяет представление о социальных стратах «взрослые» и «дети». Неформальное молодежное объединение способно превратиться для молодого человека в ту социальную нишу, которая, на первый взгляд, удовлетворяет его насущные потребности в общении с ровесниками, в самовыражении, самоутверждении, а также компенсирует дефицит искреннего внимания и интереса со стороны близких. С другой стороны, воспитательный потенциал неформальных объединений изначально антигуманен, ибо в них присутствует идеологическое давление на личность, отмечаются препятствие ее морально-нравственному, духовному развитию, культивирование физиологических, гедонистических, асоциальных потребностей. Личностно дезориентирующее начало неформальных молодежных объединений раскрывается в ситуациях первичного профессионального самоопределения подростка, выбора им жизненного пути. Несмотря на то, что неформальные молодежные объединения в значительной мере отличаются от криминальных группировок, имеют широкий содержательный диапазон, пребывание в них подростка - это всегда нахождение в зоне риска, где часто нивелируется грань между правовым и противоправным поведением, гуманно ориентированными этическими взглядами и безнравственными поступками.
В свою очередь, современные педагоги недостаточно владеют информацией относительно специфики неформальных молодежных объединений, будучи более склонными игнорировать факты вовлечения учащихся в них или опираться только на наказание как метод воспитания «неформалов». Столь же несведущими в данном вопросе остаются и современные родители, реализующие авторитарный или либеральный (попустительский) стили воспитания. В подобных условиях именно образовательные учреждения, прежде всего средние школы, становятся оплотом целесообразной педагогической деятельности по продуктивному взаимодействию с учащимися, вовлеченными в неформальные группы.
Для того чтобы работа с подростками-членами неформальных молодежных объединений была качественной и результативной, она должна вестись комплексно и системно при активном взаимодействии педагогического коллектива и семьи по следующим направлениям: учебному, воспитательному. В самом воспитательном направлении важно выделить следующие блоки: просветительский, профилактический, психологический, трудовой, развлекательный.