МОУ Михалевская СОШ
Выступление на педагогическом совете
по теме:
Конфликт между
педагогом и ребёнком
10.04.2018 г.
«Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителями и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учителя». В.А.Сухомлинский.
Школа – одна из основных ступеней социализации. В ней происходят два независимых относительно друг друга процесса: обучение и подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Цель учебной деятельности и пути ее достижения учителями и учащимися воспринимаются по-разному. Это является одним из главных, что определяет школу как объективно конфликтогенный институт.
Поговорим о причинах конфликтных ситуаций между учителем и учеником и достойном их разрешении.
В течение рабочего дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками, родителями по разным поводам. И, естественно, в общении возможны недоразумения. И ситуация может перейти в конфликт.
Ученику трудно каждый день соблюдать правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому незначительные нарушения общественного порядка естественны: возможны ссоры, обиды, перемены настроения и т.п.
Погасить конфликт — это значит перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы.
Лучше всего, если учитель сведет на нет напряженную ситуацию в самом начале ее возникновения, не доводя до стадии нескрываемой враждебности
Например, очень легко спровоцировать продолжение конфликта повышением голоса, что может спровоцировать в ответ аналогичные действия.
Чаще всего конфликты у учителя возникают с учениками, которые по той или иной причине отстают от предмета, преподаваемого учителем или же недобросовестно подходят к его изучению.
В некоторых случаях для разрешения ситуации учителю следует попытаться вдохновить ученика на старательную работу.
Обратные утверждения, заявления о том, что ученик не способен выполнить то или иное задание могут только усугубить ситуацию. При общении учителя с ребенком важно не выказывать никаких личных негативных эмоций.
Также у учеников зачастую достаточно завышенные требования к справедливости учителя, поэтому в решении спорных вопросов учитель должен обращать внимание на то, что дети сразу же отреагируют на предубежденные решения.
Самое главное, чтобы ребенок понимал, что его принимают даже при плохом настроении и был настроен на улучшение отношений со своими сверстниками.
Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.
Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.
Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.
Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе.
Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
Пример
Ученица плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.
Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.
Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.
По профилактике межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте можно использовать следующие формы работы: массовые мероприятия (спортивные праздники экскурсии, интеллектуальные марафоны, классные часы, родительские собрания.
Учитель должен быть примером и образцом для подражания. Находить нужный стиль общения с каждым ребёнком, вызывать к себе уважение, иметь авторитет среди детей.
контролировать свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;
не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я»-высказывания;
не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить);
не отвечать на агрессию агрессией (не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям;
дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»;
независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком
по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);
не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.
Профилактика конфликтов важна, она предупреждает последствия, которые имеет любой разрешенный конфликт.
«Профилактика конфликта в системе «учитель – родитель »
Все родители лелеют мечту о том, чтобы их ребенок ходил в школу с удовольствием. А еще, было бы неплохо, если при этом он и учился на отлично. Но иногда случается так, что учитель и ученик не могут поладить друг с другом. А в результате такого личного конфликта, может пострадать успеваемость ребенка. Да и качество работы учителя, вполне вероятно, это тоже затронет. В отдельных случаях, такой конфликт может перерасти в нечто большее. Скажем, помимо учителя и ученика в него могут быть вовлечены и родители, что, несомненно, в свою очередь отразится на ребенке. К счастью, в большинстве подобных ситуаций можно легко разобраться. Но не стоит при этом пренебрегать интересами детей. Их вы должны учитывать в первую очередь!
Как и в любой конфликтной ситуации, путь к решению проблемы пролегает через переговоры. Попробуйте понять, в чем заключается истинная суть проблемы. Возможно, у ребенка возникли сложности в отношениях с одноклассниками, или появились банальные трудности в учебе, и он переносит эти негативные переживания на своего учителя.
Итак для преодоления конфликтной ситуации педагогу необходимо:
Раскрыть её причины
Не допустить перехода в длительный конфликт
Завладеть ситуацией, использовать её познавательные и воспитательные стороны
Найти пути предупреждения или погашения конфликта
Поддержать даже «плохих» учащихся.