Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №8»
Мнемотехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель Орликова О.В.
Сорочинск, 2022
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Ушинский К. Д.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, преобразованной в комбинации зрительных образов.
Использование мнемотехники позволяет решить такие задачи как:
- развитие познавательной активности;
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие ассоциативного мышления, воображения;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие связной речи;
Мнемотехнику в детском саду называют по разному:
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику - сенсоро-графическими схемами;
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями;
Глухов Вадим Петрович - блоками – квадратами;
Большева Татьяна Васильевна - коллажем;
Ефименкова Людмила Николаевна – схемой составления рассказа.
В рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
Особенность методики – применение не только изображения предметов во время кодирования текстов, но и придуманных символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких животных - лес.
Основные приемы мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение.
Для 3 – 5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы :
солнышко – жёлтое,
небо – синее,
огурец – зелёный.
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек во всех возрастных группах ДОУ.
Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.
Для заучивания стихотворений необходимо придерживается следующей последовательности.
Этапы работы над стихотворением:
1. Воспитатель выразительно читает стихотворение.
2. Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Так же мнемотехнику можно применять и для заучивания загадок.
Коррекционно – развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них :
- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
- стимуляция умственной активности;
- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Мнемотехника может успешно использоваться педагогами – дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение.
Примеры мнемотаблиц
Занятие по мнемотаблицам на тему «Зима» в старшей группе
Спасибо за внимание!