СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме:"Мнемотехника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мнемотехника и как её применять.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме:"Мнемотехника"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №8» Мнемотехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Подготовила: воспитатель Орликова О.В. Сорочинск, 2022

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8»

Мнемотехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Орликова О.В.

Сорочинск, 2022

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Ушинский К. Д. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, преобразованной в комбинации зрительных образов. Использование мнемотехники позволяет решить такие задачи как: развитие познавательной активности; развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие зрительного и слухового внимания; развитие ассоциативного мышления, воображения; развитие мелкой моторики рук; развитие связной речи;

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Ушинский К. Д.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, преобразованной в комбинации зрительных образов.

Использование мнемотехники позволяет решить такие задачи как:

  • развитие познавательной активности;
  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • развитие зрительной и слуховой памяти;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие ассоциативного мышления, воображения;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие связной речи;

Мнемотехнику в детском саду называют по разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику - сенсоро-графическими схемами; Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями; Глухов Вадим Петрович - блоками – квадратами; Большева Татьяна Васильевна - коллажем; Ефименкова Людмила Николаевна – схемой составления рассказа.

Мнемотехнику в детском саду называют по разному:

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику - сенсоро-графическими схемами;

Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями;

Глухов Вадим Петрович - блоками – квадратами;

Большева Татьяна Васильевна - коллажем;

Ефименкова Людмила Николаевна – схемой составления рассказа.

В рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей: - социально – коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно – эстетическое развитие;

В рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

Особенность методики – применение не только изображения предметов во время кодирования текстов, но и придуманных символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких животных - лес.

Особенность методики – применение не только изображения предметов во время кодирования текстов, но и придуманных символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких животных - лес.

Основные приемы мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение.

Основные приемы мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение.

Для 3 – 5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные  образы : солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный.

Для 3 – 5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные  образы :

солнышко – жёлтое,

небо – синее,

огурец – зелёный.

  Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек во всех возрастных группах ДОУ. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

  Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек во всех возрастных группах ДОУ.

Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

Для заучивания стихотворений необходимо придерживается следующей последовательности. Этапы работы над стихотворением: 1. Воспитатель выразительно читает стихотворение. 2. Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. 3. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. 4. Воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме. 5. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. 6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Так же мнемотехнику можно применять и для заучивания загадок.

Для заучивания стихотворений необходимо придерживается следующей последовательности.

Этапы работы над стихотворением:

1. Воспитатель выразительно читает стихотворение.

2. Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Так же мнемотехнику можно применять и для заучивания загадок.

Коррекционно – развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из  них : воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.   Мнемотехника может успешно использоваться педагогами – дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение.

Коррекционно – развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из  них :

  • воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
  • стимуляция умственной активности;
  • развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
  • расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Мнемотехника может успешно использоваться педагогами – дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение.

Примеры мнемотаблиц

Примеры мнемотаблиц

Занятие по мнемотаблицам на тему «Зима» в старшей группе

Занятие по мнемотаблицам на тему «Зима» в старшей группе

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!