ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:
“Понятия «педагогическая ситуация», «педагогическая задача».
Классификации, типы и виды”
Педагогическая задача – это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.
Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от "незнания" к состоянию "знания", от "непонимания" к "пониманию", от "неумения" к "умению", от беспомощности к самостоятельности.
Поскольку каждый человек неповторим, постольку решение педагогической задачи сложно и неоднозначно. Поэтому существуют различные способы перевода человека от одного состояния к другому.
В педагогической науке принято классифицировать педагогические задачи по следующим основаниям:
в соответствии с временным признаком – стратегические, тактические, оперативные;
в соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе – дидактические, воспитательные;
в соответствии с технологическим подходом – собственно педагогические и функционально-педагогические.
Стратегическими называют педагогические задачи, вытекающие из общей цели образования. Они формируются в виде ряда представлений о базовой культуре человека, которая выступает предметом педагогических задач. Стратегические задачи задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития, и определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности.
Тактические задачи – это стратегические задачи в реальном педагогическом процессе. Они приурочены к определенному этапу решения стратегических задач, но сохраняют свою направленность на итоговый результат образования.
Оперативные задачи – это педагогические задачи, которые встают перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности.
Дидактические задачи направлены на управление учебно познавательной деятельностью учащихся. Они подразделяются на учебные (на решение которых направлены действия, составляющие учебную деятельность) и критериальные (которые должен научиться решать ученик, описание которых дается в учебных программах в виде требований к знаниям и умениям учащихся).
Воспитательные задачи призваны управлять процессом воспитания подрастающего поколения. В общем случае они подразделяются на задачи социального, умственного, нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания.
Собственно педагогические задачи связаны с изменением личности ученика, переводом ее из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученности, развитости.
Функционально-педагогические задачи направлены на выбор форм, методов и средств реализации собственно педагогических задач.
Выделяются несколько типов задач:
задачи на осмысливание некоторых существенных признаков, учебных определений и понятий;
задачи по методам исследовательской работы, где требуется наблюдать за поведением ребенка, беседовать с ним;
задачи на понимание мотивов поведения ребенка, умение педагогов обобщать, устанавливать правильные взаимоотношения с детьми;
задачи, требующие определение этапа возрастного развития ребенка, по соответствующим действиям, поведению.
Педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой. Это концентрированное выражение педагогического процесса и педагогической системы в их временном пространстве.
Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому любая ситуация по сути проблемная. Педагогическая ситуация всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать стихийно в процессе проведения занятия, экзамена, экскурсии.
Виды педагогических ситуаций:
ситуации стимулирования;
ситуации выбора;
ситуации успеха;
конфликтные ситуации;
проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач;
ситуации риска;
ситуации критики и самокритики;
ситуации помощи и взаимопомощи;
ситуации угрозы наказания;
ситуации самооценки;
ситуации общения;
ситуации подчинения;
ситуации убеждения;
ситуации обвинений и выдержки;
ситуации быстрого переключения в работе и общении;
ситуации соревнования и соперничества;
ситуации сопереживания;
ситуации проявления невнимания;
ситуации ограничения;
игровые ситуации;
ситуации ответственных решений;
ситуации освоения новых способов деятельности;
ситуации выражения веры и доверия;
ситуации предъявления требований;
тренинговые ситуации;
ситуация расхолаживания дисциплины и дезорганизации
Классификация педагогических ситуаций:
по месту возникновения и протекания (на уроке, вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.);
по степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);
по степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);
по степени управляемости (жестко заданные, неуправляемые, управляемые);
по участникам (студент-студент, студент-преподаватель и т. д.);
по заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);
по содержанию (учебные, создаваемые в целях обучения): проблемные, политехнические, производственно-технические.
Большинство ситуаций носит коммуникабельный характер (ситуации общения).
по характеру (дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные).
Заключение
Педагогическая задача — это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знания, умения или качества личности.
Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Эти условия могут, как способствовать, так и препятствовать успешному решению задачи. Однако для человека большую ценность представляют ситуации педагогической помощи, а именно поддержка в процессе адаптации к новым условиям и в состояниях и ситуациях, сопровождающих данный процесс: растерянности и депрессии, конкуренции, возникающего конфликта и эмоционального взрыва, а также при достижении успеха.
В отличие от задач педагогики, ситуация всегда ориентирована на взаимодействие обучаемого и педагога. В то время как задача позволяет проанализировать сложившуюся ситуацию и адаптировать её для принятия мер и решений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ажыкулов, С. М. Значение понятия педагогической ситуации о неоднородности возникновения педагогических ситуаций / С. М. Ажыкулов // Вестник Таджикского национального университета. – 2015. – Т. 1, № 3-11. – С. 305-308
Лапыко Т. П. Развитие профессиональной компетентности учителя в решении педагогических задач : дис. – М., 2002, 2002.
Головина, В.А. Методические указания для решения педагогических задач по курсу Педагогика для обучающихся программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 54.02.01 дизайн (по отраслям) / В.А. Поплёвина. – Тамбов: Изд-во ООО Орион, 2018. – 105 с.
Руднева Елена Леонидовна, Ткачева Ольга Николаевна, Шмырева Наталья Александровна Педагогические задачи и ситуации как средство профессиональной подготовки будущих педагогов // Сибирский педагогический журнал. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-zadachi-i-situatsii-kak-sredstvo-professionalnoy-podgotovki-buduschih-pedagogov (дата обращения: 28.05.2024).
Яхьяева, М. У. Этапы и формы педагогического проектирования / М. У. Яхьяева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5). — С. 75-78. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/448/ (дата обращения: 28.05.2024).