Доклад
на методическом объединении учителей начальных классов
МБОУ «Санномыская СОШ»
Тема: Рефлексия обучающихся на уроках в начальной школе
Чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённых знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.
По ФГОС рефлексия в начальной школе является неотъемлемой частью образовательного процесса и предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Я, как учитель начальных классов, применяю на своих уроках рефлексию. Сейчас я расскажу о рефлексии в завершении урока, о её видах и методах и приемах её проведения.
Что такое рефлексия?
В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает:
ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
какой вклад в общее дело он может внести;
может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников.
То есть рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые ему потребуются: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Замечены следующие изменения, когда рефлексия практиковалась регулярно:
Дети начали более осознанно относиться к изучаемому на уроках материалу, представлять, где и когда в жизни они смогут применить получаемые знания.
Учащиеся стали более верно понимать ценность своей работы на уроке.
Развилась самостоятельность, ответственность.
Дети стали более внимательно относиться друг к другу, классы стали более сплочёнными.
Какая бывает рефлексия?
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
По содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек,
жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
III. По цели: эмоциональная.
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.
Рефлексию можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При индивидуальных занятиях (обычно их проводит школьный психолог), ребёнок анализирует собственную личность, её ценность для коллектива. Этот способ особенно важен для выявления детей с заниженной и чересчур завышенной самооценкой, которые нуждаются в психологической помощи.
При коллективной рефлексии, которую проводит учитель в конце урока, обращается внимание на вклад каждого в общее дело, анализируется взаимная помощь учащихся, их находки, озарения и решения, которые привели к общему успеху. Предлагается представить, что бы было, если бы некоторые учащиеся отсутствовали.
Конкретные примеры рефлексии в конце урока из моего опыта
Детям в начале урока раздаются карточки разного цвета – от ярко-оранжевого до чёрного.
В конце урока учитель предлагает выбрать ту карточку, которая соответствует их эмоциональному состоянию на уроке. Каждый ребёнок может выбрать не одну, а две или даже три карточки, в соответствии с этапами урока.
«Погода на уроке». В конце урока учитель спрашивает ребят, какой сегодня была погода на уроке. Если всё, по мнению учащегося, получилось, он говорит, что было солнечно, если было скучно, неинтересно – значит, шёл дождик, было пасмурно, если же ребёнок испытывал негативные эмоции – обиду, злость на своих товарищей, чувство несправедливости – значит, сверкала молния и была гроза.
Сказочные герои. Дети рассказывают, какой сказочный герой, по их мнению, сегодня посетил урок. Если удалось осилить сложный материал, научиться чему-то значительному – значит, приходил богатырь, а если ничего не получилось, то класс посетила старуха Шапокляк. Если было скучно, и дети испытывали грусть, значит, пришла царевна Несмеяна. Дети сами подбирают сказочного героя для характеристики своих ощущений от урока. Называя героя, учащийся должен объяснить свой выбор.
Поэтапная рефлексия
Способы этой рефлексии дают возможность ребёнку оценить, насколько он продвинулся в изучении материала, насколько хорошо ему удалось понять объяснение учителя.
«Пьедестал почёта». Каждый ученик на листочке рисует пьедестал почёта и символическую фигурку человечка, которую помещает на первое, второе или третье место.
«Горка» или «Лесенка». Подножие горы представляется учащимися, как начало изучения конкретной темы или раздела, а вершина – полное понимание всего необходимого материала. Учащийся должен отметить точку, на которой он в данный момент находится.
Рефлексия осознания материала
Предлагаю детям облако «тегов», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
- сегодня я узнал…
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось… и т.д.
Итоговая устная рефлексия.
Для оценки своих успехов на уроке можно использовать математические знаки, каждый ребёнок делит страницу в тетради на две колонки, на одной пишет плюс, на другой – минус, и в каждую из колонок пишет тот вид деятельности, который ему сегодня наиболее удался.
Для первоклассников, которые ещё только учатся писать, при наличии свободного времени в конце урока, можно применить рисунки. Дети рисуют то, что им понравилось на уроке. Затем учитель выборочно вызывает детей, и они показывают свои рисунки и объясняют их.
Детская рефлексия является не только методом развития личности учащегося, но и огромным подспорьем в работе учителя. Анализируя ответы детей, учитель может скорректировать свою работу, обратить внимание и на свои собственные ошибки и недоработки.
Мы хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
Для успешной работы на уроках можно применять и другие методы, приемы и виды рефлексии. В моем докладе представлена маленькая часть рефлексии.
Учитель начальных классов: Петрова А.А.
Источник: интернет-ресурсы.