СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме самообразования "использование педагогических технологий на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме самообразования "использование педагогических технологий на уроках географии"»

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ"

Интерес школьников к изучению предмета падает из-за «сухости» изложения материала в учебниках, его большого объема, высокой степени научности и недостаточной доступности для разных групп учеников.

       Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью учеников, чтобы обязательно каждый, почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех — первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя.

       Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. Опытные педагоги хорошо знают это.  Нужно  не злоупотреблять попреками, замечаниями, двойками.

       Мое педагогическое кредо: увлекать детей своей любовью к географии.

Как это сделать?

       Я применяю элементы технологии развивающего обучения, использую один из методов  проблемного обучения – частично - поисковый  и  технологию  критического мышления (перепутанные логические цепочки, прием «инсерт», чтение с остановками вопросов, таблица «знаю, хочу знать - узнал»)  и т. д. Все это позволяет создать атмосферу сотрудничества, повышает учебную мотивацию. Практически на каждом уроке использую информационно - компьютерные технологии, которые помогают при помощи наглядности, улучшить понимание материала, увеличивают интерес к географии, в результате происходит рост качества знаний учащихся.

 Позвольте мне  представить вам фрагмент урока в 7 классе. Тема  «О торговых ветрах и конских широтах». Тип урока: комбинированный урок.  Уровень – базовый.

Кто - нибудь слышал это словосочетание «О торговых ветрах и конских широтах»

Если мы об этом ничего  не знаем, какой вопрос  зададим?

Что это такое?

Если мы не знаем, где это находится? Какой вопрос мы поставим?

Где?

Если мы не понимаем причины этих явлений?  То вопрос –  почему?

Ответив на эти вопросы, мы придем к цели урока, узнаем, что такое торговые ветра и конские широты.

- Вся территория нашей планеты получает  одинаковое количество солнечного тепла? ( Нет)

- Почему? (разный угол падения солнечных лучей)

- Почему разный угол падения солнечных лучей? Может сами лучи такие кривые? (земля имеет форму шара)

- Где будет наибольший угол падения солнечных лучей, и где наименьший?

-Как это повлияет на температуру у поверхности Земли?

- Как ведет себя легкий и теплый воздух на экваторе?  Почему батареи стоят внизу под окном, а не вверху?

Таким образом, вдоль экватора, образуется зона, где воздух поднимается вверх.

- Как, вы, думаете, какое образуется давление высокое или низкое?

Скажите, а на полюсах, какие температуры?

- Что будет происходить с холодным воздухом?

Значит, давление  будет …….

       У вас на столах лежат перепутанные логические цепочки. Установите причинно - следственные связи на основе, имеющихся данных.

географическая широта  – разный угол падения солнечных лучей  –количество солнечного тепла  - температура воздуха

  теплый воздух, легкий  – поднимается вверх – низкое давление – выпадают осадки

географическая широта  – разный угол падения солнечных лучей  –количество солнечного тепла  - температура воздуха

холодный воздух, тяжелый  – опускается вниз - высокое давление -  осадков мало

Обсуждение правильности построения логических цепочек.

- Почему на экваторе большое количество осадков?  Что произойдет с воздухом, когда он поднимется вверх? (он остынет, и вся влага в нем конденсируется - выпадут осадки)

Воздух растекается к полюсам. Но охлажденный воздух на высоте не имеет силы добраться до полюсов и опускается на тропиках.

- В тропиках холодно или жарко?  А почему тогда не образуются осадков?  (они не долетают до Земли, испаряясь)

В умеренных широтах область низкого давления, что здесь будет с осадками?

А как на полюсах обстоит с осадками, если там пояс высокого давления? Откуда взялся лед толщиной до 4 километров?

- Ветер это горизонтальное или вертикальное перемещение воздуха?

В природе постоянно происходит перемещение воздуха  вдоль поверхности Земли.

Сейчас мы проведем эксперимент и создадим ветер.

Надуем шарик. Немножко выпустим воздух.

- Где температура выше в шарике или в комнате?

Где больше давление?

Значит, в шарике мы можем сказать воздух более холодный, чем в комнате, и давление в нем высокое, а в комнате низкое. Ветер всегда дует из высокого в сторону низкого давления.

- Если мы его отпустим,  то он улетит, и мы получим ветер.

       Ветра, дующие из тропиков в сторону экватора - это пассаты, от тропиков к умеренным широтам Западные ветра, а с полюсов в умеренные широты – стоковые. Они закручиваются вокруг полюсов в северном полушарии по часовой стрелке, а в южном наоборот.

       Из трех ветров, которые мы узнали, какие можно отнести к торговым? ( пассаты, из Европы перемещались в Вест - Индию корабли, благодаря попутному ветру)

       Мы можем показать, где торговые ветра дуют? Почему они образовались, можем объяснить?

       Как вы думаете, где могут быть конские широты?

С каким они давлением связаны? 

К полярным широтам мы можем отнести конские широты?

А где еще высокое давление?

       Эти области страшили мореплавателей в прошлом своими непостоянными ветрами и частыми штилями. В Северном полушарии, в особенности в районе Бермудских островов, парусные суда, на которых перевозили лошадей из Испании в Новый Свет, часто попадали в штиль. Когда на судах подходили к концу запасы воды, первыми ограничивали в ней животных. Умерших от жажды или еще живых лошадей сбрасывали за борт, принося их в жертву ради сохранения воды для людей. Путешественники и моряки описывали, что море «усыпано телами лошадей», и возможно, с этим связано название этих широт.

Результативность применение педагогического опыта.

Результаты использования моего опыта следующие.

  Формирование исследовательской компетентности.

За последние 2 года  2 победителя муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по географии. 2 ПРИЗЕРА на краевом уровне в конкурсах естественно-научного цикла. Призер « Всероссийского молодежного чемпионата»

  Заключение

Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Вовлеки меня и я научусь.

Мудрая китайская пословица

География - предмет, который охватывает широкие межпредметные связи и обладает большим развивающим потенциалом. Урок географии, организованный с использованием технологий проблемного обучения, элементов критического мышления и ИКТ, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным уроком. Создается атмосфера совместного поиска и решения проблем, ПОВЫШАЕТСЯ МОТИВАЦИЯ, А ВСЛЕДСТВИИ УЛУЧШАЕТСЯ  КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ.