Секция «Духовные ценности молодежи – главный ресурс общества»
XIII Рождественских образовательных чтений
«Молодежь: свобода и ответственность»
Семья, школа, Церковь: сотрудничество в нравственном воспитании
детей и молодежи.
Доклад подготовила: Добрыднева Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Будоговищенская ООШ»
Слайд 1.
Проблема в нашей современной действительности возникла как-то вдруг: то, что было так важно 100 лет назад, вдруг стало неважно. И то, что было 50 лет тому назад, вдруг тоже неважно. А что осталось важно веками и до сих пор? Семья, Дети, Школа и Церковь.
Что же сделать, чтобы эти жизненно необходимые ценности сохранить? В государстве есть и Церковь, двери Храмов открыты, и Семья признана как социальный институт, и Школа, которую постоянно модернизируют. И есть дети, которые идут…..куда идут?
Общей главной задачей всех времён было созидание из детей высоко - нравственных личностей, которые готовы создавать крепкие семьи и сильное государство.
Ориентиром в деле воспитания раньше в России всегда являлась Церковь, в 20 веке картина изменилась. Смена нравственных устоев в обществе, развал семьи стали приметами времени. Да, и школы оказались в растерянности в 90 годы, появилась хромота в образовании, когда нужно было плыть в рыночную экономику, а маршрута никто не знал!
А Церковь в мире меняющемся, сохранила и сохраняет свою основу, все исказились, а она нет. Вывод ясен - необходимо вернуть силу союза Церкви – Семьи и - Школы.
Исторически на Руси родитель, учитель и священнослужитель в деле образования и воспитания всегда шли рядом, и вместе делали великое дело. И сегодня важно всмотреться в это триединство с педагогической позиции и определить назначение и призвание каждой из этих сфер в деле воспитания подрастающего поколения.
Слайд 2.
Воспитание происходило прежде всего в семье, где ребенок проводил большую часть жизни. Именно в семье закладывались первоосновы воспитания, обучения и даже образования, на которые человек опирался в своей последующей жизни. В семье он запечатлевал дух, уклад, обычаи и образ отношений всех домочадцев, получал первоначальные трудовые навыки, представления о мире, Боге, человеке.
Слайд 3.
Но семья своими силами не могла решить задачу образования, поэтому на помощь ей приходила школа, значительно расширяя и углубляя полученные в семье знания. Школа, в историческом процессе возникшая значительно позже семьи, была призвана поддержать семейное воспитание и восполнить его необходимым комплексом знаний, формирующих христианское мировоззрение учащихся.
Слайд 4.
Еще более важную — освящающую — роль имела Церковь, где подрастающее поколение приобщалось к подлинной церковной жизни — вероучению, богослужению, таинствам, столь необходимым в духовно-нравственном становлении личности под руководством пастырей.
Слайд 5.
Семья призвана воспитать из младенца, явившегося на свет, человека, умеющего любить, радоваться, чувствовать и познавать мир. Школа помогает ввести человека в общественную жизнь, снабжает его необходимыми знаниями, приобщает к культуре своей страны, воспитывает ответственного гражданина и патриота. Церковь же приобщает человека к целостной мировоззренческой и культурной традиции с определённой системой нравственных норм, высших духовных ценностей. В этой связи духовно-нравственное воспитание призвано решать задачу становления истинно человеческого в человеке, раскрытия в нём духовного начала, определяющего его поведение и весь образ жизни.
Церковь, семья и школа, помогая друг другу, решали самую трудную на земле задачу - правильного воспитания детей и молодежи.
Педагогический коллектив школы на протяжении уже нескольких лет реализует социальный проект «Возрождение» и успешно использует своеобразное социально-образовательное пространство в целях духовно-нравственного воспитания детей, опираясь на тесное сотрудничество родителей, педагогов и священнослужителей.
Слайд 6.
В первую очередь нравственное воспитание школьника происходит в процессе обучения. Урок – место коллективных действий и переживаний. Факультативные занятия направлены не только на обучение, но и на развитие, воспитание наших учеников. Преподавание курсов «Основы православной культуры» и «Основы духовно-нравственной культуры России» вошло в систему учебно-воспитательной работы школы.
Слайд 7.
Восстановленная на территории школы Часовня помогает приобщать детей к православной культуре русского народа, русским традициям и духовному наследию наших предков. Встречи детей, родителей и педагогов со священнослужителями, беседы о прекрасном мире, созданном Богом, о тайнах бытия и о духовных заповедях, стали доброй традицией.
Слайд 8.
Обширна и содержательна программа совместных мероприятий школы, семьи и Церкви: рождественские праздники, концерты духовной музыки, знакомство с монастырями, конкурс творческих работ «Красота Божьего мира», русские народные гулянья, Дни воинской славы, акции Памяти.
Все эти мероприятия являются необходимыми звеньями воспитательной системы школы, где интересы семьи, школы и Церкви совпадают по главному критерию – воспитанию духовно-нравственной личности.
Слайд 9.