Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сокольниковская средняя общеобразовательная школа
Моршанского района Тамбовской области
Доклад по теме Педагогического совета: «Современный урок – как основа эффективного и качественного образования»
Выполнила: учитель
начальных классов
Харламова О.В.
Вот уже второй год я работаю по обновлённым ФГОС. Основной формой обучения является урок. Изменилась деятельность учителя, реализующего ФГОС, изменились и технологии обучения. Современный урок-это новый тип отношений между учителем и учеником, он основан на сотрудничестве и сопровождении, а не на проведении урока.
Основная проблема, с которой я столкнулась - отсутствие учебников к новой программе. Но эта проблема оказалась решаема.
Есть темы из старых учебников, которые можно использовать на уроке. А есть темы, которые отсутствуют в старых учебниках, но предусмотрены новой программой. Отсутствующие темы мы берём из учебников других авторов, используем собственные конспекты занятий, электронные ресурсы, делаем распечатки электронных версий рабочих тетрадей.
У всего этого есть свои плюсы и минусы. Плюсом является то, что мы отбираем содержание урока в соответствии с интеллектуальными возможностями класса(опираясь на уровень развития класса). Темы обширные и мы , составляя урок , подбираем задания, требующие отработки. К каждому уроку мы распечатываем так называемые «страницы учебника» по русскому языку, математике, литературному чтению. Требуется большое количество бумаги, более частая заправка картриджей, огромная подготовка учителя, которая занимает много времени.
Рабочие листы по математике и русскому языку не сохраняются . Мы завели по этим предметам тетради , в которые вклеиваем правила по изученным темам. По литературному чтению у каждого ребёнка есть папка с файлами, куда вкладываются изучаемые произведения. По окружающему миру мы ведем тетради обычные и пишем в них опорные конспекты изучаемых тем. Делаем распечатки и тоже их вклеиваем в тетради. По этим записям ребята готовятся к уроку. В помощь приходят презентации, видеоролики, используем цор.
На уроках литературного чтения мы занимаемся созданием групповых проектов по творчеству писателя, с которым знакомились на протяжении нескольких уроков. В этом году мы делали такие проекты по сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке»Группы создаются по рядам, определяю главного в группе, который распределяет кто что принесёт для проекта. Приносят и рисунки, и ребусы, и загадки, интересные факты. Затем всё это раскладывают, приклеивают и вывешивают на стену. Ребятам интересно на переменах увидеть творчество других групп, поразгадывать загадки, ребусы , кроссворды. А сколько радости им приносит то, что ребята из других классов интересуются их работами. При изучении басен мы их инсценируем, создавая образ героев. Нравится надеть маску или какой-то атрибут.
Современный урок имеет практическую ориентированность. То есть он направлен на решение жизненных, а не узко учебных задач. Готовясь к урокам математики , часто переделываю вопросы некоторых задач, чтобы они носили практическую направленность. Например: длина садового участка 10 метров, а ширина 8 метров. Найди периметр участка. Я изменяю : Хватит ли 40 метров проволоки, чтоб огородить этот участок по всему периметру.
У Саши 25 рублей. Он купил карандаш за 7 рублей и ластик за 6 рублей. Сколько сдачи получит Саша?
У Саши 25 рублей. Он купил карандаш за 7 рублей и ластик за 6 рублей. Хватит ли оставшихся денег на покупку ручки за 11 рублей.
Включаю работу с таблицами(задание из впр)
Выбери все верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток
и запиши в строку ответа их номера.
1)Температура воздуха на протяжении всех трёх суток будет выше 18 °С.
2)В пятницу влажность воздуха будет колебаться от 40% до 60%.
3)В субботу будет преобладать северо-западный ветер.
4)В субботу и воскресенье ожидаются осадки в виде дождя..
Вы хотите поехать в музей под открытым небом в город Липецк.. В какой день погода будет благоприятной для посещения музея?
По окружающему миру темы очень интересные. Делали индивидуальные проекты по комнатным растениям, по лекарственным растениям, по растениям и животным из Красной книги. Обязательным пунктом в плане было задание :Расскажи, как ты ухаживаешь за комнатным растением. Расскажи как ты используешь данное лек.растение. До этого обговаривалось, что лек.растение можно использовать только под контролем взрослого. Предложи, что бы ты сделал, чтоб сохранить данное растение или животное.
В домашних условиях проводили эксперимент, как влияет тепло и солнечный свет на прорастание семян. Фотографировали, делали выводы.
На уроках русского языка формируем читательскую грамотность.
Читательская грамотность – это способность понимать тексты, размышлять над их содержанием, оценивать прочитанное, заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
1. Прочитайте. Сколько предложений в тексте? Спишите текст. Расставьте знаки препинания.
2. Прочитайте. Измените каждое предложение так, чтобы в нём были только главные члены. Подчеркните их.
Улыбнулось из-за тучи яркое солнышко. Затих тёплый дождь. С деревьев падают тяжёлые капли. В саду запели птицы.
3.Восстановите события рассказа М. Пришвина «Ребята и утята».
4. Опишите щенка словами из стихотворения А. Шибаева «Без ужина».
5. Выпишите слова из стихотворения П. Мумина «В школе растёт человек», которыми автор характеризует школу.
6.Прочитайте текст. Определите его тему. О чём хотел сказать нам автор в тексте? Найдите в тексте предложение, в котором сформулирована основная мысль. Запишите это предложение.
7. Запишите всех учащихся школы из стихотворения Б. Заходера «Птичья школа».
8.Перечитайте рассказ И. Васильева «Когда солдаты яблоки ели». Заполните таблицу. Чем хороша и чем плоха дикая яблоня?
На современном уроке важно давать детям свободу выбора, что активизирует их деятельность. Ярко это прослеживается на уроках изобразительного искусства и технологии, когда мы выполняем поделку или рисуем. Детям показываю несколько вариантов готовых работ. Но каждый ребенок фантазирует и делает свою собственную поделку из одинакового материала. Мы уже начали практиковать работу в парах. Детям предлагается выбор: сделать совместную поделку с тем, кем хотят. Во время творческих работ для детей я включаю фоном песни из советских мультфильмов. Ребята начинают подпевать и полностью погружаются в мир своих фантазий.
Современный урок предполагает и здоровьесберегающую направленность, но только физического, но и психического. Мы проводим физкультминутку для глаз, пальчиковую гимнастику. Детям очень нравятся танцевальные физкультминутки.
Если перевести все вышеперечисленное на повседневный школьный язык, понятный всем участникам образовательного процесса, то современный урок-это цикл организованного образовательного общения и взаимодействия, приводящего к практически-значимому для всех участников результату.