СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме «Создание ситуации успеха при подготовке воспитательных мероприятий как фактор развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того, чтобы человек, а особенно ребенок, испытал такое чувство, необходимо создать определенную ситуацию – ситуацию успеха. Именно в такой ситуации человек развивается как личность, а следовательно можно сказать, что ситуация успеха – это один из факторов гармоничного развития личности.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме «Создание ситуации успеха при подготовке воспитательных мероприятий как фактор развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик»»

Жиленков Андрей Николаевич,

преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физической культуры

МБОУ «Косиновская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области


Доклад по теме

«Создание ситуации успеха при подготовке воспитательных мероприятий как фактор развития отношений сотрудничества

в системе учитель-ученик»


Успех в какой-либо деятельности связан с чувством воодушевления и удовлетворения, которые испытывает человек. Для того, чтобы человек, а особенно ребенок, испытал такое чувство, необходимо создать определенную ситуацию – ситуацию успеха. Именно в такой ситуации человек развивается как личность, а следовательно можно сказать, что ситуация успеха – это один из факторов гармоничного развития личности. Как известно, одной из задач, стоящей перед школой является раскрытие способностей школьника, причем не только в учебной, но и во внеурочной деятельности, поддержка инициатив ребенка, расширение его кругозора, творческих и интеллектуальных возможностей, ключевых компетенций. Для этого педагогу необходимо стремиться создать для каждого своего подопечного ситуацию успеха.

В процессе создания такой ситуации особое значение принимает взаимодействие учителя и ученика. Педагог в этом случае выступает как носитель положительного жизненного знания и опыта. Огромную роль в этом процессе играет и личность учителя, который может заинтересовать ребенка, выявить и раскрыть индивидуальные особенности школьника, расположить к себе, создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Результатом такого взаимодействия является приобретение школьниками социальных знаний и компетенций, осознание и понимание своей роли в общественной жизни школы, стремление к созиданию. Как показывает практика, ребенок чаще всего чувствует себя успешным, если он находится в условиях, когда его деятельность оценивается через признание определенных способностей, умений и навыков, как учителем, так и окружающими, и в первую очередь сверстниками. Поэтому очень важно, что во время подготовки к внеклассным мероприятиям и во внеурочной деятельности происходит неформальное общение ученика с одноклассниками и учителем, появляются новые знакомства, образуются смешанные группы по возрасту и интересам, формируются предпочтения по видам деятельности. Нахождение в такой атмосфере сотрудничества позволяет школьнику раскрепоститься, поверить в собственные силы, развить новые умения и навыки. Именно для этого и создается ситуация успеха, т.к. деятельность, приносящая успех - основной фактор личностного роста человека, а в случае с ребенком – один из источников его внутренних сил и энергии. В такие моменты педагогу важно поддержать ребенка, отметить его достижения, желательно публично, например в ходе классного часа или на общешкольной линейке.

Создание ситуации успеха оправдано с педагогической точки зрения. В такой ситуации, выполнив определенную деятельность, ученик получает удовлетворение как от процесса так и результата своей работы. Если у ребенка нет ощущения успеха, то интерес к выполняемой деятельности постепенно угасает. Конечно, при подготовке внеклассных мероприятий, можно использовать термин «надо», но такой прием не приведет к тому, что задуманное удастся осуществить. Ведь деятельность по принуждению всегда негативно сказывается на результате. Поэтому учеников надо мотивировать, разъяснять им положительные моменты данной работы, приводить примеры, которые показывают значимость отдельного человека в общем деле.

Ситуация успеха достигается созданием атмосферы радости и одобрения со стороны педагога. Для этого используются корректное обращение к ребенку, доброжелательность учителя.

Можно говорить об алгоритме создания ситуации успеха для обучающегося. Он состоит из нескольких шагов.

1. Устранение страха перед определенной деятельностью. Основная задача - помочь ребенку преодолеть неуверенность в собственных силах, боязнь самого дела и оценки окружающих. На этом этапе учитель должен выступать как мотиватор, вселять в ребенка уверенность.

2. Прогнозирование достижения успешного результата – педагог должен выражать твердую уверенность в том, что ребенок обязательно справится с поставленной задачей. Это внушает ребенку уверенность в свои силах и возможностях.

3. При возникновении трудностей незаметно направлять обучающегося в способах и формах деятельности. Это поможет ребенку избежать неудачи.

4. Мотивация ребенка на достижение конечного результата. Она необходима, чтобы показать школьнику для чего совершается данная деятельность, в чем её ценность, и что положительного приобретет сам ученик по её завершении.

5. Опора на исключительность ребенка. Педагогу необходимо обозначить важность усилий ребенка в той или иной деятельности, его важность как члена команды единомышленников.

6. Побуждение к выполнению конкретных действий посредством мобилизации активности ученика. Реализуя этот шаг учитель показывает важность работы ребенка, мотивирует его на дальнейший успех.

Каждое действие ребенка должно сопровождаться ободряющими жестами и фразами, которые должны давать заряд для дальнейшей работы. По окончании деятельности педагог обязательно должен дать высокую оценку деятельности ребенка, это дает возможность школьнику эмоционально пережить успех в своей деятельности.

Для организации успешной внеурочной работы необходимо использовать различные формы внеклассных мероприятий, так как это позволяет более полно раскрывать творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, расширяет сферу его интересов.

В работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, ситуация успеха особенно важна, т.к. это позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность от других обучающихся. Одновременно учитель сталкивается с другой проблемой - когда благополучный и успешный ребенок перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек будучи уверенным, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами. В этом случае педагогу необходимо корректно объяснить ребенку, что такое отношение может негативно сказаться на других детях, которые вместе выполняют какую-то деятельность, например играют в одной команде или выступают на одной сцене в школьной театральной постановке.

Поощрение успехов детей в во внеклассных мероприятиях должно осуществляться на всех мероприятиях, а так же в конце учебного года. Особым стимулом к дальнейшей деятельности для детей служат награждения грамотами, призами, медалями, т.к. ребенок имеет возможность показать родителям, сверстникам материальный результат своей работы. Важно и награждение классных команд, творческих групп обучающихся.

Каждый учитель гордится успехами своих учеников, и не только в учебе, но и во внеклассной деятельности. Эти успехи даются порой нелегко как учителю так и ученику, иногда дорога к успеху бывает очень долгой. Но конечный результат стоит этих усилий.