Районные педагогические чтения
Доклад по теме:
«УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОС»
Анна ФедоровнаТабак
Муниципальное
образовательное учреждение
«Слободзейская средняя
общеобразовательная школа №1»
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… 1
1. Теоретические аспекты организации воспитательной работы в условиях общеобразовательных организаций ………………………………………... 2
1.1 Технология организации внеклассной воспитательной работы ……… 3
1.2 Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ГОС нового поколения………………………………………..... 4
2. Анализ деятельности по организации внеклассной воспитательной работы в условиях школы …………………………………………………………... 6
Заключение ……………………………………………………………….…. 12
Список использованной литературы ………………………………………. 13
Введение
Воспитательный компонент деятельности школы должен являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства нашего государства. Под воспитанием в общеобразовательной организации понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач. В настоящее время общие задачи и принципы воспитания средствами образования, представлены в государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается уже как компонент педагогического процесса.
Современное воспитание школьников сопровождается многими процессами негативного характера, которые происходят в нашем современном обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; экономическая нестабильность; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности.
Ситуация выживания, в которой находится наше общество, рождаются такие формы социального поведения, связанные с агрессией, жестокостью, борьбой и конкуренцией. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни. В настоящее время мы можем наблюдать изменения, происходящие в основном социальном институте - семье. Воспитательные функции перестали выполнять свои основные воспитательные задачи. Некоторым семьям не хватает материальных благ, другим элементарной духовной близости родителей и детей.
В последние годы наблюдается снижение воспитательной функции школы, т.е. появление несоответствия между процессами обучения и воспитания. Данная ситуация разрушает целостность педагогического процесса. Воспитание в стенах общеобразовательного учреждения изложены лишь в концептуальных нормативных документах, а практическая реализация воспитания не практикуется. Каждый ребенок должен получить воспитание, связанное с привитием таких качеств, как человечность, доброта, четкая позиция гражданственности и патриотизма, бережность к своей природе, культуре и мировому наследию. Это самые главные ценности, которые должны поступать со стороны педагогического коллектива, в процессе взаимосвязи перечисленных позиций строится вся воспитательная система школы.
1. Теоретические аспекты организации воспитательной работы в условиях общеобразовательных организаций
1.1 Технология организации внеклассной воспитательной работы
Проанализируем определенную последовательность организации внеклассной воспитательной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе.
1. Изучение и постановка воспитательных задач.
Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.
Цель этапа - объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.
Изучение осуществляется с помощью наблюдения, педагог собирает информацию о ребенке и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не, только с ребенком и классом, но и с родителями, учителями, работающими в классе; особое значение имеет беседа со школьным психологом, который не, только расширит представления педагога, но и даст профессиональные рекомендации.
В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов и т.д.
2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создает в своем воображении образ определенной формы. При этом следует использовать в качестве ориентиров цель, общие задачи, функции внеклассной работы.
Например, в классе есть мальчик, очень замкнутый, не идущий на контакт с педагогом и детьми. Общая цель - формирование общительности, ведущая функция - формирующая в совокупности с развивающей. Допустим, изучение личности этого мальчика показало, что у него очень низкая самооценка и высокая тревожность, конкретные цели - повышение самооценки, снятие тревожности.
Общая цель внеклассной работы - развитие познавательного интереса, ведущая функция - развивающая, конкретная цель - расширение кругозора детей, формирование познавательной активности.
В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения подбираются конкретное содержание, формы, методы, средства.
3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.
4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы.
Исходя из особенностей внеклассной воспитательной работы, назовем определяющие требования к ней.
1. При организации и проведении внеклассной работы обязательна постановка цели.
2. Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.
3. В воспитательной внеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке.
4. При организации внеклассной воспитательной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы.
1.2. Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ГОС нового поколения
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако с появлением Стандарта второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина страны.
Образовательное учреждение взаимодействует с различными социальными институтами.
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания:
нравственный пример педагога;
социально-педагогическое партнёрство;
индивидуально-личностное развитие;
Представим в виде таблицы информацию об основных направлениях и видах внеурочной деятельности по требованиям ГОС.
Основные направления и виды внеурочной деятельности по требованиям ГОС
| | |
Основные направления | Виды деятельности | |
спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; научно-познавательное; военно-патриотическое; общественно-полезная деятельность; проектная деятельность. | игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество; трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность. | |
| | |
Таким образом, в ходе теоретического исследования мы определили, что в процессе воспитания происходит формирование у обучающихся мотивационно-ценностные ориентации, коммуникативные способности, интеллектуальные и эмоционально-волевые качества личности. Необходимо организовывать учебную и внеклассную воспитательную работу таким образом, чтобы нравственные нормы, демократические ценности определяли качество взаимоотношений педагогов и обучающихся в учебном процессе.
Внеурочная деятельность в школе способствует созданию благоприятных условий по развитию интересов детей, основанных на свободном выборе, постижение духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность строится в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, преемственностью с технологиями учебной деятельности; опорой на традиции и положительного опыта организации внеурочной деятельности в школе; опорой на ценности воспитательной системы школы; свободного выбора на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Технология организации внеклассной воспитательной работы может быть в виде индивидуальных или групповых форм работы с детьми. Организация внеклассной воспитательной работы должна быть системной и основанной на педагогических принципах.
2. Анализ деятельности по организации внеклассной воспитательной работы в условиях школы
1) Правовое воспитание и культура безопасности.
Одним из важных направлений воспитательной деятельности является формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, об уважении к правам человека и свободе личности;
В школе реализуется программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работы с детьми групп «риска», которая направлена на создание в школе необходимых условий для успешного обучения и воспитания учащихся.
Деятельность по реализации программы предполагает:
- составление списков детей групп «риска»: «имеющие проблемное поведение», «дети из неблагополучных семей», «имеющие трудности в общении», «подверженные стрессу», «часто болеющие дети»;
- организация социально-педагогического взаимодействия по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися групп «риска».
- проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушению, курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных средств;
- выявление и постановку на учет неблагополучных семей;
- систематическую работу психолога с детьми, имеющими проблемное поведение.
- организация интересного и полезного каникулярного отдыха учащихся – регулярно проводятся экскурсии в интересных местах нашего города и республики, а также беседы, спортивные соревнования и т.д.
Формы деятельности:
- операция «Подросток»;
- включение детей групп «риска», во внеурочную деятельность в соответствии с их склонностями и интересами. В нашей школе действуют такие кружки как Юный патриот Приднестровья, Юный инспектор дорожного движения, Юный эколог Приднестровья, Танцевальный кружок, Юный тимуровец Приднестровья. Дети, которые состоят на учете, с удовольствием посещают данные кружки и спортивные секции.
- проведение тематических классных часов на тему: «Знай Конституцию своего государства», «Я гражданин, ПМР- а это значит…».
- проведение мероприятий, линеек «Неделя правовых знаний»,
- родительские собрания
- встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних.
2) Духовно-нравственное воспитание
Цель направления - обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Используются такие формы деятельности:
участие в мероприятиях «Митинг, посвященный Дню Победы», «День освобождения г. Слободзея от немецко-фашистских захватчиков, «День Мира», «День города», «День матери».
Проведение акций «Ветеран живет рядом», «Согреем ладони, разгладим морщины», «Час без одиночества», «Георгиевская ленточка», «Зажги свечу памяти».
3) Гражданско-патриотическое воспитание
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
- формирование гражданской культуры: правовых и политических знаний;
- формирование патриотического сознания; воспитание любви к своей родине, освоение духовного наследия народа - традиционной народной культуры;
- воспитание толерантности;
- формирование ответственного отношения к окружающей среде, основывающееся на экологическое сознание;
- формирование позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций у детей и подростков.
Мероприятия, проводимые в рамках этой программы, реализуются на практике и становятся традиционными.
Применяются следующие формы деятельности:
общешкольные и классные мероприятия: «Граждаско - патриотический фестиваль – Мы этой памяти верны» в данном фестивале учащиеся нашей школы заняли призовые места в районе и республике.
Военно-спортивные соревнования, смотры строя и песни «Юный патриот Приднестровья» команда заняла призовые места в районе, в 2016 году – 2 место, 2017 году -2 место, 2019 году 3 место.
посещение музеев и библиотек
проведение конкурса чтецов, сочинений, стенгазет.
конкурс рисунков ко Дню защитника Отечества
встречи с ветеранами войны
конкурсы поделок
4) Культурно-творческое и художественно-эстетическое воспитание
Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом как на уроках, так и во внеучебное время. Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников.
Основными задачами данного направления являются:
- воспитание способности восприятия и понимания прекрасного в действительности и в искусстве;
- развитие эстетических взглядов и чувств, потребности и способности создавать прекрасное;
- формирование эстетического отношения к жизни;
- развитие творческих способностей, творческой инициативы и активности.
Используемые формы деятельности:
конкурсы рисунков и подделок к новому году, к празднику «Золотая осень»
Традиционные школьные мероприятия «День учителя», «Новый год», «8 Марта», «Мэрцишор», «Выпускной» и др.
5) Трудовое воспитание
Трудовая деятельность и трудовое воспитание сочетаются с профориентационной работой, главными направлениями которой является:
- предоставление максимума информации о профессиях, специальностях, необходимых в регионе;
- вооружение информацией о порядке и условиях поступления в учебные заведения;
- помощь учащимся в выборе профессии на уровне социально-психологической консультации;
- организация экономического образования.
Формы деятельности:
субботники
генеральные уборки в классе
выставки поделок
посещения библиотек района
встречи с людьми разных профессий
консультации, тестирование
классные часы
озеленение кабинетов и школьной территории
ремонт учебников
экскурсии в Центре занятости.
6) Спортивно-оздоровительное направление
Мероприятия в рамках спортивно-оздоровительного направления призваны решать проблемы сохранения здоровья ученика, позволяют детям сделать правильный выбор и проанализировать влияние вредных привычек.
Основные формы деятельности:
спортивные мероприятия «Открытие летнего спортивного сезона», «Дни Здоровья»
походы, прогулки на свежем воздухе, физминутки;
классные часы, беседы, акции «Молодежь против наркотиков», «Мы за здоровый образ жизни», «Чума 21 века» …
встречи с медицинскими работниками
конкурсы рисунков, плакатов
подвижные игры.
спортивные соревнования по шашкам, шахматам, легкой атлетике, где наши учащиеся имеют много призовых мест.
7) Экологическое воспитание
Экологическая здоровье сберегающая деятельность школы способствует формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.
Формы деятельности:
акции «Чистые берега Днестра», «Сохраним нашу землю голубой и зеленой», «Сбереги елочку», «Посади свое дерево».
оформление стендов
классные часы, беседы
изготовление кормушек для птиц
экскурсии в природу.
8) Развитие самоуправления школьников
Цель направления - активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на всех ступенях общего образования, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
В школе действует орган ученического самоуправления, который функционирует также на основании Положения, в котором отражены цель, задачи, права и обязанности членов Совета.
Совет состоит из 6 секторов: учебный, культурно- досуговый, спортивный, патриотический, экологический и редколлегия.
С помощью ученического самоуправления мы не принуждаем учащихся, а предоставляем возможности для активного, полезного и интересного времяпровождения.
Основные формы деятельности:
-акции «Помоги другу», «Ромашка добрых дел» …
-организация мероприятий.
Заключение
Необходимо организовывать учебную и внеклассную воспитательную работу таким образом, чтобы нравственные нормы, демократические ценности определяли качество взаимоотношений педагогов и обучающихся в учебном процессе.
Внеурочная деятельность в школе способствует созданию благоприятных условий по развитию интересов детей, основанных на свободном выборе, постижение духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Технология организации внеклассной воспитательной работы может быть в виде индивидуальных или групповых форм работы с детьми. Организация внеклассной воспитательной работы должна быть системной и основанной на педагогических принципах.
Создание особой воспитательно-образовательной среды в школе состоит в том, что положительный эффект образования и воспитания достигается лишь в том случае, если школьник не просто сталкивается время от времени с теми или иными социальными явлениями, нравственными ценностями, но оказывается погруженным в определенную среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все сферы нравственного мировосприятия и мировоззрения растущего человека.
Школа – наш второй дом, а в доме всегда солнечно, уютно и тепло. Школа для всех учеников одна, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать свою значимость, свою, хоть самую небольшую роль – в общем, ощущать свою востребованность.
Список использованной литературы:
Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно - нравственного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова / Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.
Духовно - нравственное воспитание школьников. Нормативные документы. Данилюк, А. / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009.
Дармодехин, С. В., Вагнер, И. В. и др. Требования к содержанию и условиям воспитания учащихся начальной и основной школы / под общ. ред. академика РАО С. В. Дармодехина-М.: ИСВ РАО, 2010.
Дармодехин С.В., Вагнер И.В., Климин С.В. и др. Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования. - М.: ИСРАО, 2009.
Каршинова, J1. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова / Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52.
Кетова, Т. В. Классные часы духовно - нравственной направленности / Т. В. Кетова / Начальная школа. - 2011. - № 9. - С. 76 - 78.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся [Электронный ресурс] -http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId:=:958
Духовно-нравственное воспитание школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. - http://www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&;item_id=1525
Концепция духовно-нравственного воспитания школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. - http://г- omitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn
Никитина, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы [Электронный ресурс] / Н.Н. Никитина. -http://www.pedagogik.a-cultura.narod.ru/private/Articles/N_2008/Articles/Nikinina_08_2.htm
9