Доклад по теме:
«Задачи и основные направления воспитательной работы
в школе-интернате».
В МБОУ «СОШ села Лорино», как и у других учреждений системы образования, есть общие функции ухода, содержания детей, их воспитания, обучения и развития.
Образовательная организация дает возможность своим обучающимся и воспитанникам учиться в условиях безопасности и успеха. Здесь создана благоприятная атмосфера для реализации целей и задач, поставленных как перед коллективом, так и обучающимися. Основным направлением деятельности коллектива является формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности по преобразованию окружающей действительности и самой себя, готовой выстраивать гармоничную систему отношений с другими людьми. Большое внимание уделяется воспитательной работе, задачей которой является сформировать у каждого воспитанника навыки социализации и социально одобряемого поведения.
Воспитательная работа в пришкольном интернате находится в тесной связи с родителями и администрацией их села. Основным направлением педагогического воздействия является формирование у воспитанников системы самосознания, которая определит социальное поведение учащихся.
Основная цель воспитательной работы школы: подготовить к жизни человека, физически и нравственно способного и желающего жить в современном мире, посильно участвовать в труде и общественной жизни.
Достижение цели осуществляется по разным направлениям воспитательной работы в каждом звене школы. Особенности организации воспитательного процесса обусловлены возрастом воспитанников, на который необходимо ориентироваться, так как меняются интересы и лидирующие виды деятельности, которые и формируют личность. Поэтому любую общешкольную задачу необходимо адаптировать к уровню развития и воспитанности детей. Воспитатель четко должен ориентироваться в потребностях, возможностях своих воспитанников.
Программа воспитания реализуется по пяти направлениям: общекультурное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное. В каждом направлении воспитатели проводят разовые или систематические мероприятия в течении учебного года. Каждый воспитатель сам определяет модули, которые он планирует реализовать в учебном году, исходя из психолого-социального портрета ее потребностей и проблемных точек в развитии воспитанников. Весь воспитательный процесс учитывает знание особенностей структуры дефекта, индивидуально-личностных особенностей каждого воспитанника. Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, где каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном и физическом становлении. Наряду с традиционными мероприятиями (день Знаний, день Учителя и т.д.) проводятся нетрадиционные формы внеклассной работы: праздник Нового Года, Рождество, 23 февраля, 8 марта, Масленица, 9 мая, и т.д. Все используемые формы и методы работы дают определенный положительный результат в вопросах воспитания и развития детей. В школе-интернате отработана система по формированию положительных черт личности, по реализации задач воспитательного процесса через кружковую работу.
Виды деятельности реализуются в следующих формах работы:
этические беседы;
библиотечные мероприятия;
познавательные экскурсии;
викторины;
развивающие игры, деловые игры;
коллективные творческие дела;
социально-образовательные проекты;
просмотр кино - видео- телефильмов, концертов;
спортивные турниры в классах;
художественные выставки;
участие в социальных акциях;
праздничные мероприятия
мастер-классы
Общекультурное направление
Эффективным средством формирования социальной компетентности воспитанников является творческая деятельность, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребёнка в дали от родителей. Участвуя в творческой деятельности, могут пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной адаптации в социуме.
Вовлечь детей в творческую деятельность воспитателю помогают внеклассные занятия, которые дают возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности, воспитывает такие положительные качества личности как трудолюбие, настойчивость, коллективизм, что способствует выработке правильной самооценки.
Внеклассные занятия проводятся воспитателем каждый день по 35 минут. Во время проведения занятий используются различные формы организации деятельности детей: индивидуальные, групповые.
Основные коллективные творческие дела школы:
проведение досуговых мероприятий;
проведение предметных недель, месячников;
организация встреч с интересными людьми, с представителями различных служб и организаций;
работа школьных кружков.
Воспитанники принимают активное участие в школьных мероприятиях, а так же участвуют во всех мероприятиях проводимых в сельском ДК.
Духовно-нравственное направление
Ведется работа по формированию у учащихся понимания сущности Родины, воспитанию патриотизма; развитию социальной памяти – способности хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений; знакомство обучающихся с жизнью и деятельностью национальных героев – созидателей Родины; развитию интереса у учащихся к истории родного края. Используется для формирования гражданской идентичности уникальная история и традиции Северного народа.
Спортивно-оздоровительное направление
Задача воспитателей направлена на пропаганду физической культуры и занятий адаптивным спортом как составляющей здорового образа жизни; пропаганду здорового питания и здорового образа жизни как способа повышения качества жизни; на формирование негативного отношения к курению и употреблению алкоголя и наркотических веществ;
Социальное направление
Мы стремимся приобщать учащихся к различным видам деятельности; способствуем формированию самостоятельности необходимой для жизни в обществе, помогаем получить социальный опыт. Обязательным компонентом воспитательного процесса является приобщение к труду.