Доклад
на тему:
«ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2020»
Заседание городского МО учителей русского языка и литературы.
13 школа. 27 марта 2020 г.
Подготовил:
учитель русского языка
и литературы
школы – интернат №2
Тагирова А. А.
г. Каспийск
2020
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2020.
Мы поговорим о том, как правильно писать сочинение в 27 задании ЕГЭ, из каких пунктов состоит план, как писать комментарий и обоснование (аргумент).
С первого по четвертый критерии – это содержание сочинения. Первый критерий – это проблема текста.
ПРОБЛЕМА (К 1)
Проблема в сочинении ЕГЭ по русскому языку - это то, ради чего создается текст. Это вопрос, который волнует автора и на который он ищет ответ. В публицистическом тексте проблема может быть сформулирована самим автором, ее не нужно долго искать, а в художественном тексте часто необходим анализ текста, определение тематики, главных героев, морали текста.
Как найти проблему текста (Слайд 2) Что такое проблема текста?
Проблема текста – это спорный, важный, актуальный вопрос, на который есть как минимум 2 ответа.
Например: Как следует относиться к природе? (это проблема) Ответ 1: Относиться нужно бережно, так как человек – часть природы. Ответ 2: Можно относиться потребительски, ведь человек – царь природы.
Какие бывают проблемы?
Все тексты, так или иначе, связаны с человеком и тем, что его окружает, по-другому говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние проблемы - это все, что связано с вопросами, которые человек задает самому себе: смысл жизни, призвание, совесть, мораль.
Внешние проблемы - это соприкосновение человека с миром, отношение человека к окружающим его реалиям.
Как формулировать проблему? (Слайд 3)
Проблему можно сформулировать двумя способами:
1) При помощи вопроса. Например: Для чего человеку нужны друзья?
2) При помощи Р. п. Например: Проблема отношения к природе, проблема поиска смысла жизни и т.д.
Типичные ошибки при формулировке проблемы: (Слайд 4)
1) В проблеме указывают авторскую позицию.
Например: проблема хорошего отношения к книгам - НЕЛЬЗЯ ("хорошего" - это уже оценочная лексика)
Проблема отношения к книгам - МОЖНО
2) Проблема слишком широкая.
Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а ученик выбирает просто проблему войны.
3) Сужение проблемы.
4) Проблема, которой нет в тексте.
Ну и самая распространенная ошибка: проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме.
Слова-помощники для формулировки проблемы (Слайд 5)
Если формулируете в Р. п., то вам помогут слова:
- отношение
- взаимоотношение
- воздействие
- взаимодействие
- влияние
- роль
- восприятие
Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:
Как нужно относиться...?
Как следует относиться...?
Почему важно +глагол...?
Почему нужно +глагол...?
Что такое +существительное...?
Для чего нужно...+глагол?
В чем причина...?
Какова роль... в жизни человека?
Что такое истинная (ое, ый)...?
Что значит ...?
Примеры формулировок проблемы в сочинениях (1 балл) (Слайд 6)
По тексту В. Почуева:
«Из глубины веков дошел до нас замечательный афоризм: «Истина рождается в споре». Именно проблему рождения истины в споре поднимает автор текста».
По тексту С. Михалкова.
«Писатель Сергей Михалков ставит проблему важности чтения классической художественной литературы в детстве».
«Основная проблема, поставленная Сергеем Михалковым, связана с влиянием классической художественной литературы на внутренний мир ребенка. Почему именно в детстве важно прочесть лучшие книги мировой классики? Может ли счастливо сложиться судьба человека, если он не прочтёт в детстве книг, вошедших в сокровищницу мировой литературы? Какова роль книги в процессе становления человека как личности?
КОММЕНТАРИЙ (К 2) (Слайд 7)
За комментарий в сочинении ЕГЭ 2020 года можно получить 5 баллов. Теперь это наиболее весомая часть сочинения.
Что такое комментарий? Комментарий - это подтверждение того, что заявленная учеником проблема действительно присутствует в тексте.
Формулировка в сочинении ЕГЭ 2020:
"... Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними..."
Комментарий в сочинении ЕГЭ - это анализ исходного текста. Посредством комментария учащиеся показывают свои умения следить за логикой текста, подмечать важные для понимания проблемы участки текста и использовать их для формулировки позиции автора и собственной позиции.
Как правильно написать комментарий (Слайд 8)
В качестве комментария можно использовать:
примеры, которые приводят авторы в своих текстах;
размышления автора, связанные с проблемой;
цитаты;
описания;
истории;
точки зрения, которые приводит автор;
средства выразительности, тропы;
слова, выражения, важные для понимания проблемы.
Структура комментария (Слайд 9)
1)Пример-иллюстрация из текста
2)Пояснение примера
3)Смысловая связь между примерами.
4)Второй пример-иллюстрация из текста
5)Пояснение
Как писать комментарий (Слайд 10)
1) Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст.
2) Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора в сочинении станет авторской позицией).
3) В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: все, что ученики используют для того, чтобы понять авторскую позицию по проблеме, и станет комментарием.
Требования к комментарию: (Слайд 11)
1) 2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете, и что автор пытается нам показать этими примерами.
2) Смысловая связь. Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную или другую связь между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте.
ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ - это доказательство того, что проблема, обозначенная учеником, действительно присутствует в тексте.
Как привести примеры-иллюстрации? (Слайд 12)
Примеры-иллюстрации в тексте участник экзамена может обозначить с помощью указания
номера абзаца (В третьем абзаце текста...)',
номеров предложений (... описание современной
молодежи (предложения 1-3);
места в тексте (... в конце текста звучит призыв...);
любых способов цитирования.
Смысловая связь между примерами (клише) (Слайд 13)
Указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями может быть выражено различными способами. Перечислим некоторые из них:
Детализация
(Можно ли привести подробности? Какие?)
... так, например, ...
... укажем детали ...
Указание на следствие
(Как это может сказаться на...? Из чего это следует? Что с этим связано?)
... вот почему ...
Подтверждение
(Как это подтверждается автором?)
в подтверждение этих мыслей автора ...
Объяснение
(Почему? Чем это можно объяснить?)
... автор объясняет это тем, что
... объясняется это тем, что ...
Определение
(Что обозначает это слово?)
... это слово автор понимает по-своему
...значение этого слова определяет...
При этом комментарий должен проводиться с опорой на исходный текст, то есть без фактических ошибок.
3) Пояснение к примерам-иллюстрациям (Слайд 14). Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям. Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
4) Соответствие заявленной проблеме (Слайд 15). Комментарий должен быть написан по заявленной проблеме, должен с ней перекликаться и иллюстрировать ее.
5) Фактическая точность. Если при написании комментария допускается хотя бы одна фактическая неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.
Количество баллов за комментарий (таблица) (Слайд 16)
| Примеры | Пояснения | Смысловая связь |
5 б. | 2 | 2 | + |
4 б. 4 б | 2 2 | 1 2 | + - |
3 б. 3 б. | 2 2 | 1 0 | - + |
2 б. | 2 | - | - |
1 б. | 1 | - | - |
0 баллов можно получить:
если комментарий не написан вообще
если комментарий написан БЕЗ ОПОРЫ на текст
если в комментарии присутствуют фактические ошибки (1 и более)
Клише для комментария: (Слайд 17)
Слова, необходимые для того, чтобы начать комментарий и привести примеры иллюстрации:
Автор раскрывает проблему на примере…
Автор раскрывает проблему, описывая….
Автор цитирует (кого?)
Автор рассказывает (о чём?)
Автор утверждает (что?)
Автор делает акцент на том, что
Автор размышляет (о чём?)
Автор рассматривает проблему на примере
Автор подчеркивает (что?)
Автор отмечает важность (чего?)
Автор изображает (что?)
Автор обращает внимание на (что?)
Проблема раскрывается автором на примере (чего?)
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ (К3) (Слайд 18)
Авторская позиция в сочинении ЕГЭ - это главная мысль, ради которой создавался текст. Это то, к чему автор вел читателя, вывод его размышлений. В публицистическом тексте позиция автора обычно бывает сформулирована четко, в художественном тексте позицию автора необходимо понять, проанализировав поступки героя, отношение автора к героям повествования, описания внешности, поведения, которыми автор сопровождает героев своего текста.
Необходимым условием успешного выполнения задания в этой части работы считается умение экзаменуемого адекватно воспринимать позицию автора (позитивное, негативное, двоякое и т.п. отношение к рассказанному и дать предлагаемый ответ автора на поставленный им в тексте вопрос).
Пример сформулированной авторской позиции (Слайд 19)
Информация к тексту С. Михалкова:
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Роль чтения в детстве - в период становлении личности человека. (Какую рол играет чтение в детстве?) | 1. Общение с книгой особенно важно в детстве, в период формирования личности. |
2. Проблема влияния книги на судьбу человека. (Каким образом книги влияют на судьбу человека?) | 2. Вовремя прочитанная книга может определить психологию, мировоззрение, нравственные принципы человека. |
1 БАЛЛ ЗА АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ (Слайд 20)
1 балл выставляется экспертом, если «экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет».
0 БАЛЛОВ ЗА АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ
0 баллов ставится, если «позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована».
ОШИБКИ при формулировании авторской позиции (Слайд 21)
Большинство ошибок по критерию КЗ связаны с неумением определять проблему текста (К1). Очевидно, что авторскую позицию невозможно адекватно сформулировать, если нет ясного понимания поставленных автором проблем.
В исходном тексте позиция автора может не формулироваться в явном виде, поэтому участник экзамена вынужден конструировать ее, опираясь на собственное понимание ключевых слов. В этом случае недочеты вызваны тем, что понимание текста ограничивается поверхностным истолкованием его сути.
В сочинениях встречаются также ошибки, обусловленные фрагментарностью, рассогласованностью понимания текста, когда проблема и авторская позиция не соотносятся.
СВОЯ ПОЗИЦИЯ + АРГУМЕНТЫ (ОБОСНОВАНИЕ) (К4)
Отношение экзаменуемого к позиции автора - это не только согласие или несогласие с автором текста. В своих размышлениях ученики могут пойти дальше, объяснив, почему они так думают. Конечно, важно подкрепить свои умозаключения аргументом. В 2020 году в сочинении можно привести практический любой аргумент (из литературы, из личного опыта, факты истории и т.д.)
Аргумент ЕГЭ: как писать в сочинении 2020 года.
За собственное мнение (отношение к позиции автора) + обоснование можно получить только 1 балл. Самый популярный вопрос, который волнует выпускников: нужен ли теперь аргумент в сочинении или его можно не писать?
Как и в прошлом году, НЕЛЬЗЯ просто согласиться или не согласиться с автором. ФИПИ говорит: «обоснуйте»! Значит ли это, что можно не приводить аргументы?
Давайте посмотрим на определение глагола «обосновать»: «Обосновать - подкрепить доказательствами что-нибудь; привести убедительные доводы для доказательства чего-нибудь, доказать правильность чего-нибудь» (словарь Ушакова)
Так что такое обоснование? (Слайд 22)
Обоснование – это подтверждение истинности высказывания (тезиса), приведение убедительных аргументов или доводов, которые позволяют согласиться с высказыванием (тезисом).
Обосновать собственную позицию (тезис) можно двумя основными способами:
Подтвердить тезис (привести аргументы «за»)
Опровергнуть тезис (привести аргументы «против»).
В качестве аргументов могут выступать: (Слайд 23) Логические (рациональные)
факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).
выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т. д.).
статистика (количественные показатели развития производства и общества).
объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
законы природы.
Иллюстративные
Конкретный пример: пример — сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
Литературный пример (пример — текст из общеизвестного произведения).
Предположительный пример (рассказывает о том, что могло бы быть при определённых условиях).
Ссылки на авторитет
Мнение известного, уважаемого человека — ученого, философа, общественного деятеля и т. п.
Цитата из авторитетного источника.
Мнение специалиста, эксперта.
Обращение к опыту и здравому смыслу аудитории.
Мнение очевидцев.
Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
Как правильно приводить литературный аргумент? (Слайд 24)
1) Аргумент должен быть исчерпывающим, не должен представлять собой пересказ сюжета. Следует провести анализ ситуации и героя.
2) Аргумент должен доказывать конкретную позицию.
3) Аргумент должен включать в себя микровывод. Необходимо подытожить, к чему вел этот аргумент, что вы доказывали.
Как можно оформить аргумент из литературы (клише): (Слайд 25)
Проблема ... находит свое отражение в художественной литературе. Так, в романе (повести и т.д.)
В подтверждение своих слов приведу пример из художественной литературы.
Подтверждением моих слов может служить главный герой романа (повести и т.д.) «…»
Герои произведений из художественной литературы помогают взглянуть по-новому на эту проблему.
С этой проблемой сталкивались многие герои художественных произведений, в том числе Ярким примером, подтверждающим мою точку зрения является...
5 и 6 критерии – это речевое оформление сочинения.
ЛОГИКА, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ (К5) (Слайд 26)
Чтобы сочинение было последовательным, связным, логически выверенным, необходимо уметь составлять план, использовать средства связи между предложениями и структурными элементами сочинения. Каждое предложение сочинения должно быть связано с предыдущим. Нельзя забывать об абзацном членении.
ТОЧНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ (К6) (Слайд 27)
Точность речи заключается в умении четко донести смысл высказывания. Большое количество повторов, грамматические и речевые ошибки затрудняют понимание текста. Красочность сочинения ЕГЭ заключена в использовании средств выразительности, интересных синтаксических конструкций, стилистических приемов.
С 7 по 12 критерии – это требования к грамотности сочинения
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЕ, ЯЗЫКОВЫЕ (ГРАММАТИЧЕСКИЕ), РЕЧЕВЫЕ, ЭТИЧЕСКИЕ, ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (К7-К12) (Слайд 28)
Большое количество ошибок в сочинении может лишить учащихся половины баллов за сочинение. Поэтому следует периодически повторять орфографические и пунктуационные правила. Если ученик не уверен в том, как пишется слово, лучше заменить его синонимом, в котором он уверен. То же самое со знаками препинания: важно помнить, что запятая - не единственный знак пунктуации в русском языке, есть еще бессоюзные предложения, в которых бывают тире, точка с запятой, двоеточие.
От грамматических и речевых ошибок ученика спасет умение критически оценивать написанное.