РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 93 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Постурология в работе логопеда»
Подготовил:
учитель-логопед
1 категории
ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД
№93 Г.О. ДОНЕЦК» ДНР
Золотарева Е.С.
Г.О. Донецк, 2025
Актуальность внедрения современных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обосновано тем, что одной из приоритетных задач ФГОС является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе и эмоционального благополучия». Образовательный стандарт меняет требования к методам воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ и мотивирует педагога на поиск, изучение и внедрение новых современных технологий для повышения эффективности коррекционно - образовательного процесса.
Группы детского сада посещают дети с ТНР - сложным комплексным нарушением, при котором страдают все компоненты речи : звукопроизношение, лексика, грамматический строй и связная речь. Такие дети отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервнопсихического развития. Им свойственны нарушения моторной функции, выраженные в артикуляционных расстройствах, трудностях серийно-последовательных построений. Познавательный интерес, концентрация внимания, процессы запоминания и общая работоспособность у таких детей снижены. Как следствие, отмечается низкая продуктивность работы во время проведения логопедических занятий.
Проблемы речевого развития у детей, часто связывают с нарушением работы мозжечка. Известно, что мозжечок влияет на формирование и координацию равновесия. Ученые считают, что мозжечок - это ключ к интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию, поэтому его необходимо развивать. Современным методом коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации является мозжечковая стимуляция - система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка, активно участвующих в формировании речи, цель которой научить головной мозг ребенка правильно перерабатывать информацию и улучшить навыки речи.
Изучив и проанализировав необходимые педагогические условия с учетом современных требований и речевых возможностей детей, взятых на логопедическое сопровождение, используют элементы мозжечковой стимуляции на индивидуальных логопедических занятиях.
Одним из эффективных и доступных средств стимуляции мозжечка является тренажеры равновесия и координации (баланс-борд) – упражнения на них улучшают равновесие, координацию, ловкость. Улучшение равновесия, координации и ловкости приоритет науки пусторология. Постурология (от латинского – postura – поза) – это раздел медицины, занимающийся изучением равновесия человеческого тела в пространстве (способов и механизмов его удержания).
Баланс борд- доска, имеет достаточно разнообразное количество дополнительных компонентов, это соответствует коррекционно-развивающему принципу двойной стимуляции, т. е. ребенку необходимо удерживать равновесие и одновременно выполнять какие-нибудь действия.
В основе коррекционной работы лежит система тренировочных упражнений на балансировочной доске. Упражнения распределены на 6 блоков, каждый из которых посвящен освоению того или иного элемента оборудования. Чтобы задания были интересными и неутомительными, педагог подбирает речевой материал для занятий.
1-й блок: «Освоение балансировочной доски». На начальном этапе дети учатся балансировать на доске в попытках удержать равновесие, затем удерживая равновесие выполнять упражнения «Вот какой я ловкий», «Как красиво я сижу, спинку ровно я держу», «Пловец». После освоения балансира детям предлагаются игры с речевым сопровождением на развитие звуковой стороны речи : дети пропевают гласные звуки с движениями рук, стоя на балансире, а так же произносят автоматизируемый звук изолировано или в слогах.
2-й блок: «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками». Задачи этапа автоматизации поставленного звука на уровне слога и слова отрабатываются в блоке с сенсорными мешочками. Ребенок стоя на балансире принимает мешочки разные по весу одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку, подкидывал в верх и ловил двумя или одной рукой, и при этом проговаривает за логопедом слоговые цепочки или цепочки слов. В этом блоке используются игры на развитие активного и пассивного словаря: «Скажи наоборот», «Скажи ласково», «Животные и детеныши» и др. на закрепление в речи детей навыков словообразования.
3-й блок: «Комплекс упражнений с мячом-маятником». В блоке с мячом-маятником - используются игры на развитие грамматического строя речи «Один –много», «Посчитай» и др. Ребенок стоя на балансировочной доске отбивает подвешенный мяч правой, левой, или двумя руками, отвечая на вопросы логопеда.
4-й блок: «Комплекс упражнений с цветной рейкой». В «Комплексе упражнений с цветной рейкой» отрабатываются игры и упражнения на развитие слоговой структуры слова – «Встречу слово на дороге, поделю его на слоги», также используются упражнения по автоматизации звука в чистоговорках, стихах и скороговорках. Стоя на балансире и удерживая равновесие ребенок старается отбить цветной рейкой мяч, деля слова на слоги или произносит выученный стих или скороговорку насыщенную отрабатываемым звуком.
5-й блок: «Комплекс упражнений с мишенью обратной связи». Заменяя на мишенях обратной связи, цифры или геометрические фигуры на картинки, можно использовать упражнения на развитие пространственных представлений - «Назови точное место», на развитие фонематических процессов - «Четвертый лишний» - дети учатся определять, есть ли заданный звук в слове. Например, необходимо проговорить все слова, которые изображены на карточках, определить слово, в котором нет заданного звука и бросить на эту карточку мешочек или мяч.
6-й блок: «Комплекс упражнений с телескопической стойкой». Используя телескопическую стойку, отрабатываются упражнения на обогащение словарного запаса - «Чего не стало», «Скажи наоборот» и др.
На детей с ОВЗ использование метода мозжечковой стимуляции с применением балансировочной доски или комплекса оказывает положительный эффект.
У детей появляется устойчивая мотивация к занятиям, повышается концентрация внимания, улучшается координация движения, уровень работоспособности детей становиться выше.
А так же у детей вырабатывается точность выполнения артикуляционных упражнений, улучшается звукопроизношение, слоговая структура слова, обогащается словарный запас детей, повышается уровень грамматической стороны речи.
От занятий мозжечковой стимуляцией можно ожидать разных результатов. Они зависят от целей и проблем конкретного ребёнка, а так же от возможностей ребенка.
Литература
Педяш Н.А. Мозжечковая стимуляция – метод двигательной нейропсихологической коррекции. URL: https://www.b17.ru/article/113707/
Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей дошкольного возраста // Вестник экспериментального образования. 2015. №3.
Learning Breakthrough-Dr. Belgau History.
URL: https://learningbreakthrough.com/program-overview/learning-breakthrough-history-sensory-integration-disorders/
URL:https://neurostart.pro/posturologiya-kak-nauka-o-regulyacii-pozy
URL: http://virtualcoglab.cs.msu.su/html/Zueva.html
URL: http: //medicalhandbook.ru/disease/2486-acute-cerebellar-ataxia.htm.