СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад " Повышение качества образования.Чему учить родителей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для выступления на педсовете.

Просмотр содержимого документа
«Доклад " Повышение качества образования.Чему учить родителей"»

Выступление на педсовете Медведевой Е.Л.

«Повышение качества образования. Чему учить родителей».

Родители являются субъектами образовательного процесса, а значит, полноценными участниками учебно-воспитательного процесса. Возросший уровень педагогической компетентности у части родителей позволяет говорить об успешности их психолого-педагогического просвещения.

Но в то же время есть родители, которые не владеют педагогическими знаниями, испытывают трудности в решении проблем психического и личностного развития детей.

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания детей могут быть реализованы лишь при условии взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Проблема роли родителей в учебно-воспитательном процессе, наверно, существует столько времени, сколько существует и само школьное обучение. Школы накопили огромный опыт сотрудничества с семьями, во многих школах сложились традиции и системы сотрудничества с родителями.

Что же родители вкладывают в понятие «качество образования»? Они беспокоятся о будущем своих детей, понимают, что их дети должны получить образование, хорошую профессию, быть успешными, поэтому  многие родители, особенно родители старшеклассников, качество образования оценивают степенью подготовленности ребёнка к поступлению в ВУЗ. Начальная школа считается одной из ступенек к достижению поставленной цели.

Учебный процесс располагает большими возможностями для развития отношений между учителями, учащимися и их родителями. Значимость учёбы детей понимают многие родители, поэтому привлечение их к учебным делам и проблемам ребёнка становится вполне естественным и реальным.

Но привлечение родителей в обучение ребёнка зависит от профессиональных качеств учителя, от желания взаимодействовать с родителями. Поэтому учителю необходимо проанализировать содержание учебного материала, изучить возможности родителей, семей. После этого учитель знакомит родителей с содержанием обучения, учебным планом по конкретному предмету, требованиями к изучению предмета, возможными трудностями и путями их преодоления.

Важнейшее условие в налаживании партнёрских отношений с родителями – консультации как индивидуальные, так и групповые. Традиционно проводятся открытые уроки-консультации, где родители знакомятся с методикой преподавания, с содержанием учебных дисциплин, наблюдают за работой своих детей, видят их достижения, а это заставляет родителей ещё больше интересоваться делами детей.

Назову некоторые способы взаимодействия педагога и родителей при решении учебных проблем:

  • совместное изучение особенностей и способностей детей;

  • выявление проблем ребёнка в учёбе и поиск способов их решения с привлечением других педагогов и самого ученика;

  • составление программы развития ребёнка (на перспективу);

  • обсуждение, анализ учебных достижений ребёнка, коллектива класса совместно с родителями;

  • знакомство родителей с учебными планами, образовательными стандартами, требованиями, которые предъявляются учащимся, согласование этих требований;

  • изучение заказа родителей на образовательные услуги в школе, введение специальных предметов, курсов, факультативов;

  • совместное обсуждение режимных моментов в организации учебного процесса.

Участие родителей в учебной деятельности школы существенно усиливает учебную мотивацию детей. Внутренний мир ребёнка дополняется ощущением ответственности за своих родителей, а это усиливает у него ответственность и за самого себя. Стремящийся к замкнутости (от родителей) школьный элемент внутреннего мира ребёнка в этом случае, напротив, открывается, и «его жизнь в школе» становится для него «нашей (семейной) жизнью» в ней. Это всегда меняет школьную социальную роль и поведение ребёнка в лучшую сторону.

В практике используются различные способы привлечения родителей к организации учебных занятий:

  • Подготовка методических материалов к уроку;

  • Выступление родителей на уроке по изучаемой проблеме;

  • Изготовление дидактических пособий;

  • Разработка семейных проектов;

  • Организация родителями различных экскурсий, выставок, встреч

Большие возможности для совместного творчества имеются у проектной деятельности. Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки.

Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

  • консультируют;

  • отслеживают выполнение плана;

  • решают оперативные вопросы;

  • помогают в предварительной оценке проекта;

  • участвуют в подготовке презентации;

  • обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Дети узнают много нового, восполняют дефицит общения с родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

Я считаю, что для становления ученика как субъекта образования у учащихся должно формироваться умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, а для решения этой задачи и наряду с ней таких задач как поддержка и стимулирование учебной мотивации школьников; развитие навыка рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

Реализуя дифференцированный, личнстно-ориентированный подход в образовании в школе ведется работа с одаренными детьми- предметные олимпиады, конкурсы, учебно–исследовательская деятельность,

Родителей к такой деятельности привлекать можно и нужно. Не для того, конечно, чтобы выявить их способности и повысить интеллектуальный уровень. Прежде всего, в совместной интеллектуальной деятельности родители и дети учатся слушать и слышать друг друга, работать командой, у них появляются эмоциональные переживания, радость и гордость за свою семью, друг за друга.

Огромную неоценимую помощь оказывают мне родители в подготовке детей для участия в конкурсах и олимпиадах различного уровня. Чтобы дети показали высокие результаты в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах родители сами должны иметь высокие познавательные интересы. Такие родители проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать..

Для осуществления плодотворного сотрудничества с родителями, я стараюсь выделять и объяснять себе все изъяны и недостатки взаимоотношений с родителями и стараюсь преодолеть их.

Успех обучения ребёнка – в успешном сотрудничестве учителя, родителей и детей









Литература

1. Алоева, М. А. Лучшие родительские собрания в начальной школе. 1-2 классы / М.А. Алоева, В.Е. Бейсова. - М.: Феникс.
2.. Как проводить родительское собрание в школе. - М.: АСТ, Сталкер,
3. Чибисова, М. Ю. Психолог на родительском собрании / М.Ю. Чибисова, Н.В. Пилипко. - М.: Генезис, 4. 4.Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»