Выступление на педсовете Медведевой Е.Л.
«Повышение качества образования. Чему учить родителей».
Родители являются субъектами образовательного процесса, а значит, полноценными участниками учебно-воспитательного процесса. Возросший уровень педагогической компетентности у части родителей позволяет говорить об успешности их психолого-педагогического просвещения.
Но в то же время есть родители, которые не владеют педагогическими знаниями, испытывают трудности в решении проблем психического и личностного развития детей.
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания детей могут быть реализованы лишь при условии взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Проблема роли родителей в учебно-воспитательном процессе, наверно, существует столько времени, сколько существует и само школьное обучение. Школы накопили огромный опыт сотрудничества с семьями, во многих школах сложились традиции и системы сотрудничества с родителями.
Что же родители вкладывают в понятие «качество образования»? Они беспокоятся о будущем своих детей, понимают, что их дети должны получить образование, хорошую профессию, быть успешными, поэтому многие родители, особенно родители старшеклассников, качество образования оценивают степенью подготовленности ребёнка к поступлению в ВУЗ. Начальная школа считается одной из ступенек к достижению поставленной цели.
Учебный процесс располагает большими возможностями для развития отношений между учителями, учащимися и их родителями. Значимость учёбы детей понимают многие родители, поэтому привлечение их к учебным делам и проблемам ребёнка становится вполне естественным и реальным.
Но привлечение родителей в обучение ребёнка зависит от профессиональных качеств учителя, от желания взаимодействовать с родителями. Поэтому учителю необходимо проанализировать содержание учебного материала, изучить возможности родителей, семей. После этого учитель знакомит родителей с содержанием обучения, учебным планом по конкретному предмету, требованиями к изучению предмета, возможными трудностями и путями их преодоления.
Важнейшее условие в налаживании партнёрских отношений с родителями – консультации как индивидуальные, так и групповые. Традиционно проводятся открытые уроки-консультации, где родители знакомятся с методикой преподавания, с содержанием учебных дисциплин, наблюдают за работой своих детей, видят их достижения, а это заставляет родителей ещё больше интересоваться делами детей.
Назову некоторые способы взаимодействия педагога и родителей при решении учебных проблем:
совместное изучение особенностей и способностей детей;
выявление проблем ребёнка в учёбе и поиск способов их решения с привлечением других педагогов и самого ученика;
составление программы развития ребёнка (на перспективу);
обсуждение, анализ учебных достижений ребёнка, коллектива класса совместно с родителями;
знакомство родителей с учебными планами, образовательными стандартами, требованиями, которые предъявляются учащимся, согласование этих требований;
изучение заказа родителей на образовательные услуги в школе, введение специальных предметов, курсов, факультативов;
совместное обсуждение режимных моментов в организации учебного процесса.
Участие родителей в учебной деятельности школы существенно усиливает учебную мотивацию детей. Внутренний мир ребёнка дополняется ощущением ответственности за своих родителей, а это усиливает у него ответственность и за самого себя. Стремящийся к замкнутости (от родителей) школьный элемент внутреннего мира ребёнка в этом случае, напротив, открывается, и «его жизнь в школе» становится для него «нашей (семейной) жизнью» в ней. Это всегда меняет школьную социальную роль и поведение ребёнка в лучшую сторону.
В практике используются различные способы привлечения родителей к организации учебных занятий:
Подготовка методических материалов к уроку;
Выступление родителей на уроке по изучаемой проблеме;
Изготовление дидактических пособий;
Разработка семейных проектов;
Организация родителями различных экскурсий, выставок, встреч
Большие возможности для совместного творчества имеются у проектной деятельности. Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки.
Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
консультируют;
отслеживают выполнение плана;
решают оперативные вопросы;
помогают в предварительной оценке проекта;
участвуют в подготовке презентации;
обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Дети узнают много нового, восполняют дефицит общения с родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
Я считаю, что для становления ученика как субъекта образования у учащихся должно формироваться умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, а для решения этой задачи и наряду с ней таких задач как поддержка и стимулирование учебной мотивации школьников; развитие навыка рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
Реализуя дифференцированный, личнстно-ориентированный подход в образовании в школе ведется работа с одаренными детьми- предметные олимпиады, конкурсы, учебно–исследовательская деятельность,
Родителей к такой деятельности привлекать можно и нужно. Не для того, конечно, чтобы выявить их способности и повысить интеллектуальный уровень. Прежде всего, в совместной интеллектуальной деятельности родители и дети учатся слушать и слышать друг друга, работать командой, у них появляются эмоциональные переживания, радость и гордость за свою семью, друг за друга.
Огромную неоценимую помощь оказывают мне родители в подготовке детей для участия в конкурсах и олимпиадах различного уровня. Чтобы дети показали высокие результаты в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах родители сами должны иметь высокие познавательные интересы. Такие родители проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать..
Для осуществления плодотворного сотрудничества с родителями, я стараюсь выделять и объяснять себе все изъяны и недостатки взаимоотношений с родителями и стараюсь преодолеть их.
Успех обучения ребёнка – в успешном сотрудничестве учителя, родителей и детей
Литература
1. Алоева, М. А. Лучшие родительские собрания в начальной школе. 1-2 классы / М.А. Алоева, В.Е. Бейсова. - М.: Феникс.
2.. Как проводить родительское собрание в школе. - М.: АСТ, Сталкер,
3. Чибисова, М. Ю. Психолог на родительском собрании / М.Ю. Чибисова, Н.В. Пилипко. - М.: Генезис, 4. 4.Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»