СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Повышение эффективности занятий с помощью интерактивных методов обучения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный доклад будет полезен в вопросах совершенствования учебно-воспитательного процесса,развития познанвательных способностей учащихся,формирование у них основных приемов и навыков учебной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Повышение эффективности занятий с помощью интерактивных методов обучения"»

АНО «ПОО медицинский колледж «Монада»







тематический доклад



Повышение эффективности занятий

с помощью интерактивных методов обучения













Подготовила:

Железная Е.Л.







г. Евпатория, 2017

В нашем обществе происходят и, наверное, будут происходить изменения всех сторон жизни в государстве, как политических, так и социально-экономических. Все эти прогрессивные изменения коснулись естественного процесса образования, который должен быть приведен в соответствие с потребностями общества в высоко квалифицированных кадрах, с прочными и глубокими знаниями, способных к саморазвитию и самореализации.

На основании образовательных стандартов РФ цель общего образования – подготовка высокоинтеллектуальных и разносторонне развитых личностей, способных к активной социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

В законе «Об образовании» говорится, что учащийся имеет право на получение всего комплекса учебных знаний. Преподаватель должен формировать гражданина РФ, способного к активной жизненной позиции, правильно ориентирующегося в современной системе ценностей нашего общества.

Задача, стоящая перед преподавателями школы - готовить молодое поколение, которое гибко приспосабливается к стремительным изменениям происходящим в мире, влияет на происходящие социальные перемены, с активной позицией в жизненных обстоятельствах, критически мыслящих, способных к пониманию других людей и сотрудничеству, возрастающей личной ответственностью, за свое самообразование, самосовершенствование и карьерный рост.

Анализ собеседования, анкетирования в процессе обучения учащихся показал, что у них:

  1. Низкий показательный уровень;

  2. Низкая активность в изучении;

  3. Недостаточно развиты мыслительные способности;

  4. Не могут четко оформить свою мысль;

  5. Не осознают необходимость овладения теми или иными знаниями.

С другой стороны, учащиеся испытывают потребность в деятельности, которая ведет приобретению знаний, понимают, что без знаний нельзя успешно организовать жизнь, производственную деятельность, правильно мыслить, правильно действовать.

Эти тенденции требуют изменений стратегии образования и обучения подрастающего поколения. На первый план при обучении выходят не функциональные компетенции, а воспитание таких личных способностей учащегося, которые впоследствии позволяют ему занять активную позицию в жизненных обстоятельствах и самому определить образовательную траекторию, карьерный рост, понимание других людей и сотрудничество.

По этому в последнее время столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными для данной цели.

Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

Вопросами совершенствования учебно-воспитательного процесса, развития познавательных способностей учащихся, формирование у них основных приемов и навыков учебной деятельности, занимались различные отечественные и иностранные специалисты по педагогике и психологии. В педагогике, под познавательной деятельностью понимают совокупность мер предпринимаемых с целью ее эффективности (С.Я. Батышев).

Нельзя не согласиться с Л.С. Выготским: «Для того чтобы учащийся по настоящему включился в работу нужно, чтобы задачи, которые ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты или чтобы ни приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях. Развивающие особенности это развитие физических, познавательных нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей».

Анализ литературы о развитии познавательных способностей учащихся показывает, что эту проблему решали многие. Среди них Р. Декарт, Г.В. Лейбниц. Они утверждали, что «это врожденное образование». «Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являются условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности» («Педагогический словарь». Коджаспирова Г.М.). Способности включают в себя как отдельные знания, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности (М.Н. Скаткин. «Совершенствование процесса обучения»).

Мне ближе трактовка Г.И. Щукиной этого понятия: «как процесса активизации своей деятельности самими учащимися. Самореализация активной деятельности учащихся происходит в ситуациях побуждающих его к самостоятельным решениям и действиям, к свободному выбору заданий, творческой деятельности. В процессе активизации формируются ценнейшие свойства личности учащегося, его активный отклик на окружающее, его творческие устремления. Становление учащегося субъектом деятельности обеспечит его активную жизненную позицию».

В.Н. Максимова писала о влиянии познавательной деятельности на личность учащегося, способствующей положительному отношению его к учебному процессу, к систематическому познанию им содержания знаний, к овладению умением познавать.

«Невозможно переоценить значение познавательной деятельности, – утверждает Г.М. Щукина – для общего развития учащегося и формирования его личности, под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания».

Познание требует активной работы мысли и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Овладение знаниями, их «присвоение» требует не только запоминания, но и их переосмысливания. Сравнение, систематизация, конкретизация, анализ, обобщение и множество других операций познавательной деятельности способствует апробированию знания, совершенствованию их усвоения. Знания, наполненные глубокими понятиями, приобретают для учащихся личностную значимость и надолго остаются в их памяти.

Опираясь на труды психологов и педагогов, я убеждаюсь, что познавательная деятельность способствует подготовке образованных, отвечающих потребностям общества личностей, с прочными, глубокими знаниями, способных к саморазвитию и самореализации возможностей.

Все вышесказанное и составило предпосылки для моей разработки. Замысел ее в том, чтобы повысить эффективность развития познавательных способностей учащихся путем применения интерактивных методов в образовательном процессе, что означает:

  1. Способность к анализу информации и определение проблемы;

  2. Умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы;

  3. Умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия;

  4. Способность к дискуссии и переговорам, т.е.  умение выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальное решение.

Условием, а также результатом успешного применения интерактивных методов обучения является способность к коллективной работе и партнерскому общению учащихся между собой и с педагогом. Данный метод еще и тем интересен, что при проведении занятий, в зависимости от целей и временных возможностей, можно ограничиться использованием его отдельных элементов (этапов).

В других же случаях может включать в себя:

  1. ролевые игры;

  2. мозговой штурм;

  3. групповая работа (мелкими группами);

  4. анализ конкретных ситуаций;

  5. портфолио;

  6. кейсы.

Один из интерактивных методов, используемых мною, является метод конкретных ситуаций, который позволяет ученику научиться: объективно оценивать реальную обстановку, оперативно ориентироваться в различных обстоятельствах, выделять  проблему, учитывать интересы и возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность.

В основе метода конкретных ситуаций лежит описание конкретной учебной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия учащихся. При изучении конкретной ситуации, и анализе конкретного примера ученик должен вжиться в конкретные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и рассказать о возможных вариантах ее решения. Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы:

  1. Подготовительный этап;

  2. Ознакомительный этап;

  3. Аналитический этап;

  4. Итоговый этап.

На первом этапе преподаватель конкретизирует цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. При разработке важно учитывать ряд обязательных требований:

  1. Пример должен логично продолжать содержание теоретического курса и соответствовать потребностям сегодняшних учеников;

  2. Сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей учащихся, т.е. с одной стороны, быть по силам, а с другой, вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;

  3. Содержание должно отражать реальные ситуации, а не выдуманные события и факты.

  4. Учащимся должны быть предоставлены четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.

На втором этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной  ситуации. Преподаватель обозначает контекст предстоящей работы, обращаясь к компетентности учащихся, знакомит учеников с содержанием конкретной ситуации, индивидуальной или групповой. В этой методике большую роль играет группа, т.к. повышается развитие познавательной способности во время обсуждения идей и поиска решений, что является плодом совместных усилий. Для того, чтобы сформулировать свое решение учащимся приходится обращаться к словарям, справочникам, дополнительной литературе. Это обогащает их лексический запас, заставляет использовать различные значения знакомых слов. По этой причине, ознакомление с описанием конкретной ситуации полезно выполнять в малой группе.

В результате использование в моей педагогической работе интерактивного метода учащиеся улучшили познавательные способности. При использовании моего интерактивного метода обучения учащиеся научились: оперативно мыслить,  вырабатывать самостоятельные решения, развернуто и четко излагать свои мысли. Повысилась активность и заинтересованность. Изученный материал усваивался полнее.

Использование интерактивного метода для развития познавательных способностей у моих учащихся привели к следующим изменениям:

  1. повысился познавательный уровень;

  2. повысилась активность при изучении и закреплении материала;

  3. повысилась мыслительная способность (обоснование своих высказываний);

  4. самостоятельность при выполнении практических работ и заданий;

  5. научились отбирать и обобщать необходимые материалы.

Особенность моей разработки – интерактивные методы познавательной деятельности помогают эффективно организовать получение учащимися собственного нового опыта и его осмысливание.

При использовании интерактивного метода обучения каждый учащийся становиться: участником совместного исследования и решения проблемы, участником ролевой игры или анализа конкретной ситуации, групповой дискуссии или мозгового штурма.




Литература

  1. «Учитель» 2000 №1, «Интерактивные методы обучения».

  2. «Учитель» 2004 №5, «Интерактивные методы обучения».

  3. «Педагогика» 2000 №7, «Интерактивные методы обучения».

  4. «Современная школа» 2000 №4,6, «Интерактивные методы обучения».

  5. Кантор И.М. «Понятийно-терминологическая система педагогики». Просвещение 1970г.

  6. Кантор И.М. «Педагогическая лексография и лексикология». Просвещение 1968г.

  7. Коджаспирова Г.М. «Педагогический словарь» 2000г.

  8. «Новые педагогические и информационные технологии» Бухаркина М.Ю., Полат Е.С.

  9. «Словарь по социальной педагогике» 2002г.