СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Правильная осанка- залог здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад Правильная осанка- залог здоровья»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская основная общеобразовательная школа»








Районная научно- практическая конференция «Школа поиска и открытий».

Секция: «Медицина. Здоровьесбережение»


Проект «Правильная осанка – залог здоровья!»









Работу выполнил:

Антонов Станислав ученик 4 класса

Руководитель:

Власова Марина Леонидовна

учитель начальных классов





п.Онохой, 2024 год



Оглавление

Введение


1.Теоретическая часть


2.Практическая часть


Заключение


Список литературы


Приложение № 1


Приложение № 2


Приложение № 3


Приложение № 4


Приложение № 5



































Проект "Правильная осанка - залог здоровья!"


Введение

Меня заинтересовала тема «Правильная осанка – залог здоровья! », потому что для меня она актуальна. Я занимаюсь спортом. В ноябре 2023г. проходил спортивный мед. осмотр. Врач выявил у меня сколиоз I – II степени, искривление позвоночника на правую сторону. С целью недопущения прогрессирования сколиоза мне рекомендуется лечебная гимнастика, массаж спины , ежедневно делать ЛФК разминку, и носить корректирующий ортопедический корсет. С этого момента я выполняю все рекомендации врача, за несколько месяцев уже видны результаты.

Мне стало интересно узнать, какое значение имеет осанка для здоровья, и какие факторы влияют на её нарушение? Есть ли нарушения осанки у ребят моего класса? Эта проблема и определила тему моего исследования.

Цель проекта:

Выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья школьников, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения  и улучшения  осанки.

Задачи проекта

  • Помочь осознать детям, что правильная осанка это - здоровье.

  • Уточнить и расширить представление об осанке.

  • Научить строить свою жизнь на основе знаний о здоровье.

  • Сформировать у учащихся основные правила по профилактике нарушений осанки.

  • Дать детям практические навыки самоконтроля за своей осанкой.


Гипотеза. Правильная осанка является залогом крепкого здоровья.

Предмет исследования: причины появления неправильной осанки у одноклассников

Объект исследования: Ученик младшего школьного возраста (9-10 лет) – четвероклассник.

Методы и приёмы исследования:

  • анализ литературы и электронных ресурсов;

  • наблюдение за учащимися 4 класса;

  • опрос, обобщение.






1. Теоретическая часть.

1. 1. Что такое осанка? Свое исследование я начал с медицинского словаря. В нем написано, что осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе.

Осанку рассматривают в самых разных аспектах:

Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека.

Осанка — это язык тела, который говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе, это индивидуальность.

Осанка - это визитная карточка человека, позволяющая безошибочно узнать знакомого, не видя его лица.

Нарушение осанки – понятие, означающее различные искривления позвоночника.

Наиболее частой деформацией позвоночника у детей является:

- сколиоз (искривление выпуклостью вбок),

- лордоз (искривление выпуклостью вперед),

- кифоз (искривление выпуклостью назад).

1.2. Какая бывает осанка.

П ри изучении литературы и интернет-ресурсов, мы узнали, что выделяют 4 вида осанки:

1. Хорошая осанка. При такой осанке голова, туловище и бедра расположены на одной прямой линии, грудная клетка слегка выдвинута вперед и вверх, живот втянут, спина нормально изогнута.

2. Посредственная осанка. Голова выдается вперед, живот немного выпячен, изгиб верхней части спины излишне подчеркнут, поясница слегка впалая.

3. Плохая осанка. Для такой осанки характерна расслабленность, в том числе живота, лопатки при этом торчат, поясница впалая.

4. Очень плохая осанка. При такой осанке голова сильно выдается вперед, верхняя часть спины излишне изогнута, живот расслаблен, грудная клетка и поясница впалые.


Нарушение осанки – понятие, означающее различные искривления позвоночника:



лордоз кифоз сколиоз








1.3. Факторы, влияющие на осанку учащихся.


Фактор 1. Питание

Пища должна быть богата витаминами, особенно витаминами Д и С. Витамин Д организм получает с помощью солнечных ванн и даже пребывания на свежем воздухе при пасмурной погоде. Однако в зимний период или при редком пребывании на улице - например, когда мы вместо того чтобы гулять, проводит сутки за компьютером, необходимо также включить в пищу богатые витамином Д продукты - печень трески, семгу, скумбрию, зерновые проростки пшеницы, куриные яйца и молоко. Чтобы обеспечить достаточное потребление витамина С, нужно есть цитрусовые, петрушку, черную смородину, шпинат и зеленый горошек. Этот вопрос частично решается во время завтраков и обедов в школе, так как меню в школьной столовой разработано специально для школьников. А также многие дети принимают дома витамины.


Фактор 2. Неправильно подобранные и тяжёлые школьные сумки

Максимальный вес школьного ранца для учеников 1-3-х классов не должен превышать 1,2 кг. А по российским санитарным нормам - общий вес учебников и тетрадей на один учебный день вместе с комплектом школьных принадлежностей и портфелем для школьников первых-вторых классов не должен превышать 2,5 кг, для учеников с третьего по шестой класс — весить около 3 кг.

Ранец – должен быть с жесткой спинкой, крепким днищем и с широкими лямками. Это позволяет распределять нагрузку на позвоночник и не допустить его искривления.

Очень часто причиной формирования плохой осанки является систематическое неправильное ношение школьного портфеля (например, на одной лямке вместо двух). При проверке ранцев некоторых ребят, выяснилось, что они носят лишние в тот день учебники и другие принадлежности.


Фактор 3. Неправильная поза

Также негативно сказывается избыточное сидение перед телевизором, компьютером, видеоиграми. Многие дети сутулятся во время ходьбы и еды.
Стоя необходимо держать голову прямо и высоко. Не выставлять вперед подбородок и не задирать нос.

При ходьбе стопа ставится прямо, сначала земли касается пятка. Идти надо пружинистым средним шагом, который соответствует росту.

В положении сидя надо плотно опираться спиной о спинку стула; сидеть прямо, не сгибая туловища и не наклоняя голову вперед.

Спать надо на плотной и упругой поверхности. Подушка должна быть небольшой и невысокой.

Необходимо правильно сидеть за партой: ноги согнуты под углом в 90 градусов и твердо стоят на полу, спина выпрямлена и поддерживается чуть выше поясницы спинкой стула, руки согнуты в локтях и лежат на парте. Расстояние от глаз до столешницы – не менее 40 сантиметров.


Фактор 4. Отсутствие или недостаток физических нагрузок

Узнала, сколько ребят нашего класса занимаются спортом:

  • ходят в спортивные секции – 0 человек (только уроки физкультуры в школе);

  • занимаются танцами (1 человек),

  • делают по утрам зарядку (3 человека);

У ребят, «занимающихся спортом» нарушений осанки нет.


Фактор 5. Режим труда и отдыха

В школе режим труда и отдыха соблюдается. На каждом уроке мы делаем физминутки. Но дома почти половина класса долго сидят за компьютером или у телевизора, да ещё и в неправильной позе, редко гуляют на свежем воздухе (по данным анкеты). Объяснила ребятам, что и дома необходимо чередовать труд и отдых. Придя со школы можно полежать, поспать 1 час, после этого погулять, подвигаться. При выполнении домашнего задания, нужно делать перерывы.


2. Практическая часть.

Работа над осанкой.
Провели исследование в 4-ом классе на наличие у них нарушения осанки.

Тест диагностика №1
Если положить на голову книгу и пройти по линии то, в тот момент, когда осанка окажется неправильной – книга упадёт. В результате мы убедились, что врачи правы – у 3 учащихся нарушена осанка.

Тест диагностика №2
Встать вплотную к шкафу или к стене. Сомкнуть стопы, посмотреть прямо вперёд. Руки опущены по швам. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырёх точках – затылок, лопатки, ягодицы, пятки, и ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая;

В противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперёд (лордоз). Результаты представлены в таблице

Анкетирование . 28.03.2023 г. мы провели анкетирование: «Причины нарушения осанки».
На вопросы отвечали дети .

Фактор №1. Режим труда и отдыха

Вывод: в школе режим труда и отдыха соблюдается. Но дома большинство учащихся долго сидят за компьютером или у телевизора, да ещё в неправильной позе, редко гуляют на свежем воздухе. Домашние задания выполняют без перерыва на отдых.

Фактор №2. Отсутствие или недостаток физических нагрузок
Узнали сколько ребят 4 класса занимаются спортом:

Вывод: Дети неохотно занимаются спортом. Больше времени уделяют компьютеру и телевизору. Хорошо, что у нас в школе введено 3 урока физкультуры в неделю. Хорошо бы еще в школе по утрам проводилась утренняя зарядка.

Фактор №3. Неправильно подобран школьный портфель.
В нашей стране принято считать, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% (процентов) от веса школьника.
Но по мнению врачей- ортопедов, максимальный вес школьного ранца для учеников 3 классов не должен превышать – 2,5 – 3 кг.

Вывод: Мы обследовали и взвесили ранцы учеников 4 класса. Средний вес ранцев не соответствует норме (3,5- 5кг.). У 5 учащихся ОН превышает допустимые нормы. С ранцами (рюкзаками) в школу ходят практически все дети.

Фактор №4. Неправильная поза
Неправильная поза: при сидении, ходьбе, просмотре телевизора и т.д.
На основании выявленных факторов выделили основную причину нарушений осанки у младших школьников – ЭТО слабые мышцы спины, которые нужно укреплять.

Практическая значимость работы.
Теперь каждый из нашего класса понимает, что его здоровье в его руках. Проблема стала интересна не только нам, но и младшим школьникам 1-3 классов, поэтому мы:

  • Оформили в нашем классе уголок здоровья, поместили в него советы по исправлению осанки.

  • Организовали выставку рисунков «Правильная осанка – залог твоего здоровья!».

  • С учащимися 4 класса провели классный час «Береги здоровье смолоду».

  • Разработали рекомендации и комплекс упражнений на формирование правильной осанки для школьников и их родителей.


Заключение

В ходе нашей исследовательской работы, мы хотели показать, как можно и нужно воспитывать хорошую осанку, как и любую другую привычку, но, без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослых мы вряд ли сможем выработать привычку правильно держать своё тело.
Ребята смогут выработать у себя правильную, красивую осанку, если прислушаться к нашим советам!













Приложение № 1


Меры профилактики осанки. Рекомендации родителям.
1. При сидении за столом приучать ребенка опираться о спинку стула спиной в месте ее изгиба. Обращать внимание на то, чтобы ученик старался сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы.
2. Не допускать длительных статических нагрузок на детей, максимально использовать возможность смены деятельности, устраивать динамические паузы, физкультминутки.

3. Формировать у школьников ощущения нормальной осанки посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя.
4. Формировать элементарные знания по профилактике нарушений осанки: нельзя сидеть перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола. Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо; поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину и др.

Приложение № 2


Физические игры и упражнения для формирования правильной осанки.
1. «Любопытный» Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть вперед, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.
2. Игра- состязание «Испугавшиеся лошади» Стать спинами друг к другу, взяться за одну и ту же палку и сделать один шаг вперед, плечи при этом опустить вниз, а спину выгнуть дугой. По сигналу тянуть друг друга в противоположные стороны.

3. «Великан» Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.
4. «Жираф»
Эта игра хорошо укрепляет мышцы спины и шеи. Приготовьте книжку с картинками про жирафа. Расскажите малышу об этом животном, отдельно заметив, что у жирафа самая длинная шея на Земле. Возьмите несколько яблок или груш (выбирайте фрукты, которые любит ваш ребенок), разрежьте их на дольки и развесьте на такой высоте, чтобы кроха мог дотянуться до них, только сильно вытянув шею. Попросите малыша губами достать до фруктов, не используя руки и не вставая на цыпочки.

Упражнения для мышц шеи

  1. Наклоны головы вперед, назад, в стороны.

  2. Медленные повороты головы в стороны, руки над головой, кисти сцеплены.

  3. Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в грудной части позвоночника), руки в стороны.

Упражнения для плечевого пояса

  1. Руки вперед (закруглены), кисти касаются друг друга. Отвести левую руку в сторону, правую вверх. Предельно прогнуться назад и посмотреть на кисть правой руки; то же, меняя положение рук.

  2. Руки в стороны. Наклоняя голову назад, кисти повернуть вверх, предельно прогнуться в трудной части позвоночника; то же с поворотами головы вправо и влево (смотреть на кисти).

  3. Круговые движения плечами.

Упражнения для ног

  1. Медленное приседание, руки за голову (вверх, в стороны); то же в стойке с сомкнутыми носками.

  2. Глубоки пружинящие приседания из стойки на носках, ноги врозь.

  3. Приседание, касаясь руками пяток.

Упражнения для исправления нарушенной осанки
При случаях нарушений осанки школьников необходимы разнообразные физические упражнения, соответствующие возможностям ребенка, лыжные прогулки, игры с мячом, ежедневная гигиеническая гимнастика, в которую включаются специальные упражнения, физкультминутка в школе и дома во время приготовления уроков.
Мы предлагаем комплекс упражнений для исправления нарушенной осанки и плоскостопия.

Упражнения при плоской спине

  1. Наклоны назад, прогнувшись из положения стоя на коленях.

  2. Лежа на животе, захватив руками ступни, пытаться подтянуть их к голове.

  3. Мост из положения лежа.



Упражнения при увеличенном поясничном изгибе

  1. Наклоны назад, стоя на коленях. Сохранять прямую линию от колен до головы; то же, последовательно касаясь руками пяток, затем пола.

  2. Сев на пятки, руки вперед, плечами коснуться колен.

  3. Поочередное поднимание ног из упора сидя.

Профилактические меры:

  • проведение физ.минуток на уроке, подвижных игр на перемене;

  • занятия в спортивных кружках и секциях;

  • правильный подбор мебели в школе и дома;

  • правильное прямое сидение за партой в школе и за столом дома;

  • ношение тяжестей в обеих руках попеременно;

  • постоянное выполнение комплекса утренней гимнастики;

  • закаливание организма;

  • выполнение профилактических упражнений.


Литература

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004

2. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование.-2-е изд., испр.- М.:ВАКО,2005

3. Физическая культура: учеб.для учащихся 5-7 кл. общеобразоват. учреждений /М.Я. Виленский, И.М.Туревский и др.; Под ред. М.Я. Виленского.- М.:Просвещение,2002.

4.А.А.Плешаков. Учебник «Окружающий мир» 3 класс. «Просвещение». Москва, 2013

5.«Моя первая энциклопедия», «Что? Как? Почему?», «РОСМЭН», Москва, 2012