СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Окунайская средняя общеобразовательная школа №1»













Тема доклада 

«Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников»











  Подготовила учитель начальных классов:

Белякова О.Л.

                                                                         





























п. Окунайский,

2023 год







Почему дети  учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут?

Ян Амос Коменский в своей работе «Великая дидактика» писал, что «все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, всех их можно учить».

В наши дни проблема неуспеваемости начальных классов - одна из самых трудных в педагогической практике. С каждым годом успеваемость падает все больше. Трудности, которые связанны с обучением - это не только внутрисемейная, но и внутришкольная, а также общественная проблема.

Применение различных методик для исследования мышления, памяти, воображения как основных психологических процессов, необходимых для успешного обучения в школе; для изучения межличностных отношений; анкеты и тесты для изучения тревожности детей, методики на выявление уровня сформированности мотивационной и эмоционально-волевой сфер учащихся, позволяют определить причины, вызывающие неуспеваемость.

Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутству­ют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь. Но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае и уметь или устранить их, или. корректировать последствия.

Выделят 4 вида причин неуспеваемости:



  1. Психологические причины неуспеваемости:

1) низкий уровень познавательных процессов;

2) низкий уровень развития эмоционально-волевых качеств;

4) низкая самооценка;

5) личностные характеристики.

2. Социальные причины:

1) неблагоприятные условия;

2) отрицательное влияние семьи и сверстников;

3) материальная обеспеченность семьи;

4) отсутствие домашнего режима;

5) безнадзорность ребенка.

3. Педагогические причины:

1) недостатки преподавания отдельных предметов;

2) низкий уровень навыков учебного года;

3) большие пробелы в знаниях;

4) отрицательное отношение к учению.

4. Физиологические причины:

1) болезни;

2) общая слабость здоровья;

Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания и изучения определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога не только умения распознать типичные трудности, вызывающие неуспеваемость, но и оказать конкретную помощь

Я выделила для себя следующие формы работы с неуспевающими детьми:

В процессе опроса и контроля за подготовленностью учащихся:

  • создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;

  • снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;

  • предложение учащимся примерного плана ответа;

  • разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;

  • стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

  1. При изложении нового материала:

  • более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим сте­пень понимания ими учебного материала;

  • привлечение их в качестве помощником при подготовке к уроку;

  • привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении к выво­дам и обобщениям или объяснению сути проблемы.

  1. В ходе самостоятельной работы на уроке:

  • разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда про­стых;

  • ссылка на аналогическое задание, выполненное раннее;

  • напоминание приема и способа выполнения задания; указание на необходимость актуализировать то или иное правило;

  • ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, уп­ражнений;

  • инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;

  • стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;

  • более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, провер­ка, исправление.

  1. При организации самостоятельной работы:

  • выбор для группы неуспевающих наиболее рациональной системы упражне­ний, а не механическое увеличение их числа;

  • более подробное объяснение последовательности выполнения задания;

  • предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консуль­таций, карточек с направляющим планом действий.

В работе с неуспевающими детьми необходимо применять упражнения на развитие познавательных процессов:


-Упражнение «Найди два одинаковых квадрата» направлено на развитие -простран­ственного мышления.

-Упражнение «Найди спрятанные слова». Развитие внимания.

-Упражнение «Найди геометрические фигуры по памяти». Развитие зрительной памяти.

-Упражнение «Умная раскраска». Развитие пространственного мышления.

-Упражнение «Математическая таблица». Развитие логического мышления.

-Упражнение «Запомни пары картинок». Развитие памяти и воображения.


Таким образом, комплексная и глубокая диагностика по выявлению причин, вызы­вающих трудности в учении, грамотно составленная коррекционно-развивающая работа, позволяют достичь значительных улучшений в работе с неуспевающими детьми.

Заключение.

Как бы ни был талантлив учитель, у него, безусловно, были неуспевающие ученики. Порой нам кажется, что эта проблема волнует только нас, учителей. Но самом деле, на свете нет ни одного психически здорового ребёнка, который хотел бы плохо учиться.