Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Окунайская средняя общеобразовательная школа №1»
Тема доклада
«Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников»
Подготовила учитель начальных классов:
Белякова О.Л.
п. Окунайский,
2023 год
Почему дети учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут?
Ян Амос Коменский в своей работе «Великая дидактика» писал, что «все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, всех их можно учить».
В наши дни проблема неуспеваемости начальных классов - одна из самых трудных в педагогической практике. С каждым годом успеваемость падает все больше. Трудности, которые связанны с обучением - это не только внутрисемейная, но и внутришкольная, а также общественная проблема.
Применение различных методик для исследования мышления, памяти, воображения как основных психологических процессов, необходимых для успешного обучения в школе; для изучения межличностных отношений; анкеты и тесты для изучения тревожности детей, методики на выявление уровня сформированности мотивационной и эмоционально-волевой сфер учащихся, позволяют определить причины, вызывающие неуспеваемость.
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь. Но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае и уметь или устранить их, или. корректировать последствия.
Выделят 4 вида причин неуспеваемости:
Психологические причины неуспеваемости:
1) низкий уровень познавательных процессов;
2) низкий уровень развития эмоционально-волевых качеств;
4) низкая самооценка;
5) личностные характеристики.
2. Социальные причины:
1) неблагоприятные условия;
2) отрицательное влияние семьи и сверстников;
3) материальная обеспеченность семьи;
4) отсутствие домашнего режима;
5) безнадзорность ребенка.
3. Педагогические причины:
1) недостатки преподавания отдельных предметов;
2) низкий уровень навыков учебного года;
3) большие пробелы в знаниях;
4) отрицательное отношение к учению.
4. Физиологические причины:
1) болезни;
2) общая слабость здоровья;
Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания и изучения определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога не только умения распознать типичные трудности, вызывающие неуспеваемость, но и оказать конкретную помощь
Я выделила для себя следующие формы работы с неуспевающими детьми:
В процессе опроса и контроля за подготовленностью учащихся:
создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
предложение учащимся примерного плана ответа;
разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
При изложении нового материала:
более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала;
привлечение их в качестве помощником при подготовке к уроку;
привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы.
В ходе самостоятельной работы на уроке:
разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;
ссылка на аналогическое задание, выполненное раннее;
напоминание приема и способа выполнения задания; указание на необходимость актуализировать то или иное правило;
ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;
инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;
стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.
При организации самостоятельной работы:
выбор для группы неуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;
более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.
В работе с неуспевающими детьми необходимо применять упражнения на развитие познавательных процессов:
-Упражнение «Найди два одинаковых квадрата» направлено на развитие -пространственного мышления.
-Упражнение «Найди спрятанные слова». Развитие внимания.
-Упражнение «Найди геометрические фигуры по памяти». Развитие зрительной памяти.
-Упражнение «Умная раскраска». Развитие пространственного мышления.
-Упражнение «Математическая таблица». Развитие логического мышления.
-Упражнение «Запомни пары картинок». Развитие памяти и воображения.
Таким образом, комплексная и глубокая диагностика по выявлению причин, вызывающих трудности в учении, грамотно составленная коррекционно-развивающая работа, позволяют достичь значительных улучшений в работе с неуспевающими детьми.
Заключение.
Как бы ни был талантлив учитель, у него, безусловно, были неуспевающие ученики. Порой нам кажется, что эта проблема волнует только нас, учителей. Но самом деле, на свете нет ни одного психически здорового ребёнка, который хотел бы плохо учиться.