СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Преемственность в формировании личностных УУД в начальной и основной школе".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рссмотрена система оценки,диагностика,результаты обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Преемственность в формировании личностных УУД в начальной и основной школе".»

«Преемственность в формировании личностных УУД в начальной и основной школе:система оценки,диагностика,результаты.»

В нашем образовательном учреждении мы начали с составления плана

совместной работы учителей математики начальной и основной школы. Обсуждение шло на ШМО, педсоветах, в личных беседах.

Говоря о преемственности образовательных этапов, необходимо четко

понимать то, какие образовательные результаты должны быть обязательно

сформированы в конце предыдущего этапа, какие результаты должны

стать их приращением на последующем этапе. Остановлюсь лишь на одной

группе планируемых стандартом результатов, а именно - на формировании

универсальных учебных действий в начальной школе и их развитии в

основной.

Наиболее перспективными формами обеспечения преемственности в

формировании УУД в основной и начальной школе считаем:

1.Образование открытой творческой группы учителей, выпускающих 4-е

классы и готовящихся принять 5-е классы.( Объединение создается на один

календарный год – с января (начало второго полугодия одного учебного

года) по декабрь (окончание первого полугодия следующего учебного года)

Трудность: Не всегда в декабре известно, кто из учителей математиков будет работать в

будущих 5-х классах.

Опыт преодоления: Включать в состав метод.объединения несколько

учителей по математике с целью их подготовки, а также с тем, чтобы

администрация в дальнейшем имела возможность выбора педагогических

кадров при распределении нагрузки.

Рассматривая вопрос преемственности ФГОС ,

можно сказать, что преемственность - непрерывный процесс

воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические

цели для каждого возрастного периода.

Преемственность целей и задач в математике:

Начальная школа: Старшая школа:

Учить ученика учиться Научить учиться

Учить ученика учиться в общении Научить общаться

Главное: ученик не должен стать пассивным зрителем учебного процесса.

2.Внутри методического объединения математиков была достигнута

договоренность:

О едином понимании целей, об уровне учебных достижений -

планируемых результатах: УУД, личностных результатах и

предметных умений, которые необходимо получить на выходе из

начальной школы и далее развивать в 5-6 классах.

Преемственность заложена в структуре ООП начального общего и

основного общего образования.

Отличия ООП НОО от ООП ООО :

программа программа

формирования УУД развития УУД


В содержательном разделе программа развития УУД дополняется

вопросами формирования компетенций в области ИКТ , учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Начиная с первого класса, ученики нашей школы создают свои

проекты, учатся их защищать.

Старшеклассники представляют и защищают свои научные проекты.

Одной из форм итоговой аттестации основного общего

образования является защита учащимися проектно- исследовательских

работ.

3 . Посещение учителями математиками основной школы уроков в 4-м классе по

своим предметам и коллективное обсуждение увиденного с позиции

соблюдения принципов и технологий системно-деятельностного

подхода, достигнутых учениками результатов.

Посещение учителями основной школы уроков в 4-м классе позволяет

учителям-математикам заранее познакомиться со своими будущими

учениками – увидеть их возможности в привычной и комфортной для

них обстановке. В ходе же обсуждения педагоги начального и

основного звена уточняют свои позиции и требования, предъявляемые

к ученикам.

Трудность: Трудно организовать посещение уроков математиков, т.к. будущие учителя 5-го класса, как правило, в данный год ведут выпускников, и им нельзя пропускать много уроков.

Преодоление: Как минимум один урок надо посетить «вживую» и еще

несколько проанализировать по видеозаписям.

Средства контроля и оценки УУД в начальной школе - типовые задачи, для

выявления индивидуальных достижений учащихся в овладении всеми

группами УУД: регулятивными, познавательными и коммуникативными.

Регулятивные универсальные учебные действия в начальной школе имеют

особое значение, так как все они представляют собой компоненты учебной

деятельности, которая признана важнейшим психическим новообразованием

младшего школьного возраста. Среди познавательных универсальных

учебных действий особое место занимают логические, так как именно на их

основе формируются предпосылки для развития теоретического мышления у

младших школьников.

В настоящее время

«Акценты в обучении математики смещаются с передачи знаний на формирование

и развитие умений ими пользоваться».

В начальной школе мы целенаправленно учим детей выдвижению

разнообразных предположений, создавая для этого различные условия.

Продолжение этой работы - решение задач на аргументацию и обоснование

высказанных мнений и суждений. В основе этих задач лежат не только

речевые умения детей, но и такое важное новообразование младшего

школьного возраста, как эмпатия. Понимание и принятие чужой позиции

или мнения в будущем станет важным фактором для формирования

толерантности обучающихся.

4.Наиболее эффективным оказался опыт разработки и проведения

учителями математиками основной школы и педагогами 4 классов совместных уроков

Учителя начальной школы выступают в качестве специалистов в процессе

освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной –

консультантами в нюансах своего предмета.

Три варианта реализации – три типа взаимодействия учителя

начальной и основной школы:

1) Готовит и проводит урок только учитель математики основной школы, а учитель

начальной школы дает только информацию о классе, темы, отдельные

советы.

2) Учителя начальной и математик основной школы готовят вместе конспект, а

проводит урок только учитель основной школы.

3) Оба учителя готовят и проводят урок вместе, распределяя между собой

эпизоды урока, поддерживая друг друга в течение всего урока.

Принципы преемственности:

А)принцип развития как целенаправленного качественного приращения

соответствующих умений становления УУД в начальной и основной

школе;

б)принцип расширения, когда помимо УУД, сформированных в

начальной школе, выделяются новые - информационные УУД;

в)принцип определенности места развития УУД в образовательном

процессе (урочная и внеурочная деятельность);

В нашей школе используется оптимизационная модель организации

внеурочной деятельности. Она же сохраняется в 5 классе.


В ФГОС подчеркнута необходимость определения

качества образования на различных этапах образовательного процесса

Успешное достижение обучающимися планируемых результатов обучения

непосредственно связано с диагностикой школьных достижений, с оценкой

качества образования. ( Диагностика УУД, личностных результатов и

предметных умений).

Система оценивания результатов образования по математике предполагает активное проведение мониторинга качества образования, систематическое

использование контроля, проверки, оценки, отметки и диагностики в ходе

организации и проведения учебного процесса.

В каждом образовательном учреждении необходима единая модель

мониторинга развития УУД обучающихся на каждом образовательном

этапе.

В начальную школу с вводом ФГОС пришли комплексные срезовые

работы.

В нашей школе учителями математиками 5классов в конце каждой четверти проводились

проверочные работы по предметам для диагностики предметных результатов.

Была создана методическая копилка диагностических работ.

В конце года проведена комплексная срезовая работа для

диагностики формирования и развития метапредметных и личностных

результатов.

Посещение уроков в 5-м классе руководителем методического объединения

учителей начальных классов и педагогами бывшего 4-го класса.

Педагоги, отвечающие за решение проблемы преемственности должны

своими глазами увидеть, как адаптируются ученики к новым условиям и

требованиям.

Определение эффективности организации преемственности :

анкетирование, диагностика нового результата умений, анализ результатов,

корректировка деятельности педагогического коллектива.

Сравнение результатов диагностики в 5-м и 4-м классах по математике показывает нам, как

чувствуют себя ученики в новых условиях.

Трудности и их преодоление:

Трудность: Некоторые учителя формально относятся к формированию

общеучебных умений (УУД) учащихся, по-прежнему большее внимание

уделяется ЗУН (знаниям) учащихся

Преодоление: Регулярно вести наблюдение за формированием общеучебных

умений (УУД) учащихся не только в виде диагностических срезов, но и через

портфолио, результаты педагогического наблюдения и т.д.

Все наши мероприятия направлены на целевую, содержательную и

технологическую преемственность в формировании универсальных учебных

действий при переходе от начального общего образования к основному

общему образованию.