СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад - презентация " Здоровьесберегающий потенциал современного урока�"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете с докладом " Здоровьесберегающий потенциал современного урока" Доклад представлен в виде презентации.

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад - презентация " Здоровьесберегающий потенциал современного урока�"»

   Здоровьесберегающий потенциал современного урока   На уроках осетинского языка в МБОУ СОШ №37

Здоровьесберегающий потенциал современного урока

На уроках осетинского языка в МБОУ СОШ №37

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  в контексте здоровьесбережения Стандарт включает в себя требования:  к условиям реализации ООП  к структуре ООП («Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» «Программа воспитания и социализации обучающихся»;  к результатам освоения ООП (личностные, метапредметные,  предметные)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в контексте здоровьесбережения

Стандарт включает в себя требования:

  • к условиям реализации ООП
  • к структуре ООП («Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» «Программа воспитания и социализации обучающихся»;
  • к результатам освоения ООП (личностные, метапредметные, предметные)
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса. Построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.. «Компетентный учитель – здоровый ученик», поскольку  центральным субъектом, организующим образовательный процесс, является педагог

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса. Построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования..

«Компетентный учитель – здоровый ученик», поскольку центральным субъектом, организующим образовательный процесс, является педагог

       Современный урок стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям (вызовам) своего времени, потребностям.   Какие новые требования предъявляет к ученику современная действительность? Увеличивается в объеме и усложняется учебный материал традиционные способы информации – устная и письменная речь, дополняются использованием компьютерных средств обучения, интернета, как информационной сети глобального масштаба Как результат увеличение учебных и информационных нагрузок, являющихся предпосылкой для возникновения перегрузок

Современный урок стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям (вызовам) своего времени, потребностям.

Какие новые требования предъявляет к ученику современная действительность?

Увеличивается в объеме и усложняется учебный материал

традиционные способы информации – устная и письменная речь, дополняются использованием компьютерных средств обучения, интернета, как информационной сети глобального масштаба

Как результат увеличение учебных и информационных нагрузок, являющихся предпосылкой для возникновения перегрузок

        Благоприятная психологическая среда на уроке – важнейший критерий здоровьесбережения учащихся мотивация учащихся,  взаимоотношения «ученик – учитель», взаимоотношения «ученик – класс»  Психологическая безопасность – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению .

Благоприятная психологическая среда на уроке – важнейший критерий здоровьесбережения учащихся

мотивация учащихся,

взаимоотношения «ученик – учитель», взаимоотношения «ученик – класс»

Психологическая безопасность

это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению .

Американский психолог  Абрахам Маслоу  и его пирамида потребностей

Американский психолог Абрахам Маслоу и его пирамида потребностей

                      Рассмотрим урок с позиции удовлетворения базовых потребностей человека… Физиологические потребности в пище, отдыхе, движении, свежем воздухе и т.п. Потребности в безопасности т.е. стабильности, защите, свободе от страха, тревоги. Потребность в любви, т.е в привязанности и принадлежности к социальной группе. Потребность в признании или потребность роста т.е оценка собственных достоинств, уважение окружающих и к себе самому. Потребность к самоактуализации, т.е. стремление человека самовоплощению, к актуализации заложенных в нем способностей, стремление заниматься тем к чему он предрасположен.

Рассмотрим урок с позиции удовлетворения базовых потребностей человека…

  • Физиологические потребности в пище, отдыхе, движении, свежем воздухе и т.п.
  • Потребности в безопасности т.е. стабильности, защите, свободе от страха, тревоги.
  • Потребность в любви, т.е в привязанности и принадлежности к социальной группе.
  • Потребность в признании или потребность роста т.е оценка собственных достоинств, уважение окружающих и к себе самому.
  • Потребность к самоактуализации, т.е. стремление человека самовоплощению, к актуализации заложенных в нем способностей, стремление заниматься тем к чему он предрасположен.
        Необходимо четко осознавать, что корень многих проблем с обучением и здоровьем современных школьников таится в процедуре, которую задают применяемые на уроке педагогические технологии, формы и методы построения учебного процесса

Необходимо четко осознавать, что корень многих проблем с обучением и здоровьем современных школьников таится в процедуре, которую задают применяемые на уроке педагогические технологии, формы и методы построения учебного процесса

 Системно-деятельностный подход к обучению предполагает получение знаний через активную учебную деятельность школьников, продекларирован ФГОС традиционные технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения; технологии, при применении которых, на первое место выходит личность ребенка и его деятельность (системно-деятельностный подход): деятельностный метод обучения - усвоение учебного материала действенное, осмысленное и осознанное, личностно- ориентированное обучение, проектно - исследовательская деятельность, дифференцированное обучение, проблемное обучение, учебная дискуссия.

Системно-деятельностный подход к обучению предполагает получение знаний через активную учебную деятельность школьников, продекларирован ФГОС

  • традиционные технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения;
  • технологии, при применении которых, на первое место выходит личность ребенка и его деятельность (системно-деятельностный подход):
  • деятельностный метод обучения - усвоение учебного материала действенное, осмысленное и осознанное,
  • личностно- ориентированное обучение,
  • проектно - исследовательская деятельность,
  • дифференцированное обучение,
  • проблемное обучение,
  • учебная дискуссия.

     Признаки здоровьесберегающего урока Субъект-субъектные отношения Мотивированность обучения Активизация обучения Индивидуально-личностный подход к обучению Учебная рефлексия

Признаки здоровьесберегающего урока

  • Субъект-субъектные отношения
  • Мотивированность обучения
  • Активизация обучения
  • Индивидуально-личностный подход к обучению
  • Учебная рефлексия
Субъект? Субъект это автор, носитель действия, тот, кто познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (тот на кого направлены мысль или действие субъекта). Ученик должен стать субъектом, автором своей учебной деятельности, инициативным, самостоятельным, активным. Для этого отношения учитель-класс должны строится на сотрудничестве, взаимном поиске истины, учитель перестает быть лектором и инспектором, становится организатором деятельности направленной на поиск истины и развитие личности

Субъект?

  • Субъект это автор, носитель действия, тот, кто познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (тот на кого направлены мысль или действие субъекта).
  • Ученик должен стать субъектом, автором своей учебной деятельности, инициативным, самостоятельным, активным.

Для этого отношения учитель-класс должны строится на сотрудничестве, взаимном поиске истины, учитель перестает быть лектором и инспектором, становится организатором деятельности направленной на поиск истины и развитие личности

    Как создать атмосферу сотрудничества? Минимизировать безличностные обращения с помощью указующего жеста или взгляда (пожалуйста, ты...), а также называние ученика по фамилии, обращение к субъекту – это обращение по имени Формулировка  заданий урока: надо, вы, должны, вы обязаны, вам необходимо или вам предлагается, я приглашаю вас, давайте попробуем, я надеюсь. Местоимения на уроке: «Я» - я объясню, я покажу, смотрим на меня, слушаем меня, я жду, я прошу, я не понимаю... «вы» — вы сделаете, вам предлагается, ваша задача, это ваша проблема... мы сделаем, мы попробуем, нам предстоит, давайте попробуем разобраться...

Как создать атмосферу сотрудничества?

  • Минимизировать безличностные обращения с помощью указующего жеста или взгляда (пожалуйста, ты...), а также называние ученика по фамилии, обращение к субъекту – это обращение по имени
  • Формулировка заданий урока:
  • надо, вы, должны, вы обязаны, вам необходимо или вам предлагается, я приглашаю вас, давайте попробуем, я надеюсь.
  • Местоимения на уроке:
  • «Я» - я объясню, я покажу, смотрим на меня, слушаем меня, я жду, я прошу, я не понимаю...
  • «вы» — вы сделаете, вам предлагается, ваша задача, это ваша проблема...
  • мы сделаем, мы попробуем, нам предстоит, давайте попробуем разобраться...

Какие образы возникают у вас  при разговоре о взаимодействии учителя и ученика?    Воздействие субъект объектное        Воздействие субъект объектное  Алмаз Поле Сосуд Мрамор Мелодия Взаимодействие Облака Звезды Оркестр Замок Подавление Дрова Гвозди Камни Гранильщик Сеятель Наполнитель Скульптор Композитор Взаимодействие Небо Луна Дирижер Ключ Подавление Топор Молоток Река

Какие образы возникают у вас при разговоре о взаимодействии учителя и ученика?

Воздействие субъект объектное

Воздействие субъект объектное

  • Алмаз
  • Поле
  • Сосуд
  • Мрамор
  • Мелодия

Взаимодействие

  • Облака
  • Звезды
  • Оркестр
  • Замок

Подавление

  • Дрова
  • Гвозди
  • Камни
  • Гранильщик
  • Сеятель
  • Наполнитель
  • Скульптор
  • Композитор

Взаимодействие

  • Небо
  • Луна
  • Дирижер
  • Ключ

Подавление

  • Топор
  • Молоток
  • Река
    Учебная нагрузка не носит чисто физиологический характер и не может измеряться исключительно в часах или объеме материала   Педагогам хорошо известно, что интерес к учебе снижает эффект перегрузки и, наоборот, та учебная информация которая вызывает у учащегося отторжение, может вызвать такой эффект даже при небольших объемах учебного материала. Итак, повышение интереса к учебе, прямая дорога к борьбе с перегрузками.

Учебная нагрузка не носит чисто физиологический характер и не может измеряться исключительно в часах или объеме материала

Педагогам хорошо известно, что интерес к учебе снижает эффект перегрузки и, наоборот, та учебная информация которая вызывает у учащегося отторжение, может вызвать такой эффект даже при небольших объемах учебного материала. Итак, повышение интереса к учебе, прямая дорога к борьбе с перегрузками.

             М отивация — это человеческое стремление... проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным (А. Маслоу)    Итак, мы готовы и хотели бы делать то, что у нас получается, то, что умеем, или то, к чему имеем способности, задатки. «Крест способностей» Карла Юнга множество способностей человека можно условно разделить на четыре группы (четыре оси креста): Рациональные способности Эмоциональные способности Интуитивные Деятельностные

М отивация — это человеческое стремление... проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным (А. Маслоу)

  • Итак, мы готовы и хотели бы делать то, что у нас получается, то, что умеем, или то, к чему имеем способности, задатки.

«Крест способностей» Карла Юнга

множество способностей человека можно условно разделить на четыре группы (четыре оси креста):

  • Рациональные способности
  • Эмоциональные способности
  • Интуитивные
  • Деятельностные
  Основные условия обучения учащихся с разными способностями Для учащихся с рациональными способностями: учебная ситуация хорошо структурирована, цели понятны;  Для учащихся с эмоциональными способностями:  учебный материал выстроен логически; наличие яркой выразительной наглядности; артистизм и разнообразие учителя в своих позитивных проявлениях;  на уроке много коллективной и групповой работы; много визуальной цветной информации. глубоко исследуются причинно-следственные связи явлений; у учащихся есть возможность задавать вопросы

Основные условия обучения учащихся с разными способностями

  • Для учащихся с рациональными способностями:
  • учебная ситуация хорошо структурирована, цели понятны;

Для учащихся с эмоциональными способностями:

учебный материал выстроен логически;

  • наличие яркой выразительной наглядности;
  • артистизм и разнообразие учителя в своих позитивных проявлениях;
  • на уроке много коллективной и групповой работы;
  • много визуальной цветной информации.
  • глубоко исследуются причинно-следственные связи явлений;
  • у учащихся есть возможность задавать вопросы
  Основные условия обучения учащихся с разными способностями Для учащихся с деятельностными способностями: - есть возможности для двигательной активности (актуализация мелкой и крупной моторики); - много практических упражнений, лабораторных работ, действий с предметами: макетами, моделями и т.д.; -учебный материал предполагает связь с актуальными проблемами жизни учащихся; - на уроке обеспечена частая смена деятельности.   Для учащихся с интуитивными способностями: - есть возможности для импровизации и самореализации учащихся; - на уроке много творческих, проблемных задач; - у учащихся есть возможность свободно генерировать свои идеи и предложения; - чаще использовать игровые формы обучения.

Основные условия обучения учащихся с разными способностями

  • Для учащихся с деятельностными способностями:
  • - есть возможности для двигательной активности (актуализация мелкой и крупной моторики);
  • - много практических упражнений, лабораторных работ, действий с предметами: макетами, моделями и т.д.;
  • -учебный материал предполагает связь с актуальными проблемами жизни учащихся;
  • - на уроке обеспечена частая смена деятельности.
  • Для учащихся с интуитивными способностями:
  • - есть возможности для импровизации и самореализации учащихся;
  • - на уроке много творческих, проблемных задач;
  • - у учащихся есть возможность свободно генерировать свои идеи и предложения;
  • - чаще использовать игровые формы обучения.
 Что делают ученики у меня на уроке?   Решают – Р (рациональные) Считают – Р Анализируют – Р Сопоставляют - Р Ходят – Д (деятельностные) Выдвигают гипотезы - И Сидят — Д Встают — Д Смеются — Э (эмоциональные) Радуются — Э Болтают — Э Страдают — Э Пишут — РД Рисуют — ДЭ Играют — Э Фантазируют — И (интуитивные) Творят — И... обнаруживается существенное преобладание рационально-деятельностных усилий    необходимо подумать об увеличении доли интуитивно-эмоциональных действий

Что делают ученики у меня на уроке?

  • Решают – Р (рациональные)
  • Считают – Р
  • Анализируют – Р
  • Сопоставляют - Р
  • Ходят – Д (деятельностные)
  • Выдвигают гипотезы - И
  • Сидят — Д
  • Встают — Д
  • СмеютсяЭ (эмоциональные)
  • РадуютсяЭ
  • БолтаютЭ
  • СтрадаютЭ
  • ПишутРД
  • Рисуют — ДЭ
  • Играют — Э
  • Фантазируют — И (интуитивные)
  • Творят — И...
  • обнаруживается существенное преобладание рационально-деятельностных усилий
  • необходимо подумать об увеличении доли интуитивно-эмоциональных действий
Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены:   значимый, интересный для них материал; задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения; необходимость использования полученных знаний и умений в будущей жизни; необычная форма преподнесения материала, вызывающая удивление; анализ жизненных ситуаций, разъяснение значимости учебного предмета; положительная обратная связь, организованная по правилу «пилюли»; умелое применение учителем поощрения; игры, соревнования, ситуации спора и дискуссии; возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельной деятельности у учащихся.  

Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены:

  • значимый, интересный для них материал;
  • задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
  • необходимость использования полученных знаний и умений в будущей жизни;
  • необычная форма преподнесения материала, вызывающая удивление;
  • анализ жизненных ситуаций, разъяснение значимости учебного предмета;
  • положительная обратная связь, организованная по правилу «пилюли»;
  • умелое применение учителем поощрения;
  • игры, соревнования, ситуации спора и дискуссии;
  • возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельной деятельности у учащихся.

 

Здоровьесберегающий урок, основанный на системно-деятельностном подходе, характеризуется таким обязательным качеством как активность учащихся Активизация учащихся это путь борьбы с падением интереса к учебе (я активен – значит мне интересно), а значит и с перегрузками, это способ активизации движения, а также несомненно, активными дети могут быть только на фоне благоприятной психологической атмосферы

Здоровьесберегающий урок, основанный на системно-деятельностном подходе, характеризуется таким обязательным качеством как активность учащихся

  • Активизация учащихся это путь борьбы с падением интереса к учебе (я активен – значит мне интересно), а значит и с перегрузками, это способ активизации движения, а также несомненно, активными дети могут быть только на фоне благоприятной психологической атмосферы
Какие приемы активизации учащихся может использовать учитель на уроке? Бессознательная, непроизвольная активизация: с мена видов деятельности, контраст ощущений (по свету, звуку), необычность, неожиданность, новизна, движение, проветривание, релаксационные паузы, музыка. Произвольная, внешняя активизация, стимулирование: работа в группах, парах; поощрение; дидактические игры (соревнования, представления, ролевые..); дискуссии, дебаты, мозговые штурмы; дифференцированные задания;  приемы критического мышления; наглядность, ТСО; интрига; провокация; парадокс; расширение ролевого репертуара учащегося. Внутренняя активизация, мотивирование, смыслообразующие стимулы: творческие задания; связь с личным опытом учащихся; индивидуальные задания, необходимость действовать; поиск, исследование; самоконтроль; самоанализ; обращение к личности учащегося.

Какие приемы активизации учащихся может использовать учитель на уроке?

  • Бессознательная, непроизвольная активизация: с мена видов деятельности, контраст ощущений (по свету, звуку), необычность, неожиданность, новизна, движение, проветривание, релаксационные паузы, музыка.
  • Произвольная, внешняя активизация, стимулирование: работа в группах, парах; поощрение; дидактические игры (соревнования, представления, ролевые..); дискуссии, дебаты, мозговые штурмы; дифференцированные задания;

приемы критического мышления; наглядность, ТСО; интрига; провокация; парадокс; расширение ролевого репертуара учащегося.

  • Внутренняя активизация, мотивирование, смыслообразующие стимулы: творческие задания; связь с личным опытом учащихся; индивидуальные задания, необходимость действовать; поиск, исследование; самоконтроль; самоанализ; обращение к личности учащегося.
Рефлексивность обучения - это осмысливание собственной учебной деятельности, благодаря которой получены знания Почему рефлексия –признак здоровьесберегающего урока   Возрастает результативность и осознанность обучения, а значит улучшается психологическое благополучие учащихся Вырабатывается навык осмысления собственной деятельности, анализа собственных поступков и последствий этих поступков

Рефлексивность обучения - это осмысливание собственной учебной деятельности, благодаря которой получены знания

  • Почему рефлексия –признак здоровьесберегающего урока

Возрастает результативность и осознанность обучения, а значит улучшается психологическое благополучие учащихся

Вырабатывается навык осмысления собственной деятельности, анализа собственных поступков и последствий этих поступков

Результаты рефлексии Предметная продукция деятельности — идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т. п. Способы, которые использовались или создавались в ходе деятельности. Предположения по отношению к будущей деятельности. Общее состояние — эмоциональные ощущения, психологический настрой... Личностная динамика — что изменилось в самом участнике.

Результаты рефлексии

  • Предметная продукция деятельности — идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т. п.
  • Способы, которые использовались или создавались в ходе деятельности.
  • Предположения по отношению к будущей деятельности.
  • Общее состояние — эмоциональные ощущения, психологический настрой...
  • Личностная динамика — что изменилось в самом участнике.
Формы и методы обучения, являющиеся основой здоровьесбережения на уроке Учет возрастных особенностей познавательной деятельности детей; Учет динамики работоспособности учащихся на уроке;  дифференциация обучения: использование разноуровневых заданий (в том числе домашних), с учетом способностей ребенка, психофизических особенностей, состояния здоровья; вариативность методов и форм обучения, обеспечивающая смену видов деятельности, активацию разных каналов восприятия информации, оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок; индивидуализация обучения (обучение в малых группах и парах); использование наглядности и различных форм предоставления информации; создание эмоционально благоприятной атмосферы, формирование положительной мотивации к учебе;

Формы и методы обучения, являющиеся основой здоровьесбережения на уроке

  • Учет возрастных особенностей познавательной деятельности детей;
  • Учет динамики работоспособности учащихся на уроке;
  • дифференциация обучения: использование разноуровневых заданий (в том числе домашних), с учетом способностей ребенка, психофизических особенностей, состояния здоровья;
  • вариативность методов и форм обучения, обеспечивающая смену видов деятельности, активацию разных каналов восприятия информации, оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок;
  • индивидуализация обучения (обучение в малых группах и парах);
  • использование наглядности и различных форм предоставления информации;
  • создание эмоционально благоприятной атмосферы, формирование положительной мотивации к учебе;
Формы и методы обучения, являющиеся основой здоровьесбережения на уроке использование приемов самооценки и взаимооценки, позволяющих уменьшить неприятные для детей переживания; проведение на уроке расслабляющих моментов (физминуток, гимнастик, релаксационных пауз); применение разнообразных видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, дискуссия, выдвижение гипотез, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач и др.), соблюдение гигиенических норм к объему домашних заданий; культивирование у учащихся знаний по вопросам укрепления здоровья.

Формы и методы обучения, являющиеся основой здоровьесбережения на уроке

  • использование приемов самооценки и взаимооценки, позволяющих уменьшить неприятные для детей переживания;
  • проведение на уроке расслабляющих моментов (физминуток, гимнастик, релаксационных пауз);
  • применение разнообразных видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, дискуссия, выдвижение гипотез, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач и др.),
  • соблюдение гигиенических норм к объему домашних заданий;
  • культивирование у учащихся знаний по вопросам укрепления здоровья.
Критерии здоровьесберегающего урока Направленность на развитие личности ( приобретение знаний о себе, своем месте в мире, понимание смысла собственной деятельности на уроке, приобретение умений принятия решений, выбора поведения, развитие рефлексии ) Направленность на формирование здоровья и здорового образа жизни (обеспечивать понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; способствовать формированию отношения к человеку и его здоровью как к ценности; содействовать развитию потребности в здоровом образе жизни; помогать вырабатывать индивидуальный способ здорового образа жизни ) Обеспечение свободного выбора ( содержания; действия; способа действия; способа взаимодействия; творческая работа ) Наличие моментов самодеятельности и совместной деятельности (ученик в роли учителя; кооперативное обучение; дискуссия; исследование ); Наличие моментов оценочной самостоятельности (взаимопроверка; участие в оценивании ответа другого;  оценивание собственного ответа);

Критерии здоровьесберегающего урока

  • Направленность на развитие личности ( приобретение знаний о себе, своем месте в мире, понимание смысла собственной деятельности на уроке, приобретение умений принятия решений, выбора поведения, развитие рефлексии )
  • Направленность на формирование здоровья и здорового образа жизни (обеспечивать понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; способствовать формированию отношения к человеку и его здоровью как к ценности; содействовать развитию потребности в здоровом образе жизни; помогать вырабатывать индивидуальный способ здорового образа жизни )
  • Обеспечение свободного выбора ( содержания; действия; способа действия; способа взаимодействия; творческая работа )
  • Наличие моментов самодеятельности и совместной деятельности (ученик в роли учителя; кооперативное обучение; дискуссия; исследование );
  • Наличие моментов оценочной самостоятельности (взаимопроверка; участие в оценивании ответа другого; оценивание собственного ответа);

Критерии здоровьесберегающего урока

  • Активация учителем познавательного и социального интереса учащихся к содержанию урока ( организация поисковой мыслительной активности; формирование собственного мнения; использование занимательного материала; опора на личный опыт учащихся; формирование эмоционального отношения к содержанию; нахождение практического применения содержания );
  • психологическая безопасность взаимоотношений, наличие

эмоционального комфорта между учителем и учениками, между учениками ( активность в общении; дружелюбие; сотрудничество; взаимопомощь, поддержка; заинтересованность в общем результате )

  • Соответствие учебной деятельности гигиеническим нормативам ( нормирование учебной нагрузки, в т.ч. домашнего задания; учет динамики работоспособности; обоснованное применение средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ );
  • Гигиенические условия учебного помещения ( освещенность; школьная мебель; воздушно-тепловой режим; эстетический комфорт );
  • Наличие приемов психологической и физической разгрузки ( физкультминутки; динамические паузы; минутки релаксации; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз; массаж активных точек; создание положительного эмоционального настроя )
  Урок здоровьесберегающий это  шаг, сделанный группой и каждым участником занятия в познании и самопознании, общее ощущение продвижения, прекрасное эмоциональное и психологическое состояния его участников !

Урок здоровьесберегающий это

шаг, сделанный группой и каждым участником занятия в познании и самопознании, общее ощущение продвижения, прекрасное эмоциональное и психологическое состояния его участников

!