СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира"»

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»



















Доклад на тему:

«Приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира».

























Подготовила: Роговастова М.В.,

учитель начальных классов.













г. Биробиджан, 2018г.



ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) определяет три группы результатов: предметные, метапредметные и личностные.

Метапредметные результаты это те способы учебной деятельности, которые дают возможность усваивать предметные результаты.

Метапредметные результаты освоения ООП НОО (Основной образовательной программы начального общего образования) должны отражать:

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, как результат формирования познавательных УУД (Универсальных учебных действий).

Смысловое чтение формируется на всех учебных предметах при работе с деловым, учебно-познавательным, естественно-научным текстом

Что значит смысловое чтение, смысл?

Смысл – внутреннее содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом.

Смыслить – понимать, знать.

(Сергей Иванович Ожегов. Словарь русского языка)

Смысловое чтение – чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.


«Читать и не понимать – то же, что совсем не читать»

Я.А.Каменский


Смысловое чтение включает разные виды чтения:


Углубленное (изучающее) полно и точно понять основные и второстепенные факты, осмыслить и запомнить их.

Ознакомительное – понять основное содержание и структуру текста или выбрать главные факты.

Просмотровое – выяснить что нового, важного и полезного содержится в тексте.

Выборочное – найти определенную информацию (статистические данные, описание какого-то события.


В начальной школе кроме литературного чтения есть ещё один предмет, на котором ученики получают информацию, читая текст. Это окружающий мир. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй надо начинать формировать в начальной школе. Надо учить детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал.

Предлагаю вашему вниманию приемы организации работы на уроке окружающего мира, направленные на осознанное, внимательное, ответственное восприятие текстового материала научной статьи учебника.


Работу с научным текстом на уроке условно можно разделить на 3 этапа, которые плавно переходят из одного в другой.


1 этап — подготовительный (до начала чтения),

2 этап – основной (в процессе чтения),

3 этап — заключительный (после чтения).


1 этап (подготовительный)


Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом.

Приемы работы:


1. «Облако понятий» (на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниям, догадаться, о чем пойдет речь в тексте)

Например: 4 класс Тема «Мир глазами асторонома» (планета, солнечная система, вселенная,космос) детям предлагается прочитать научный текст, выделить новые понятия.

    2. Использование загадок по теме текста (детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста)

Например: 3 класс Тема « в царстве грибов»

(загадки:Какой же он хороший!

И шапочка в горошек!

Растёт повсюду он в лесу.

Домой его не принесу. (Мухомор);


На пенёчке под сосной

В дождик вылезли гурьбой,

Словно дружные ребята,

В шляпках рыженьких ... (Опята)
Детям предлагается прочитать загадки, определить о каких грибах идет речь. Важный вопрос: по каким признакам узнали, что это мухомор, опята)

Дети должны назвать эти признаки.

    3. Предварительный просмотр иллюстраций (детям предлагается просмотреть иллюстративный материал текста, понять о чем пойдет речь)

например: 2 класс

Тема: «В гости к зиме (виртуальная экскурсия)» показываю иллюстрации зимы.

Точное задание: Посмотрите что мы видим на данных картинах, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке.

    4. Составление пазлов (детям в парах раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чем они узнают из текста, нужно собрать картинку)

Пример: 3 класс Тема «Разнообразие животных» (на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображением животных)

Задание: Рассмотрите части целой картинки и попробуйте собрать ее. Что получилось?

    5. Анонс предстоящей работы ( на доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста)

Пример: 4 класс Тема «Петр Великий»

- Кого в России называли царь-плотник?

- Как появилось выражение «прорубил окно в Европу»?

- Кто привез в Россию новую моду на одежду и прически?

- Почему этого правителя называют Великим?

Дети высказывают следующие предположения:

Они могут предпологать верные и неверные ответы.

В ходе работы по теме убеждаются в правильности суждений.

    6. Проблемный вопрос (классу задается проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержанием научного текста)

Пример: 1 класс Тема « Уроки здоровья»

- Что надо делать, чтобы быть здоровым, стройным, сильным?

1 класс Тема «Твои одноклассники»

  • Как заиметь много друзей?


2 этап ( основной) (Можно здесь говорить о смысловом чтении или как называет Н.Н. Светловская о продуктивном чтении). В принципе это одно и тоже.


Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми

Приемы работы:

    1. Словарная работа (по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием)

Например, 4 класс Тема «Карта полушарий» (работа с терминами: экватор, меридианы, параллели)


Экватор — самая длинная параллель. Он находится на равном расстоянии от полюсов и делит земной шар на два равных полушарий: Северное и Южное.

Меридианы — линии, идущие от одного полюса к другому.

Параллели — горизонтальные линии, расположенные параллельно относительно друг друга.

Масштаб — показывает, какое растояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.

    2. Работа с тестом (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы теста, вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия)

Пример: 4 класс Тест по статье “У Чёрного моря”

1. Как называется зона, расположенная узкой полосой по побережью Чёрного моря? ______________________________________________

2. Какое лето в субтропической зоне? ___________________

Какая зима в субтропической зоне? _____________________

3.Благодаря чему в субтропической зоне тёплые зимы? Поясни.

4. Какие леса на Черноморском побережье Кавказа?

А) смешанные; Б) широколиственные; В) хвойные.

5. Приведи примеры деревьев, которые круглый год остаются зелёными: _____________________________________________________________

6. В переводе с латинского языка “суб” означает

А) “из”; Б) “под”; В) “через”.

7. Чем питаются цикады?

А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.

8. Чем питается богомол?

А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.

9. Чем питается жужелица кавказская?

А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.

3. Восстановление деформированного текста. (по ходу работы со статьей дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа)

Пример: 4 класс Тема «Равнины и горы России»

1.Найди на физической карте России (стр. 64) Уральские горы. Допиши предложение:

“С запада от Уральских гор лежит ____________________________________ равнина, к востоку от Уральских гор лежит ___________________________________ равнина”.

2. Восточно-Европейскую равнину называют __________________________________________________________________________

3. Западно-Сибирская равнина – самая плоская и низкая равнина на Земле, поэтому здесь так много ________________ .

4. В старину Уральские горы величали _________________________________________ .

5. Уральские горы считают границей между ___________________ .

Самые высокие горы России _______________________________ .

Высочайшая гора в России _____________________ .

6. Горы, расположенные на юге Сибири: ______________________________ .

7. Пользуясь картой на странице 64, ответь на следующие вопросы:

А) Полезные ископаемые, которые добывают на Западно-Сибирской равнине

В)Полезные ископаемые, которые добывают в Уральских горах______________.

Г) Самая высокая гора Алтая.___________её высота _______________________.

Б) Полезные ископаемые, которые добывают на Кавказе ___________________.

    4. Заполнение таблиц и схем. (в процессе работы с текстом дети заполняют схемы, таблицы по новой теме. Работа может проходить в парах или фронтально под руководством учителя)

Пример: 4 класс Тема «Наши подземные богатства».

5. Выборочное чтение. (дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы.)

Пример: 4 класс Тема «Природные зоны России» (1группа « Географы» находят и изучает материал по расположению, климату данной природной зоны, 2 группа «Ботаники» изучают растительный мир, 3 группа «Зоологи» -животный мир, 4 группа «Экологи» готовят сообщение по занятию населения и экологическим проблемам природной зоны.)

    6. Чтение с остановками. ( чтение научного текста происходит по абзацам или частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, разъяснению, обсуждению научной информации)


3 этап (заключительный)


Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.

    1. Работа с пословицами. ( детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста инфрмации)

Пример: 1 класс Тема «Наше питание» («Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу»)

    2. Дополнение текста . ( детям предлагается дополнить текст своими примерами)

Пример: 2 класс «Про кошек и собак» , «Дикие и домашние животные»

    3. Игра «Плюс или минус» ( учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны- знак - )

    4. «Ярмарка вопросов» ( дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?)

Пример: 4 класс по темам исторического блока.

    5. Составление памяток, инструкций.

Пример: 1 класс «Как вести себя в лесу», «Режим дня школьника»

    6. Проигрывание жизненных ситуаций. ( практическое применение полученной из текста информации )

Пример : 1 класс « Мы теперь ученики» , «Уроки общения»

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.