Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воеводская средняя общеобразовательная школа»
Тема выступления
на школьном методическом объединении учителей начальных классов:
Применение кейс - технологий на уроках в начальных классах
Подготовила:
учитель начальных классов
Сержанова А.А.
2018 г.
«Знание, полученное человеком в готовом виде,
менее ценно для него и поэтому не так долговечно,
как продукт собственного мышления».
Сократ
В течение многих столетий главной целью образования считалось сообщение
фактических знаний, используя которые можно было спокойно прожить всю жизнь.
В современной жизни этот принцип передачи знаний уже неэффективен. Главным
становится умение осваивать и использовать новую информацию для решения
стоящих перед человеком проблем.
Для достижения новых результатов образования необходимо использовать
новые, более эффективные методы.
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования
ориентирует сегодня на использование в образовательном процессе современных
технологий деятельностного подхода. Наиболее актуальными становятся
технологии:
ИКТ
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология проблемного обучения
Педагогика сотрудничества
КЕЙС- ТЕХНОЛОГИЯ и др.
Одним из новых технологий обучения деятельностного типа является проблемно –
ситуативное обучение с использованием кейсов. В настоящее время внедрение
учебных кейсов в российском образовании является актуальным.
Само понятие «КЕЙС –технология» зародилась в Гарвардской школе
бизнеса (США) в начале 20 века. В России кейс- технологии называют методом
анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В переводе «Case» -
портфель, чемоданчик. Кейс- технология – это система методов и приёмов,
основанная на решении конкретных проблем, задач- ситуаций (кейсов). Как
правило, кейс состоит из трёх частей:
В.Н.Птицын писал:
« Традиционное образование готовит знающего человека, умеющего найти выход из
ситуации на основе прошлого».
Интерактивное обучение готовит знающего и опытного человека, который знает,
как справиться с настоящим.
Кейс –метод (или обучение на конкретном примере) готовит мудрого человека,
умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него»
Кейс – технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или
статьи, не ответ на вопрос преподавателя – это анализ конкретной ситуации,
который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Виды кейсов:
Печатный кейс ( может содержать графики, таблицы, диагарммы,
иллюстрации, что делает его более наглядным);
Мультимедиа – кейс (наиболее популярный в последнее время, он зависит от
технического оснащения школы)
Видео – кейс (может содержать фильм, аудио и видео –материалы).
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги
работы можно представить как в устной, так и в письменной форме. В последнее
время очень активно используется мультимедийное представление результатов.
Знакомство с кейсами может происходить как на уроке, так и заранее в виде
домашнего задания. ( Учитель может создавать собственные кейсы и использовать
готовые кейсы). Кейсы можно представлять в различной форме: от одной страницы
до нескольких. В зависимости от уровня класса Кейсы заготавливать только в
печатном виде, допустимо наличие фото, таблиц, диаграмм, что делает материал
более доступным для обучающихся.
Обучение при помощи кейс- технологии является сложным процессом, не поддаётся
единому алгоритму в работе. Тем более, что творческие действия алгоритмизировать
не возможно.
Алгоритм работы с кейсом:
Ознакомление с текстом кейса (может происходить дома или на предыдущем
уроке).
Организация обсуждения кейса (формулирование вопросов, вовлечение
обучающихся в обсуждение кейса, включение их в дискуссию).
Управление дискуссией (предполагает активизацию тех обучающихся,
которые не участвуют в обсуждении и сдерживание тех, кто слишком активен,
контроль за ситуацией на уроке).
Оценивание участников дискуссии (оценка содержания выступлений
отдельных обучающихся)
Подведение итогов дискуссии ( анализ хода дискуссии и оценивание ее
участников)
Методы кейс- технологии:
Метод инцидентов.
Особенность этого метода заключается в том, что обучающийся сам находит
информацию для принятия решения.
В своей практике я начала использование кейс- технологии с 4 четверти 3 класса, когда обучающиеся более менее могут уже формулировать тему, цели урока, анализировать ситуацию, участвовать в дискуссии. Начала я её использование на уроках лит.чтения, окружающего мира, во внеурочной деятельности.
Приведу пример: Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
Жили- были петушок и курочка. Петушок всё торопился а курочка знай себе
приговаривает:
- Петя, не торопись. Петя, не торопись.
Клевал как-то петушок бобовые зёрнышки, да второпях и подавился.
Подавился и не дышит, не слышит, словно мёртвый лежит.
Вопросы к отрывку:
- В чём заключается проблема? Почему она возникла?
- Какие способы решения проблемы Вы можете предложить?
- Какой способ предложен в сказке?
Или: отрывок из рассказа Л.Н.Толстого «Правда всего дороже».
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.
Отец пришёл и спросил :
- Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
- Я.
Отец сказал:
-Спасибо, что правду сказал.
Вопросы к отрывку:
- В чём заключается проблема?
-Приходилось ли Вам бывать в данной ситуации? Каким был Ваш выход из неё?
- Как чувствует себя человек в данной ситуации?
- Как ты оцениваешь данную ситуацию и выход из неё, изложенный в отрывке?
- Оцени ситуацию с нравственной точки зрения.
- Какие качества личности мальчика раскрываются в данной ситуации?
Но! При использовании кейс – технологии в практической деятельности следует
помнить об основных идеях (принципах) данной технологии:
которых неоднозначна
направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку
формирование навыков учебной работы
Важным является формирование ценностей, жизненных установок обучающихся.
Достоинства использования кейс – технологии для обучающихся:
работать в команде;
аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свою точку
зрения
гибкость, вариативность)
Формы оценивания при использовании кейс –технологии:
Текущая
Промежуточная
Конечная
Также можно использовать оценочные листы по критериям:
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование кейс-
технологии в обучении в начальной школе не решит всех проблем, и не должно
стать самоцелью. Но учитель должен в первую очередь учитывать цели и задачи
каждого урока, индивидуальные возможности класса и каждого обучающегося в
отдельности. Результат будет очевиден при умелом сочетании учителем
традиционных и интерактивных технологий в обучении, когда они дополняют
друг друга. Кейс- метод – это эффективный метод повышения качества
образования и успешного внедрения ФГОС.