МБОУ «Сухаревская средняя общеобразовательная школа»
Нижнекамского района Республики Татарстан
Доклад
«Применение подвижных игр на уроках физической культуры с разнообразием методов и средств обучения»
учителя высшей квалификационной категории
Фролова Виталия Николаевича
Все наши замыслы
превращаются в прах,
если нет у ученика желания учиться.
В. А. Сухомлинский.
Введение
Повысить интерес, разнообразить процесс урока одно из основных, нужных и в тоже время трудных элементов всего обучения.
Нехватка спортивного инвентаря и оборудования, слабое здоровье учащихся заставляет искать новые методы обучения, а значит, искать новые пути к здоровью учащихся.
Среди поставленных задач образовательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия организма учащихся, соблюдение гигиенических норм, нормирование учебной нагрузки и профилактика утомления учащихся, использование комплекса оздоровительных мероприятий, а также развитие двигательных качеств - силы, ловкости, гибкости и выносливости.
Но в тоже время, последние годы стали очевидными многочисленные примеры в сторону умственного воспитания учащихся. Такое положение отрицательно сказывается на состоянии физическом, всестороннем развитии школьников.
Систематические умственные нагрузки увеличивают опасность гиподинамии. Человек, тем более молодой, которому от природы предназначено движение, попадает в условия минимального двигательного режима. В данной ситуации физическое развитие крайне затруднено. А цели физического воспитания - формировать у учащихся знания о методах и средствах всестороннего развития человека.
Поэтому очень важно создать условия для изучения учащимися функций своего организма, овладение способами самостоятельно осваивать физические качества.
Убежден, что уроки физической культуры наряду с тренировочной и физической направленностью, в большей степени, должны отвечать оздоровительным и воспитательным задачам. И больше уделять внимание для самостоятельных занятий и способствовать этому, чтобы ученик умел выполнять страховку и само страховку, при проведении сложных элементов. Нужно давать знания в области самоконтроля и техники безопасности. Большую роль играют также домашние задания, что дает возможность учащимся проявлять активность на уроках физкультуры укреплять, быстрее осваивать и повышать свои знания.
Для этого надо заинтересовать учащихся. А нередко наблюдаемое падение интереса к занятиям физической культурой можно объяснить, несовершенством методики проведения, однообразием уроков. Стимулировать активность учащихся, раскрыть творческие силы, скрытые возможности каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока (новая технология), которые успешно решают образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Заинтересованность ребят с первых минут урока - вот основополагающая цель, которую ставлю перед собой, и стараюсь постоянно искать средства активизации мыслительной и двигательной деятельности учащихся, соответствующей уровню их интеллектуального и физического развития, в нравственном становлении человека.
Цель игрового метода – приобщение учащихся к физическим упражнениям и повышение качества на уроках физической культуры.
Я всегда наблюдаю за изменением настроения ребят, когда они идут в спортивный зал: глаза радостно сияют в предчувствии того, что можно будет прыгать и бегать, заниматься на гимнастической стенке и кувыркаться, особенно в игровой ситуации , за это тебя только похвалят.
Мой предмет физическая культура – уникальный учебный предмет. Его уникальность в том, что он обеспечивает овладение учащимися важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии, физиологии, гигиене, педагогике и решает задачи воспитания у человека необходимых ему двигательных умений и навыков.
Каждый учитель считает свой предмет главным. А я считаю самым главным свой предмет – физкультуру, потому что именно физическая культура преследует три цели: воспитательную, образовательную, оздоровительную.
Я считаю, что именно физическая культура и спорт решают главные задачи – улучшают здоровье учеников и положительно влияют на их учебную, умственную деятельность, и это доказываю на деле. Мои ученики регулярно становятся победителями, призерами соревнований различного уровня.
Дети должны осознавать, что добиваясь высоких показателей в физической культуре, они закладывают крепкий фундамент своего здоровья.
Учитывая интерес детей и к народным спортивным подвижным играм, я начал разрабатывать авторскую программу: «Применение подвижных игр на уроках физической культуры», так же часто применяю разнообразие форм и методов организации урока — начало урока с традиционного построения, рапорта, приветствия, так и без него, начать урок, например, с игры. Подвижные игры — одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры. Игры являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному развитию растущего организма. Поэтому подвижным играм отвожу значительное место в школьной программе по физической культуре с 1 по 11 класс.
Подвижные игры стараюсь включать во все части урока. Для вводной части урока подбираю игры на развитие внимания, быстроты реакции. Здесь полезны игры, которые своими двигательными действиями частично или полностью подготавливают занимающихся к основной части урока.
В основную часть урока включаю игры, способствующие развитию физических качеств, овладению двигательными умениями и навыками, овладению техникой выполнения изучаемых приёмов в игровых условиях, развитию игрового мышления, воспитанию морально-волевых качеств.
Для заключительной части (рефлексия) подбираю малоподвижные игры, активизирующие внимание, например игра в кругу «Распутай бабушка» или игра в кругу с мячом «Горячая картошка» способствующие снижению физической нагрузки. Великолепно в этом помогает аутотренинг с музыкальным сопровождением (звуки леса с пением птиц) помогающие занимающимся без проблем переходить к другим видам деятельности.
Наряду с зарекомендовавшими себя многолетней практики легкой атлетики, гимнастики, спортивные игры, лыжи можно вводить новые популярные у молодежи ритмическую гимнастику, атлетическую гимнастику, элементы йоги, народные игры и просто музыкальное сопровождение в некоторой части урока, все эти оздоровительные новшества, применяю как вспомогательные средства для обучения выше перечисленных видов спорта.
С каждого урока физической культуры школьники должны унести что-то новое. Использование меж предметных связей на уроках физической культуры, меняет характер объяснения учителем нового материала. Помогает учащимся глубже понять его, осознанно использовать получаемые знания. И поэтому смело провожу интегрированные уроки физической культуры, что показывает ее неразрывную связь с другими областями знаний, например, с историей (древние олимпийский игры, праздник у индейцев), с географией (урок-путешествие), с физикой (биомеханика), неплохо сочетается с курсом ОБЖ или туризмом. Особо выделю элементы туризма, так как с их помощью можно совершенствовать и закреплять учебные задачи. Например, в разделе гимнастики, изучая упражнения на равновесия, лазанья. Легкая атлетика; при изучении прыжков и развития выносливости. Также туристические навыки могут помочь в лыжной подготовке, изучая технику спусков и подъемов. С помощью всевозможных испытаний, конкурсов и эстафет с элементами туризма, включая в основную часть урока или провести сюжетно-ролевой, игровой урок, например « Путешествие в лес». Учитывая уровень физической подготовленности учеников того или иного класса, восприятие ими оригинальной формы урока, забочусь о том, чтобы такой нестандартный урок не превратился в спектакль, а позволил лучше усвоить учебный материал.
Хорошо бы это закрепить на внеклассных мероприятиях, применяя туристические элементы, в веселых стартах, турнирах и т.д.
Некоторые методы не совсем подходят, например, к одному классу (пассивный класс или слабые учащиеся), а другому просто необходимы. Сочетание различных средств и чередование, помогает слабым ученикам выразить и показать себя и в целом повысить интерес к урокам, что очень важно. При обучении нужно применить, как можно больше методов и подходов, какие как соревновательный, игровой, фронтальный, круговой и не забывать о групповых и индивидуальных подходах. Метод «от простого к сложному», изучение по отдельным частям сложных элементов - это очень эффективно. Например, круговой метод занятий на станциях с музыкальным сопровождением, позволяет слабым учащимся уйти от комплексов и недостатков и лучше усвоить материал, а другие учащиеся более улучшат свои качества, также при этом учитывается психология, эмоциональность и подготовленность учеников при составление подгрупп. Или возьмем игровой метод, если все продумано и подготовлено, то в играх, эстафетах заглаживаются все недостатки у учащихся, все подтягиваются, не хотят подводить команду это лучшее средство для закрепления тем урока. В игровом, так и в соревновательном методе, совместно с туризмом, развиваются чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки, преодоление трудностей, а именно эти качества нужны для будущей жизни выпускникам. Если весь класс, в том числе слабые ученики, затронуты этим методом это уже большой плюс им и учителю.
При обучении одной темы применяю, как можно больше технических средств, порой простейших и самостоятельно приготовленных - дощечки, вырезки, манекены, старые мячи, самодельные гантели, штанги, ходули и т.д. и более сложные видео - аудиоаппаратура и компьютер.
Формы занятий
Занятия по подвижным играм целесообразно проводить в урочной и внеурочной форме. Урочная форма проведения подвижных игр предусматривает непосредственную руководящую роль учителя, а внеурочная форма занятий подразумевает привлечение самих детей к выполнению роли организатора. Игры, рекомендуемые в разделе программы «Лёгкая атлетика» , направлены на развитие быстроты и ловкости «Лапта» , «Перестрелка», «Удочка», «Догонялки», «Пустое место». Разнообразные двигательные действия, реализуемые в данных играх, создают хорошую основу для развития специальной ловкости, определяющей достижение в избранном виде спорта. Некоторые игры связанные с выполнением тонких и чётких мышечных усилий, эффективны при наступающем утомлении, поэтому при повторении не рекомендуем делать перерывы для отдыха. Наоборот, такие игры можно всегда проводить даже после больших физических усилий, соответствовавших предшествующей нагрузке.
Для специальной физической подготовки в каждом виде спорта можно подбирать или составлять игры, направленные на развитие того или много качества. Таким образом, игры следует рассматривать как упражнение общего физического воздействия и развития всех ведущих физических качеств.
Нам с ребятами, которые ежедневно отдыхают сельской местности, удалось собрать большой материал по заданной теме. Главная задача – научиться играть в народные игры и уметь проводить эти игры с товарищами. Сейчас у ребят народные игры стали одним из самых любимых занятий.
1. « Жмурки». (1-5 классы) Один участник игры в роли слепой старухи с завязанным платком. Ребята издают различные звуки, «старуха» ловит и тот , кого поймал, сам становится «слепой» старухой.
Основные виды движения в игре: скоростной бег с резким изменением направления, вперёд, назад, влево, вправо, быстрый бег, не снижая скорости, - «змейкой» и «противоходом». Физические упражнения, представленные в игре, способствуют развитию ловкости, быстроты, развивают ловкости, быстроты, развивают умение быстро ориентироваться в пространстве. Игру используют во вводной и основной частых урока. (1-4 классы).
2. «Догонялки» (1-11 классы). Быстрый бег по прямой, по повороту , обучению бегу по повороту. Развивает быстроту, ловкость: улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы. В основной части урока.
3. «Бег медведя». Выбирают одного «медведя». Остальные идут в лес собирать ягоды. Медведь должен поймать их. Скоростной бег по кругу, бег от соперника, без с изменением направления. Используется для активизации двигательной деятельности; требует большой подвижности, ловкости, быстроты движения, внимания. В основной части урока (1-VIII классы)
6. «Змеиный хвост» (1-7 классы). Участники игры встают в ряд и держат друг друга за плечи, самый первый участник-«голова», последний-«хвост». Голова должна поймать хвост. Основные виды движения в игре: бег вперед-назад, вправо-влево, «змейкой». Упражнение способствует развитию быстроты ловкости, движения, воспитывает внимание, чувство коллективизма. В вводной и основной частях урока.
7. «Удочка») (2-11 классы). Ребята встают в круг, в центре круга встает «рыбак» и вращает длинную веревку. Кто касается «Удочки», тот выбывает из игры. Прыжки на месте, развивает быстроту, ловкость. В подготовительной и основной частях урока.
8. «Прыжки в мешках». (I-1I классы). Многоскоки и прыжки развивают умение отталкиваться. Используют для совершенствования толчка ногами, решительность, целеустремленность. В основной и заключительной частях урока.
9. «Ястреб» (1-6 классы). Выбирают «ястреба», остальные берутся за руки. Впереди мать, позади птицы. Ястреб должен поймать всех «птенцов», мать их защищает. Развивается смелость, ловкость, воспитывается целеустремленность, выдержку. В основной и заключительных частях урока.
13. «Охотники и собаки», (I-8 классы). В центре круга «охотник» с мячом. Он подбрасывает мяч вверх два раза. Когда подбрасывает третий раз, игроки разбегаются. «Охотнику» нужно попасть мячом в ребят. Тот, в кого попал, тоже становится «охотником» и начинает помогать ему. Игра продолжается до тех пор, пока не переловят всех. Развивает навыки метания в цель, двигательную реакцию и меткость, воспитывает целеустремленность. В основной и заключительных частях урока.
14. «Пустое место». Ученики встают в круг. Разводящий бежит по кругу, задевает по плечу любого ученика, а тот ученик кого задел разводящий должен бегать в противоположную сторону и кто быстрее займет пустое место. Развивает быстроту, ловкость, воспитывает смекалку. В основной части урока.
17. («Перетягивание каната») (1-11 классы). Упражнение направлено на развитие опорно-двигательного аппарата Способствует развитию силы, силовой и статической выносливости, воспитывает чувство коллективизма, настойчивость, упорство, выдержку, согласованность действий команды и организованность самих участников. В основной части урока.
18.«Поднятие гири». (3-11 классы). Рывки тяжелых предметов вверх толчком, махом. Различные наклоны туловища с отягощениями. Способствует развитию силы, силовой и статической силы. Воспитывает самообладание, организованность, целеустремленность, самостоятельность и решительность. В основной части урока.
20. «12 палочек» (1-11 классы). Используют камень, доску, 12 палочек. На камень кладут доску, а на один конец доски кладут палки. Водящий наступает на другой конец доски. Палки разлетаются, дети разбегаются и прячутся. Водящий собирает палочки и начинает искать ребят. Если кого-то заметил, подбегает к доске, ударяет по ней и называет имя того, кого заметил. В случае, если замеченный игрок первым подбежит к доске и наступит на нее, водящему придется снова собирать палки. Данная игра развивает быстроту, ловкость, выносливость. Воспитывает настойчивость, упорство, выдержку, самообладание. В основной части урока.
21. «Цыгане» (I-XI классы). В эстафете участвуют 2 команды. Игроки становятся друг за другом и по команде на одной ноге должны проскакать туда и обратно. Развивает ловкость, быстроту, выносливость, чувство равновесия. Воспитывает настойчивость, упорство, выдержку, чувство коллективизма. В основной части урока.
23. «Ветер, буря, ураган» (1-8 классы). В эстафете участвуют 2 команды. Игроки садятся друг за другом на скамью и по команде ветер выполняют наклоны в стороны с поднятыми руками, по команде град хлопают в ладоши и топают ногами, по команде ураган капитаны команды бегут, оббегая булаву забирая одного участника команды, итак до последнего игрока. Упражнение развивает навыки выносливости, координации движений, внимание, сосредоточенность, воспитывает организованность, целеустремленность. В вводной и основной частях урока.
24. «Перестрелка». (1-11 классы). В игре участвуют 2 команды. Игроки одной команды становятся в центре спортивного зала а другая делятся на две группы и по команде начинают выбивать мячом команду соперников .потом меняются ролями . Развивает ловкость, быстрота, глазомер, навыки метания на дальность, внимание, сосредоточенность. Воспитывает выдержку, самообладание, организованность. В основной части урока.
25. «12 передач». (4-11 классы). В игре участвуют 2 команды по 3-5 учащихся. Игра с элементами баскетбола, побеждает команда выполнивших 12 передач без потерь. Развивается тактические действия, взаимодействие игроков, совершенствуются передачи и ловля мяча.
Таким образом, подвижные спортивные игры представляют собой, хорошие средства приобщение ребят к дополнительным занятиям и совершенствованию умений и навыков изучаемых на занятиях физической культуре, обладают большим физическим потенциалом.
Используемая литература:
классы. - М.: ВАКО 2004.
Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия» , 2000.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004
1. Книга для общеобразовательных учреждений под редакций В.И.Ляха
издательство 2005 г.
2. Пособия для детей «Детские, подвижные игры народов СССР»
А.В. Кэнеман, Москва, просвещения – 1989 г.
3. Журналы «Физкультура и Спорт» М. «Просвещения» - 1998 г.
4. Журналы «Физкультура в школе».
5. Книга «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» - А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский – Москва «Просвещение» - 2006 г.