СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Применение регионального компонента на уроке «Мир природы и человека» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня трудно представить современную школу, ориентированную на развитие личности ребёнка, без использования регионального компонента в содержании образования и воспитания. Дети должны знать историю, культуру и традиции народов населяющих нашу республику.

  В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Причем, устанавливается соотношение распределения времени между федеральным и национально-региональным компонентами: федеральный компонент - не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования; национально-региональный компонент – не менее 10%.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Применение регионального компонента на уроке «Мир природы и человека» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями»»

«Применение регионального компонента на уроке «Мир природы и человека» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Цырендоржиева Светлана Цыбенжаповна

учитель начальных классов

ГБОУ «СКОШИ №2»


Сегодня трудно представить современную школу, ориентированную на развитие личности ребёнка, без использования регионального компонента в содержании образования и воспитания. Дети должны знать историю, культуру и традиции народов населяющих нашу республику.

В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Причем, устанавливается соотношение распределения времени между федеральным и национально-региональным компонентами: федеральный компонент - не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования; национально-региональный компонент – не менее 10%.

Что включает в себя понятие региональный компонент?

Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации.

Рассмотрим, что входит в содержание регионального компонента. Под этим понимается усвоение учащимися определенных знаний о родном крае, начальные представления о самобытности культуры народов Республики Бурятия, приобщение детей к духовным традициям.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие Республики Бурятии предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет детям с интеллектуальной недостаточностью  адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме.

Основными целями введения регионального компонента являются: создание педагогических условий для успешной социализации детей с проблемами интеллектуального развития в условиях региона, профессионального самоопределения с учетом специфики развития таких детей и максимальной интеграции этих детей после окончания школы в региональный социум.

Сегодня, я, работая с детьми с нарушением интеллекта, ставлю задачи, не только развивать интеллектуальные способности своих учеников, но и разбудить их души, умение видеть, слышать, сопереживать и ценить мир, в котором мы живем. Научить ребёнка любить и знать свою республику, учить детей изучать природу, бережно относиться к родной природе, а значить любить и дорожить своей Родиной.

Для реализации этой задачи лучше всего служит региональный компонент, как составная часть экологического воспитания.

Внедрение регионального компонента возможно практически в любой учебной дисциплине начальных классов (мир природы и человека, русский язык, чтение, математика, ручной труд, ИЗО).

Использование местного материала делает урок интересным и увлекательным. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится.

Наиболее полно можно реализовать региональный компонент в курсе предмета «Мир природы и человека», который несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся начальной школы.

Используется учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Авторы Н.Б. Матвеева, М.А.Попова, И.А. Ярочкина ,Т.О.Куртова

Внедрение регионального компонента по предмету «Мир природы и человека» я начала с анализа содержания школьной программы и учебника

Содержание учебника

Разделы:

  • Живая и неживая природа.

  • Времена года.

  • Растения.

  • Животные.

  • Человек

Эти разделы ежегодно повторяются, темы практически остаются такими же, чуть с углубленным материалом. К дополнению к учебнику, мною, была написана и апробирована программа «Растения и животные Республики Бурятия». В каждый раздел я стала добавлять темы с региональным компонентом.

Живая и неживая природа.

Байкал-жемчужина Сибири. Бурятская сказка « Богатырь Байкал»

Животные. Животные нашего края (байкальская нерпа, баргузинский соболь, снежный барс),

Рыбы Байкала (омуль, байкальский хариус, голомянка, байкальский осетр).

Птицы нашего края . Баклан

Растения. Растения нашего края (бадан, алтаргана, улалзай).

«Красная книга Бурятии».

Рассчитана программа на один год, для обучающихся 3 классов.

2023-2024 учебном году, совместно с ФГБУ «Заповедное Подлеморье», библиотекой №4, был написан и апробирован проект « Человек-природа». Данный проект дает возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «Человек-природа». Занятия по проекту направлены на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

Темы: Озеро Байкал – сокровище планеты Земля

«По страницам сказок о озере Байкал» (Рыбы - омуль, осетр)

«Заповедное Подлеморье» глазами детей (детские рисунки, рассказы, сочинения детей)

«Сказки и рассказы о животных Байкала». Знакомство с произведениями А.И. Виноградовой, С.А. Нестеровой

Беседа «Что такое хорошо? Что такое плохо?» (как вести себя на природе, на Байкале). Разработать памятку «Я собираюсь на Байкал»

Видеофильм «Путешествие с Хрюшей на озеро Байкал»

Экопросветительские мультфильмы о природе Байкала

«Конкурс рисунков «Природа в опасности», викторина «Мир вокруг нас».

Красная книга Республики Бурятия»

По теме урока: «Дикие животные», ставлю проблемные вопросы:

Почему медведь косолапый?

Почему волк во время воя поднимает голову к небу?

Зачем лисице такой роскошный хвост?

Какой зверек семейства куньих никак не метит и не защищает свою территорию?

Какова причина сокращения популяции Баргузинского соболя в начале XX века?

Не обязательно всегда давать готовую информацию, иногда лучше обучающимся подсказать, где и как они могут найти ответ на вопрос.

Главной методической задачей уроков «Мир природы и человека» с использованием регионального компонента является подключение к занятиям речевого и житейского опыта учащихся. Изучение пословиц, поговорок, примет о природе, которые использовали у нас в Бурятии, прививает любовь к природе, к родному краю, обогащает речь учащихся,  прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям, интересоваться народной мудростью.

Приметы и поверья

Приметы и поверья занимали огромное место в жизни бурят и имеют определенное значение и сегодня.

  • Не плюйся на землю

Почему? Буряты считают, что земля дает пищу всем, поэтому она священна и не терпит к себе пренебрежительного отношения, в том числе плевков.

  • Нельзя втыкать острые предметы в землю и ковыряться в ней.

Почему? Для бурят земля есть мать всего сущего. Ковыряя землю, считается, что причиняешь ей боль.

  • Нельзя вырывать цветы с корнем.

Почему? Эта примета также связана с представлением о земле как о матери. Цветы есть волосы земли. Есть в этой примете практический смысл: вырванный с корнем цветок не вырастет на следующий год.

  • Нельзя рубить одинокое дерево, которое стоит в начале леса

Почему? Дерево может иметь хозяина

  • Нельзя забирать с собой камни с Байкала.

Почему? Байкал для бурят- живое божество. Все, что находится на Байкале, принадлежит Байкалу. И только ему.

Приметы погоды по поведению птиц, животных и насекомых.

Если овцы утром стоят против ветра быть хорошей погоде

Если коровы держатся ближе к загону и рано возвращаются с пастбища, приближаются холода.

Запотели копыта лошадей - к теплу.

Приметы о падеже скота

Когда в улусе собаки долго веселятся и играют, то это не к добру- можно ожидать падеж скота.

Если ласточка, свившая гнездо в юрте, помет птенцов разбрасывает по всей юрте, то скот будет пропадать

Когда рогатый скот жует голые кости, то будет недостаток весной корма

В результате использования регионального компонента были выявлены следующие положительные результаты:

  • повысилось качество изучаемого материала, возросла скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся.

  • ребята стали более активно работать на уроках;

  • система моей работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.