МКОУ Россошанская СОШ детский сад «Непоседы»
Доклад.
Тема: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К. Д. Ушинского»
Воспитатель: Волвенкина Н.В.
2023г.
«Применение в моей педагогической практике педагогических идей К. Д. Ушинского»
Великий русский педагог-практик Константин Дмитриевич Ушинский считал педагогику наукой о воспитании. Процесс воспитание ребёнка имеет свои законы и педагогу необходимо их изучить, знать, пользоваться и руководствоваться в педагогической деятельности.
Мне бы хотелось коротко остановиться на основных идеях, которые относятся к дошкольному образованию, и рассказать какие методы и приёмы, изложенные в его работах, я взяла для работы с детьми своей группы.
Константин Дмитриевич был первым педагогом своего времени, который указал на важность воспитания и обучения детей дошкольного возраста на родном языке. А важнейшей задачей родителей и педагогов-дошкольников является забота об овладении родным языком.
Он разработал ценнейшие учебные пособия для детей дошкольного возраста “Родное слово” и “Руководство к преподаванию по “Родному слову”. Многие произведения из этих сборников планируются нами и их с удовольствием слушают дети нашей группы.
К.Д. Ушинский называет период дошкольного детства определяющим для становления речи ребенка, поэтому особенно важно уделять должное внимание речи малыша в этот период, иначе позже потребуется значительно больше усилий, чтобы наверстать упущенное. Правильное произношение закрепляется в свободных играх, в общении, в процессе игр - драматизации.
Для развития связной речи у старших дошкольников Ушинский рекомендовал пользоваться сюжетными картинками. Сюжет должен быть близким и понятным ребенку. Тогда он сможет не только описать картинку, но и дать ей истолкование. В своей работе с детьми я часто использую дидактические игры, предложенные Константином Дмитриевичем:
«Узнай сказку по отрывку или картине»;
«Узнай предмет по частям» (ствол, ветки, почки, листья – дерево);
«Назови части предмета» (кошка – усы, лапы, хвост, когти), и т.д.
Детям дошкольного возраста, по рекомендации К.Д. Ушинского я много читаю, не только сказки, рассказы, стихи о природе, книги познавательной направленности, но также и произведения самого Константина Дмитриевича. Он очень любил природу, много времени посвящал написанию рассказов о природе.
Ушинский очень чутко наблюдал природу родного края, учил и детей не просто наблюдать за явлениями природы, но и любить ее.
Во время прогулки, круглый год, мы наблюдаем природу, так дети больше полюбят ее красоты, научатся не только наблюдать за растениями, насекомыми, птицами, но и изучать их жизнь и беречь все живое вокруг.
Ушинский советует родителям завести традицию семейного чтения по вечерам. В беседах с родителями я советую забыть про компьютерные игры, а больше читать и беседовать со своим ребёнком. Ушинский считал семью наиболее приемлемой и естественной средой для воспитания и обучения детей дошкольного возраста для большинства населения страны. Ведь с первых дней жизни дети именно в семье получают знания, закладываются привычки, укрепляются навыки, семья формирует задатки будущей личности. Для детей младшего дошкольного возраста ведущую роль в воспитании и развитии личности имеет пример жизни и поведения родителей. Я организую совместные праздники с участием родителей, и они активно принимают в них участие.
Важнейшей целью воспитания детей дошкольного возраста является развитие у ребенка любви, уважения и привычки к труду. Ушинский обращал внимание, что труд активизирует не только физические силы, но и умственную деятельность.
По словам К.Д. Ушинского, труд для ребенка дошкольного возраста должен быть посильным, цель труда должна быть понятна ребенку, доставлять ребенку удовольствие, по возможности труд должен выполняться красиво. Можно выделить две основные задачи, которые встают перед воспитателем: научить детей получать радость от труда; приучать дошкольников к коллективному труду.
Для решения этих задач я применяю разнообразные методы: беседы, общение в процессе труда, предлагаю различные проблемные ситуации, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная совместная деятельность детей, разнообразные логические задачи.
Например, как рекомендовал Константин Дмитриевич, дошкольники приобретут знания о жизни животных и растений, проявят аккуратность, бережливость, заботливость, научатся преодолевать трудности, овладеют навыками ухода, если будут привлекаться к участию в трудовой деятельности по уходу за растениями и животными. В своей работе я постоянно применяю педагогические идеи К.Д. Ушинского. Главной целью для меня является вызвать у детей стремление трудиться.
На территории нашего детского сада имеется небольшой огород. Там мы вместе с детьми выращиваем различные овощи. Ребята очень любят трудиться на огороде, им доставляет радость видеть результаты своего труда.
Полив и рыхление рассады овощей посаженной в уголке природы, помогает наблюдать за жизнью растений, приучает детей к ответственности с раннего возраста.
Наша группа ежегодно принимает участие в акции «Покорми птиц зимой». Вместе с родителями, делаем кормушки из бросового материала, благодаря чему бережем природу (мусора становится меньше) и подкармливаем зимующих птиц: голубей, воробьев, синиц.
Одним из путей приобщения к труду Ушинский называл художественное творчество с использованием природных материалов. Я предлагаю детям использовать орехи, каштаны, семечки, шишки и другой природный материал для создания животных, насекомых и др.
Константин Дмитриевич отмечал, что большое место в трудовом воспитании детей дошкольного возраста принадлежит ознакомлению с трудом взрослых. Игры детей подтверждают то, что деятельность взрослых является для них примером. Дети очень любят играть в «Больницу», «Магазин», увлеченно изображают «повара», «врача», «воспитателя» и т.д.
Ушинский говорил, что впечатления детства самые сильные, а игра является путем познания и приобщения к жизни.
Сейчас в своей работе с детьми я уделяю много внимания патриотическому воспитанию. В свое время К Д Ушинский ставил патриотизм на первое место в воспитании. По его мнению, «патриот» должен быть готовым защищать честь и свободу своего отечества. Ежегодно на 9 Мая, мы с детьми участвуем в возложении цветов к памятнику воинов Великой Отечественной войны.
Можно смело сказать, что идеи Константина Дмитриевича Ушинского остаются актуальными и по сей день.