Смысловое чтение на уроках химии.
Знания - дети удивления и любопытства.
Луи де Бройль
В настоящее время общество изменило свои приоритеты, оно заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
В течение 4 лет я изучала современные технологии ФГОС II поколения. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, предполагающий разнообразие индивидуальных образовательных технологий. Основная цель ФГОС – это развитие личности на основе УУД, освоение и познание мира. Изучила такие технологии, как технология «Развития критического мышления через чтение и письмо», технология ПДО, Технология вопросов.
Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе.
К числу инновационных технологий обучения можно отнести компьютерные, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные технологии.
Формированию информационно-коммуникативных компетенций способствует применение технологий ПДО, РКЧМП, КСО, Технологии вопроса.
Инновационные технологи (применяю в своей педагогической деятельности):
Традиционная модель урока | Инновационная модель урока |
- триединая цель урока; - план-конспект; - преобладающая фронтальная форма обучения; ученик является только слушателем; получает готовую информацию, готовые знания; отвечает по шаблону. | формирование ключевых и базовых компетенций; проектирование, моделирование урока; -использование разнообразных форм и методов обучения; практическая направленность деятельности учащихся; ученик сам ставит себе цель, выдвигает проблемы, сам выбирает способы разрешения проблем; самостоятельно добывает знания, ищет информацию. |
И пришла к выводу, что технология развития критического мышления способствует развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Проблемно-диалоговое обучение – путь реализации развивающего обучения.
Под проблемно-диалоговым обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение предметными знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие творческих способностей.
Проблемно-диалоговое обучение представляет собой особый тип взаимообусловленной деятельности учителя и учащихся.
Проблемно-диалоговое обучение следует понимать как тип обучения, обеспечивающий в сочетании с традиционным, развитие всей совокупности чувств и разума, мышления школьника и его памяти, развитие интеллектуально активной личности.
В использование технологии коллективного обучения, живой обмен идеями между учащимися в процессе групповой работы дает возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Разрешая диалог на стадии рефлексии, преподаватель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе, когда ознакомление с разнообразными способами интегрирования новой информации приводит к более гибким конструкциям, которые могут применяться в будущем более эффективно и целенаправленно.
В основу технологий положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Уроки проведенные с использованием новейших технологий
Фосфор (9 класс),
Практическая работа «Получение аммиака и изучение его свойств» (9 класс)
Углерод (9 класс) 2013 г,
Реакция ионного обмена (9 класс)
Степень окисления (8 класс).
Воздух и его состав (8 класс)
Положительные стороны учителя
Интересно готовить уроки;
Используются разнообразные технология, методы и формы обучения;
Учитель является тьютором;
Положительные стороны учеников
Ученики сами ставят цель, проблему. И это им самим интересно;
Выбирают самостоятельно способ решения поставленной проблемы;
Ученики самостоятельно добывают свои знания, ищут информацию из любых источников;
Сами выводят формулы;
Работают творчески;
Анализируют работы своих одноклассников;
Овладевают разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения,
Аргументируют свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.
Эффективность данных технологий:
а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации (“Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию…);
б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально - волевой сфере (“Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу с усилием воли концентрировать свое внимание…”);
в) переживание учащимися субъективного открытия (“Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон…”);
г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности
(“Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны…”);
д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.
е) овладение разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.
ж) осуществление планомерного поиска ответов на вопросы, раскрывание причины и последствия фактов.
Вывод:
Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Формирование КМ предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому, что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.
МБОУ «Томпонская многопрофильная гимназия»
Применение современных технологий ФГОС II
поколения на уроках химии.
Работа учителя химии
Варламовой Гульнары Анатольевны
2013 год