СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Применение устного народного творчества на уроках физики»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование устного народного творчества, фрагментов из произведений художственной литературы, элементы народной культуры на уроках физики повышает интерес к предмету. делает знания детей живыми. эмоциональными, осознанными, способствует повышению мотивации учения активизации учебной-познавательной деятельности детей.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Применение устного народного творчества на уроках физики»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нурлатская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»





Доклад




«Применение устного народного творчества на уроках физики»










Выполнила: Саттарова Алсу Шафиковна,

учитель физики Нурлатской средней школы

Зеленодольского района




Зеленодольск-2017

«Применение устного народного творчества на уроках физики»

Одна из лучших традиций отечественной педагогики и школы – сочетание образования и воспитания в едином процессе обучения. Более того, как правило, главной задачей учебного заведения считалось воспитание. Почему сегодня так остро стоит вопрос о воспитательном значении урока вообще и физики в частности? Увлекшись целью дать ребятам те или иные знания, подготовить их к будущей профессии, мы упустили момент развала, распада общечеловеческих ценностей. Ведь не секрет, что многие, оканчивающие сейчас среднюю школу ребята, не имеют крепкого духовного “стержня”, смутно представляют себе истинную ценность жизни. XXI век диктует новые подходы к образованию, на первый план выходят личностно-ориентированные технологии. В центре такого образования – личность ребенка с ее саморазвитием, самопознанием, самореализацией, самовоспитанием. И здесь на помощь учителю физики приходит литература, музыка, искусство. Я полностью согласна с утверждением Достоевского, что “Красота спасет мир”. На уроке физики все должно быть красиво, созвучно, интересно, только тогда будет интересно и учителю и ученику.

В последнее время много говорят об интеграции предметов естественно - математического цикла, в том числе и физики. Хотя физику можно интегрировать и с литературой, и с искусством, так как наука и искусство – две ветви познания и отражения реального мира. У них общий объект познания – природа. Только физика как наука отражает в сознании человека разумом реальный мир, а искусство – эмоциями. Академик Л.Д. Ландау говорил: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Любая замкнутость, прежде всего, свидетельствует об ограниченности. Использование устного народного творчества, фрагментов из произведений художественной литературы, элементов народной культуры на уроках физики повышает интерес к предмету, делает знания детей живыми, эмоциональными, осознанными, способствует повышению мотивации учения активизации учебно-познавательной деятельности детей. Поэтому на уроках я использую средства литературы и искусства. Выделю несколько способов использования элементов литературы и культуры.

1. Иллюстрация применения научных знаний.

2. Объяснение физических явлений, опытных фактов, отраженных в том или ином произведении.

3. Использование фрагментов произведения для составления задачи.

4. Объяснение разных суеверий, существовавших у людей.

К.Г. Паустовский говорил: «В детстве и юношестве мир для нас в ином качестве, чем в зрелые годы. В детстве жарче солнце, гуще трава, обильнее дожди, ярче небо… Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от поры детства. » Эту особенность детского мировосприятия полезно учесть, привлекая средства литературы, народного творчества и искусства к обучению физике.

Использование такого материала помогает не только создать атмосферу свободного общения, но и снять напряжение, усталость при изучении новых явлений. Особенно важно то, что на уроке благодаря этому устанавливается обычно хорошая обратная связь, дети не только слушают, но и выражают свои мысли. Приведу несколько примеров.

Использование устного народного творчества: включение в урок фольклорного материала (пословицы, поговорки, сказки, загадки). Например, при изучении темы «Тепловые явления» 8 класс даю задание: объяснить смысл пословицы «Шуба дана не для красоты, а для теплоты». Дети должны объяснить, что шуба обладает плохой теплопроводностью, поэтому хорошо сохраняет тепло; ответить на вопросы, прочитав следующий отрывок: «Села Алеся, с печи ноги свеся, не смейся Алеся, а на печи грейся». Какие виды теплообмена здесь присутствуют?? При изучении законов Ньютона в 9 классе ответить на вопрос, прочитав пословицу: «Как аукнется, так и откликнется». О каком законе здесь идет речь?

Таким образом, пословицы и поговорки с физическим содержанием представляют собой полезный дидактический материал, а их краткость и разнообразие позволяют привлекать их к изучению большого числа вопросов курса физики.


В загадках речь идет о конкретном, видимом мире явлении и вещей, окружающих человека. И в отгадках видим конкретные примеры, явления. Она учит видеть и осмысливать действительность в ее многообразных связях и ассоциациях. А еще загадка помогает увидеть красоту окружающего мира: подчеркивая ту или иную особенность предмета, явления, она заставляет более внимательно взглянуть на него, увидеть красивое в этом предмете или явлении. Загадки поэтичны не только по своей образной системе, но и по форме; многие из них ритмичны.

 Вот примеры загадок, имеющих физическое содержание:

" Зимой нет теплей места, летом нет холодней" (погреб или печка) 

"Возле уха завитую, а в середке разговор" (наушники) 

" Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит" (гром и молния). 

К дальним селам, городам 
Кто идет по проводам? 
^ Светлое величество! Это... (электричество)

Физические явления играют в сказках немаловажную роль. Тот, кто знает законы природы, часто торжествует победу, а кто не знает - поражение. В одних сказках физические явления отображаются правдиво и точно, в других с поэтическим преувеличением, фантазией. Приводя текст сказки, следует выяснить это, сформулировав соответствующие вопросы, например: сказка «О репке» Какие силы действовали на репку? Могла ли мышка оказать существенное влияние на вытягивание репки?

Начал Иван - солдатский сын биться смертным боем со Змеем-Горынычем. Он так быстро и сильно махал своей саблей, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать!

^ Взмолился Иван царевне: "Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю".

Вопросы: Почему сабля раскалилась? Благодаря какому явлению ее горячо было держать? Что, с точки зрения физики, произошло бы, если бы намоченным платком Иван обернул свою саблю?
Жили-были лиса и заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца – лубяная.

Пришла весна красна – у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по- старому. [2] О каких физических процессах идет речь?

Ответить на вопрос, прочитав фрагмент сказки «Байка про тетерева»: «Некому выстроить тетереву в зимнюю стужу домишко, а сам не умеет. «Эх!» - подумал он – куда ни шло! И бултых в снег! В снегу и ночевал. Ничего! Тепло было». Что и каким образом помогло тетереву от холода во время ночевки в снегу

)Герой сказки „Бортник" перебрался через глубокую реку, рванув себя за волосы. Вопрос: Можно ли подобным способом перебраться на другой берег?
Сказки - ценный материал, поскольку их персонажи живут и действуют на Земле, где происходят разнообразные физические явления и „работают" физические закономерности. И это создает положительный эмоциональный фон. Использование литературных источников при объяснении материала. Приведу примеры источников литературных фрагментов. Н. Носов «Приключения Незнайки» (Механика), М.М. Пришвин «Кладовая Солнца» (Тепловые явления), Я.И.Перельман «Занимательная физика» (Все разделы физики), поэзия М.Ю. Лермонтова и многое другое. Можно привести большое количество примеров.

В своей работе стремлюсь к тому, чтобы каждый урок был пронизан неравнодушным отношением к окружающему миру. В своей работе, я уделяю больше внимания, без ущерба познавательной деятельности учащихся, именно воспитанию на уроке физики. Мне кажется, каждый понимает, какая ответственность лежит перед ученым-физиком, делающим новое открытие. Всегда встает вопрос: “Чем обернется оно для человечества? Атомной станцией или атомной бомбой?”. И для ученика, делающего свое открытие мира должен стоять вопрос: “Что я могу сделать для своей Родины, ее славы и процветания?”.

.

Интерес к физике надо стимулировать не только средствами физики, но и другими средствами, в частности, элементами народного творчества, литературы, культуры. Очевидно, что большинство детей после окончания школы не запомнят формул, уравнений, выводов, но основные законы физики они должны знать. Главной задачей при использовании данного подхода, на мой взгляд, является, умение детьми не только объяснять то или иное явление природы, но и умение восхищаться этим явлением, умение видеть в нем красоту и гармонию или несчастье и гибель. Используя произведения устного народного творчества, я воспитываю в своих учениках способность видеть красоту, удивляться простым вещам. В свое время И.А. Бунин писал: «Счастье только знающим дано. Чем больше человек знает, тем отчетливее он видит поэзию земли там, где ее не найдет другой, обладающий скудными знаниями». Сбываются слова Флобера, который предсказывал “ Чем дальше, тем Искусство становится более научным, а Наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда- ни будь на вершине”.











Использованная литература


  1. Ланина, И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики [Текст]: кн. для учителя / И. Я. Ланина. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.

  2. Перельман, Я. И. Занимательная физика [Текст] / в двух книгах / Я. И. Перельман. – Д.: ВАП, 1994. – кн.1. – 223 с.; кн.2. – 223 с.

  3. Семке, А. И. Методика решения познавательных задач [Текст] / А. И. Семке // Физика: еженед. прилож. к газете «1 сентября». – 2007. - № 17. – С. 29 – 30.

  4. Тихомирова, С. А. Дидактический материал по физике: Физика в художественной литературе: 7-11 кл. [Текст] / С. А. Тихомирова. – М.: Просвещение, 1996. – 95 с.

  5. Тихомирова, С. А. Физика в пословицах, поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах [Текст]: пособие для учителя / С. А. Тихомирова. – М.: Новая школа, 2002. – 144 с.

  6. Тихомирова, С. А. Физика в пословицах, загадках и сказках [Текст] / С. А. Тихомирова. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 128 с.- (Библиотека журнала «Физика в школе»; Вып.22)

  7. Чуковский К.И. От двух до пяти: книга для родителей/ К.И. Чуковский.- М.: Педагогика,1990.- 384с.