j
ПРИНЦИПЫ и методики занятий учащихся с ОВЗ
Практические занятия с учащимися, отнесенными к специальной
медицинской группе, нельзя сводить к лечебной физической культуре. Они
должны носить преимущественно комплексный характер. Основной формой
занятий с учащимися специальной медицинской группы в учреждениях
образования является урок физической культуры. Урок для групп с овз
можно проводить 2 раза по 45минут ,или 3 раза по 30 минут. При подборе
средств и методов· необходимо неукоснительно соблюдать основные
принципы физического воспитания: постепенность, систематичность,
доступность, разносторонность. Следует всемерно использовать
общеразвивающие и специальные упражнения, не требующие чрезмерных
напряжений. Прежде всего, это оздоровительная лечебно- профилактическая направленность средств физической культуры.
Преподаватель физического воспитания должен знать особенности влияния
физических упражнений и средств закаливания на больной или ослабленный
организм ребенка, уметь выбирать необходимые для лечения заболевания
средства и методы физической культуры, уметь оценивать эффективность их
влияния на организм.
Дифференцированным должен быть подход к использованию средств
физической' культуры в зависимости от: характера и выраженности
структурных и функциональных нарушений в организме учащегося.
вызванных патологическим процессом. Занятия физической культурой с
учащимися ОВЗ делятся на два периода: подготовительный и основной.
В подготовительный период средства и методы физического
воспитания используются исключительно в оздоровительных целях.
Основная цель подготовительного периода (приблизительно
сентябрь-декабрь): овладение навыками правильного дыхания, освоение
техники простейших упражнений, постепенное развитие адаптации
организма занимающихся к физическим нагрузкам за счёт умеренного
воздействия с помощью физических упражнений на все органы и системы.
Задачи подготовительного периода:
. '
• постепенно подготовить сердечно-сосудистую и дыхательную
системы, весь организм школьников к выполнению физической нагрузки;
• воспитать у учащихся потребность систематических занятий
физическими упражнениями;
научить быстро находить, и правильно считать пульс;
обучить элементарным правилам самоконтроля (судить о состоянии
здоровья по самочувствию, характеру сна, наличию аппетита, по различной
степени утомляемости на уроке физкультуры).
В первые 6-8 недель занятий с, учащимися необходимы специальные
(показанные при каждом конкретном заболевании) упражнения, которые должны
функциональных
возможностей,
данные
физического
развития
;
и
'
подготовленности каждого учащегося.
Примерное содержание урока в подготовительный период:
Построение, подсчет пульса, объяснение задач урока, ходьба с
выполнением дыхательных упражнений и упражнений на расслабление,
подсчёт пульса, отдых сидя, индивидуальные упражнения, рекомендованные
для отдельных групп заболеваний.
В подготовительный период особое внимание уделяется обучению
школьников правильному сочетанию дыхания с движениями. Соотношение
дыхательных упражнений с другими на первых двух-трёх уроках - 1: 1, 1:2.
затем 1 :3, 1 :4. Как правило, у ослабленных детей преобладает поверхностное
грудное дыхание. Поэтому на первых уроках необходимо обучать правильно
дышать в положении сидя и стоя, делая особый акцент на участие в акте
дыхания передней стенки живота. Необходимо приучать детей делать вдох и
выдох через нос, Т.к. выдох через нос способствует лучшей регуляции
дыхания. Сочетанию движений с дыханием надо обучаться в медленном и
спокойном темпе. На занятиях применяется и метод выполнения упражнений
с произношением на выдохе гласных и согласных.
В течение первой четверти половина всех упражнений выполняется в
медленном темпе из исходного положения «лёжа» и «сидя». За это время
изучаются особенности каждого школьника, его физическая
подготовленность, психологические. особенности, способность организма
. .
переносить физическую нагрузку.
В основном периоде по мере улучшения адаптации организма
учащихся 'к условиям мышечной деятельности и восстановления
нарушенного заболеванием функционального состояния постепенно
переходят к профессионально-прикладной физической подготовке.
В основной период - приблизительно декабрь-май - осуществляются
более интенсивные тренировки организма, имеющие целью восстановление
нарушенных функций, повышение адаптационно-компенсаторных
пластичности и подвижности нервной системы.
Целью основного периода является перевод школьника в более
сильную по состоянию здоровья группу (подготовительную).
Задачи основного периода:
• освоение основных движений и навыков программы по физической
культуре для учащихся с ОВЗ;
с
овершенствование.
• при проведении эстафеты более подготовленные стоят в начале
колонны, начинают и заканчивают эстафеты, при необходимости сделав 2
повторения, менее подготовленные - одно;
• при проведении игр слабо 'подготовленные ученики заменяю
каждые 2 минуты;
• в первой четверти рекомендуется 5-7 минут основной части урока (
уделять выполнению индивидуальных заданий, состоящих из упражнений
которые рекомендуются, в зависимости от диагноза учащегося.
..
На занятиях с учащимися ОВЗ целесообразно придерживаться общепринятой
структуры занятий по физическому воспитанию. Но в методике
проведения есть особенность: занятие состоит не из трех, а из четырех
частей.
Вводная часть (3-4 мин.): наблюдение за частотой пуль
дыхательные упражнения.
Подготовительна часть
(10-15:
общеразвивающие
,
- .,
. ~
. ,1
. ~
Общеразвивающие упражнения, выполняемые сначала в .медленном, а затем в среднем темпе
Каждое упражнение повторяется от 4-5 раз до 6-8 раз. Особое внимание
следует обращать на правильность дыхания. Не рекомендуются упражнения
требующие больших мышечных усилий и затрудняющие дыхание. При
помощи общеразвивающих упражнений в подготовительной части занятия
удается обеспечить поочередное (по принципу «рассеивания» ) нагрузки
включение в работу всех крупных мышечных групп. При этом нагрузка не
должна возрастать резко. Специальные дыхательные упражнения
применяемые после наиболее утомительных физических нагрузок, позволяют:
уменьшить степень функционального напряжения, испытываемого
организмом;
Основная часть (15-18 мин.): обучение и тренировки. В ней
изучаются новые физические упражнения, тренируются дыхательные
навыки, развиваются двигательные качества. Наибольшая физическая
нагрузка должна приходиться на 'вторую половину основной части урока.
"Для этого учебный материал распределяется так, чтобы начальный пери
основной части был заполнен более легкими физическими упражнениях
Как правило, в этой части занятия. проводят обучение одному новому
упражнению. На каждом уроке необходимо также повторение несколько
упражнений, освоенных раньше. Очень важно избегать утомляемости в ходе
повторения 'однообразных движений. ;Для этого, как и в подготовительной
части занятия, необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные
группы.
Предусмотренное программой по физическому воспитанию освоение
гимнастики, легкой атлетики, баскетбола, лыжной подготовки, волейбола способствует
:
. I
; "
-----------
• повышение общей тренированности и функциональной способности
организма к перенесению физической нагрузки в школе и дома.
В содержание уроков этого периода постепенно включаются все виды
ОРУ, виды лёгкой атлетики, элементы художественной и спортивной
гимнастики, танцевальные шаги, упражнения в равновесии, подвижные игры
особенностей организма. Существенное значение имеют положительные
эмоции. Живое, увлекательное проведение урока поднимает настроение
детей, побуждает их к активным действиям.
Очень важно чаще использовать поощрение, поддерживать каждый,
даже небольшой успех ученика, не подчёркивать ошибок перед всем
классом, не предъявлять повышенную требовательность к точности
выполнения заданий и не увлекаться установкой на преодоление трудностей.
Однако не следует избегать сложных элементов. Трудность упражнения
заключает в себе воспитательную ценность, отсутствие сложности ведёт к
потере интереса к занятиям, создаёт неуверенность в своих силах.
Проявление отрицательных эмоций (обида, страх и т.д.) вредно влияет на
здоровье детей.
Дозировка физической нагрузки на занятиях имеет решающее значение.
Для ее регуляции используют многообразие приемов так нагрузку можно регулировать:
темпом движения, т. е. количеством движений в единицу времени;
подбором физических упражнений, т. е. путём их усложнения,
включая упражнения с отягощением;
амплитудой движений;
исходными положениями при выполнении упражнений;
временем, затрачиваемым на выполнение упражнений и отдыхом
между ними;
Для контроля широко используется хронометраж и пульсометрия.
Хронометраж позволяет определить общую и моторную плотность занятия,
пульсометрия правильность распределения нагрузки на уроке и
; адекватность её функциональным возможностям занимающихся.
Переносимость нагрузки определяется по реакции сердечно-
сосудистой системы. Для детей с ослабленным здоровьем не допускается
резкое учащение пульса (свыше 150 уд/мин.).
Учебные занятия учащихся с ОВЗ организуются следующим образом:
• построение на уроке не по росту, а по степени физической
подготовленности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом -
менее подготовленные;
• перед каждым уроком у школьников определяют ЧСС. Дети, у
которых чсс выше 80 ударов в минуту, становятся на левый фланг;
~
I
:! '
,1 :!
обеспечивается главным образом за счет основной части урока. Но для
освоения отдельных разделов спортивной подготовки целесообразно
использовать и подготовительную его часть.
Проводя занятия по каждому :из разделов спортивной подготовки,
необходимо заботиться о развитии: двигательных качеств, тренировке
выносливости, укреплении мышечной структуры организма.
Заключительная часть занятия (5 мин.) включает упражнения
дыхательные и на расслабление. Главная задача этой части урока -
восстановление функционального состояния организма учащихся после
физических нагрузок. Здесь целесообразны упражнения на те мышечные
группы, которые не были задействованы на уроке. Интенсивность этих
упражнений? обеспечивающих активный отдых утомленных мышечных
групп, должна быть ниже, чем в основной части занятия.
Чтобы контролировать правильность распределения нагрузки в
процессе занятия, учащиеся должны уметь самостоятельно измерять частоту
пульса, которую по сигналу преподавателя они определяют в течение
1 О секунд. Такой подсчет производится 4 раза: до занятия, в середине - после
наиболее утомительного упражнения, основной части (в первые 1 О сек.),
после занятия и через 5 мин. восстановительного периода.
Практические разделы программы по физическому воспитанию для
учащихся основной и специальной медицинских групп существенно
различны. Учащиеся с ОВЗ освобождены от выполнения каких-либо
практических нормативов. Но к числу обязательных для них
требований по отдельным видам спорта относятся:
Гимнастика - выполнение строевых упражнений, упражнений на
осанку, ОСНОВНЫХ движений руками, туловищем, 'танцевальных шагов,
акробатических элементов, равновесия, опорных прыжков; поднимание и
пере носка небольших тяжестей, упражнения на гимнастических снарядах и
со снарядами;
Легкая атлетика - техника бега на короткие и средние дистанции,
способы метания гранаты, прыжки в длину;
Лыжная подготовка - техника владения отдельными способами
передвижения на лыжах, подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и при
передвижении (по заданию преподавателя). На занятиях параллельно
решаются задачи обучения ходьбе на лыжах и закаливания. Основное
внимание должно обращаться на овладение техникой передвижения,
поворотов, 'подъемов и спусков. Во время занятий необходимо строго
следить за выполнением всех санитарно-гигиенических правил:
Рациональная одежда, соответствующая погоде, температура воздуха не ниже 15-16градусов, правильный режим занятий. Необходимо избегать перегревания, так и переохлаждения учащихся. Поскольку скорость передвижения невелика, учителю необходимо следить, чтобы учащиеся делали вдох и выдох через нос.
Плавание - правильное выполнение движений руками, ногами, умение
держаться на воде и проплыть по заданию преподавателя отрезок дистанции
изученным способом, умение сочетать движения рук и ног с дыханием при
изучении техники плавания одним из способов.
Оздоровительная аэробика - выполняется на пульсе на выше 150
уд./мин и может сочетать в себе чередование специальных упражнений из
лечебной физической культуры, базовых и упражнений на дыхание
растяжку (стретч), а также может заменить (если нет условий выполнить все
разделы программы) лыжную подготовку и плавание.
Подвижные игры и элементы спортивных игр требуют строгой
дозировки. Повышенное эмоциональное состояние при проведении
подвижных и особенно спортивных игр может вызвать незаметное
утомление учащихся, поэтому учителю следует пристально следить за
первыми его признаками, своевременно заканчивать игру, предупреждая
возникновение переутомления.
На каждом уроке рекомендуется проведение не более одной игры, причем
начинать надо всегда с более простых.
1. Гонка мячей (волейбольных или баскетбольных). Проводится в виде
эстафет: а) передача мяча над головой (2 раза);
б) передача мяча между ногами (2 раза);
в) передача мяча справа, слева (по 2 раза);
г) передача мяча под ногами, над головой, справа, слева (по 2 раза).
~. Передача волейбольного мяча и ее разновидности: а) подбрасывание мяча
над собой, ловля его и передача товарищу. Игра проводится при построении
в 2 шеренги, лицом друг к другу, на расстоянии 4-6 м (по 3-5 раз);
б) то же, но при построении в 2 колонны, стоящие лицом друг к другу, после
передачи игрок переходит в конец противоположной колонны (по 2 раза);
в) перебрасывание мяча через сетку: 2..1. Двумя мячами - одновременное
перебрасывание по сигналу. Два тайма по 3 мин; 2.2. Одним мячом - кто
поймает, тот бросает. Один тайм 3мин.
3. Передал - садись: а) передача мяча капитаном (капитан стоит лицом к
колонне на расстоянии 1-3 м) каждому игроку. Ученик, получив мяч и отдав
его капитану, садится на пол (1-2 раза);
, .
! .
'
б) то же, но последний в колонне, получив мяч, говорит: «Гоп!», все встают и
передают мяч справа или слева, между ног, над головой (по договоренности)
(1-2 раза).
4. Технические приемы баскетбола. Школьники построены в 2 шеренги
лицом друг к другу: а) передача мяча двумя руками от груди (5 раз);
б) передача мяча от груди с ударом о площадку (5 раз);
в) ведение мяча (5 ударов правой рукой, 5 ударов левой) (3 раза);
г) имитация броска мяча в кольцо (5 раз);
д) ведение мяча и бросок его в кольцо (3 раза);
е) комбинация из ведения и передач мяча (3 раза).
5. Игра «Мяч капитану»: а) смена играющих через 3 мин;
б) смена играющих через 5 мин.
6. Эстафета с элементами баскетбола: а) продолжительность эстафеты до 3
мин; б) продолжительность эстафеты до 5 мин. В команде - 6-8 игроков.
7. Игра в баскетбол по упрощенным правилам: а) смена игроков через 3 мин;
б) смена игроков через 5-6 мин.
Игры 1-4 рекомендуются для школьников 4-8-х классов на первом
году обучения, на втором году уже ПР9ВОДЯТ игры 1-5, для 9-10-х классов на
первом году обучения дают игры' 1-5, а на втором году - 5-7, кроме того,
добавляют элементарные технические приемы игры в баскетбол и волейбол
по упрощенным правилам. Дозировка игр приведена для одномоментного
проведения. На уроках второго года обучения возможно проведение этих игр
с двумя и даже с тремя повторениями; но между ними должен быть интервал
не менее 5 мин, который заполняется упражнениями на расслабление мышц,
ходьбой, дыхательными упражнениями и отдыхом не менее 1 мин.
Одним из критериев правильности дозировки и проведения игры может
служить восстановительный период частоты сердечных сокращений,
который должен быть не более 5-7 мин .
. '
Противопоказания к занятиям Физической культурой
, ,
При относительно одинаковом функциональном состоянии учащихся
с ОВЗ следует учитывать противопоказания к занятиям отдельными видами
упражнений, характерные для каждой Группы заболеваний.
Заболевания: сердечно-сосудистой 1 системы предполагают групповой метод
занятий (желательно на свежем воздухе, в парке или сквере). Урок строится
так, чтобы преобладали циклические упражнения (различные виды ходьбы,
лыжные прогулки, катание на коньках и др.). Исключаются упражнения с
задержкой дыхания, натуживанием, cо статическим напряжением, с резким ускорением темпа. ОРУ, охватывающие все мышечные группы, выполняются в положении лежа, сидя , стоя.
При заболеваниях органов дыхания в урок включают ходьбу, дозированный
бег в сочетании с ходьбой и дыхательными упражнениями, лыжные
прогулки, катание на. коньках, игры, эстафеты. В холодную и ветреную
погоду не следует проводить занятия на улице, особенно для страдающих
бронхиальной астмой. При проведении занятий в зале необходимо развивать
правильное ритмичное дыхание, а также дыхание с акцентом на выдохе
(особенно больным с бронхиальной .астмой, обструктивным бронхитом и
др.). Удлинить фазу выдоха помогают упражнения, выполняемые на выдохе
через рот с одновременным произношением гласных звуков [а], [у], [е], [и],
[о] и согласных [р], [ж], [ш], [щ], [з],: [с] или их сочетаний (например, бре,
бры, бру и т.п.). Эти упражнения надо рекомендовать для выполнения дома
по 3-5 раз в день; дозировка для одного упражнения - 2-3 раза, количество
упражнений - 3-4. После 2-3 месяцев систематических занятий физическими
упражнениями целесообразны занятия:плаванием.
При ожирении в программу занятий включаются: длительная ходьба по
пересеченной местности, бег в сочетании с ходьбой, ходьба на лыжах,
занятия на тренажерах, плавание и игры в воде, гантельная гимнастика.
в занятиях с учащимися, имеющими заболевания почек (нефрит,
пиелонефрит, нефроз), значительно снижается физическая нагрузка,·
исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. При проведении
общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению
мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием ограничивается
время пребывания в воде (5-10 мин. - первый год обучения, 10-15 мин. -
второй год обучения). Разрешение врача на занятия плаванием данного
контингента детей оговаривается дополнительно.
Для.· школьников С нарушениями. нервной системы ограничиваются
упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (в равновесии на
повышенной опоре), сокращается время игр и Т.п.
При заболеваниях oрганов зрения исключаются прыжки, кувырки,
упражнения с натуживанием, стойки на голове и руках.
При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного
пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса,
ограничиваются прыжки. Как показывает опыт, для детей младшей
возрастной группы в уроки целесообразно включать подвижные игры, для
ставшей - элементы та
н
,
, "
в занятия детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата включают
упражнения у гимнастической стенки; с набивными мячами, гимнастической
палкой, резиновыми амортизаторами, упражнения на вытяжение, занятия на
тренажерах. Задача заключается в том, чтобы через физические упражнения
при остановить прогрессирование болезни, а при функциональных
нарушениях осанки - нормализовать ее.
Педагогический контроль за учениками осуществляется учителем на
каждом уроке. На первых пятнадцати-двадцати уроках нельзя допускать
появления признаков утомления (потоотделение, покраснение кожи и т.д.). В
дальнейшем при хорошем самочувствии можно использовать
кратковременные нагрузки, вызывающие чувство приятной усталости.
Критерием правильности дозирования нагрузки служит изменение пульса в
течение как одного урока, так и серии уроков. Пульс у основной массы ребят
после урока должен вернуться к исходным данным в течение 15-20 мин.
Если у учащихся возникает неудовлетворительное состояние после занятия,
обусловленное несоответствием режима физических напряжений состоянию
их здоровья, степени тренированности, необходимо снизить физические
нагрузки, дать детям отдых, а в ряде случаев провести углубленное
клиническое исследование. Реакция на физическую нагрузку в процессе
занятий должна проявляться умеренными сдвигами физиологических
показателей: В зависимости от характера и интенсивности нагрузок частота
сердечных сокращений, артериальное давление крови, частота дыхания
повышаются, период восстановления показателей до исходного уровня
обычно не превышает 5 мин. Вес тела существенно не меняется. Жизненная
емкость легких и мышечная сила, могут увеличиваться или умеренно
снижаться, свидетельствуя в последнем случае о появлении утомления.
Небольшая степень утомления на занятиях физическими упражнениями с
учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, вполне допустима.
I
:1
ч : i
: ; ~
1, '
.:. I
. "' .
'\
Чтобы повысить эффективность домашних заданий, полезно про водить
Работа с родuтелямu
С первых дней работы по физическому воспитанию учащихся с ОВЗ
большое значение должно придаваться систематической работе с
родителями, Хотя все родители и желают видеть своих детей здоровыми,
сильными, стройными, выносливыми, хорошо успевающими в учебе, но
лишь в 8% (из 100 опрошенных) семей дети, имеющие отклонения в
здоровье, систематически используют средства физической:
культуры для его улучшения. Одной из основных причин недооценки роли :
физических упражнений является недостаточное осведомленность родителей
об их пользе для улучшения здоровья и правильно го физического развития '
ребенка. Родительские собрания, беседы, лекции, без сомнения, позволят
добиться положительных сдвигов в решении этой проблемы.