СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Проектирование учебных ситуаций на основе системно-деятельностного подхода"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе описан опыт автора по созданию учебных ситуаций на основе системно-деятельностного подхода при реализации дополнительной общеразвивающей программы "Мастерская художника"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Проектирование учебных ситуаций на основе системно-деятельностного подхода"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества «Народные ремесла» р.п.Чунский



















ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОГРАММЕ

«МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА»
















Иванович Татьяна Александровна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории









2018 год





Занятия по программе «Мастерская художника» предполагают общение учащихся с искусством как живым явлением, как с органичной частью окружающей жизни. На занятиях мы учим детей замечать, как искусство меняет окружающий мир, эмоционально воздействует на человека. Показываем, как практически воплотить творческие идеи, применяя различные художественные техники.

Как сделать занятие художественным творчеством наиболее эффективным, полезным и интересным для ребенка?

Лучше всего заданным критериям отвечает занятие, построенное с позиций системно-деятельностного подхода. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей их возрастного развития.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе исследовательской деятельности. Большая часть времени занятия отводится для активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности детей. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков необходимо организовать эти поиски, развивать их познавательную деятельность. Ключевое слово в условиях ФГОС – деятельность. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предметно-практическим действиям (например, работе различными художественными материалами), либо умственным действиям.

Известно, что знания, полученные обычным путем, быстро утрачиваются, но если они добыты в процессе самостоятельного мыслительного откровения - то становятся радостным достижением человека и запоминаются надолго.

Об этом еще в прошлом веке говорил профессор Эдгар Дейл. Согласно его исследованиям был составлен так называемый «конус обучения», или конус Дейла, который дает понимание того, какую эффективность имеют различные способы получения знаний. Он демонстрирует, что, чем больше мы вовлекаемся в любой процесс, тем успешнее усваиваем относящуюся к нему информацию.

Как же сконструировать учебную ситуацию, чтобы она отвечала системно-деятельностному подходу? Хочу сегодня поделиться несколькими примерами из своей педагогической практики.

На этапе мотивации к учебной деятельности организуется осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности, дети настраиваются на работу, и поэтому очень важно заинтересовать их. На этом этапе я использую разные педагогические приемы. Зачитываю отрывок из текста, показываю интригующую картину, представляю разного рода зашифрованные надписи, ребусы, кроссворды, фрагменты видеофильма, которые определяют тему занятия.

На этапе актуализации понятий использую различные имитационные игры. Например, актуализация понятий по цветоведению. Заранее готовим небольшие фигурки, вырезая их из цветной бумаги, обоев, ученических работ, чтобы получить многообразие оттенков. Игра: на заводе игрушек есть два конвейера, на которых отслеживают качество игрушек и их соответствие заказу. Заказ поступил на игрушки определенного цвета. Задача – отбраковать не подходящие по цвету фигурки. Дети становятся в ряд между двумя столами, на которых лежат конверты с вырезанными деталями. Первый участник группы берет фигурки и передает по ряду. Участники игры передают игрушки заданного цвета и родственных ему цветов. Фигурки не подходящих оттенков убираются, а заданных раскладываются на другой стол. В конце игры побеждает команда, допустившая меньше ошибок. Результаты анализируются и обсуждаются.

На этапе закрепления применяю на занятиях небольшие театрализованные выступления. Создаются они непосредственно на занятии, и в каждом таком представлении раскрываться какая-то учебная тема. Детям раздаются роли (они могут быть со словами, или без них, с пантомимой, с предложением самим придумать фразу или звук, наиболее характерный для персонажа). Артисты на удивление быстро «вживаются» в роль. И начинается выступление, своеобразный экспромт, в котором дети воплощают свое видение этой роли.

Мы хорошо знаем, как сложно запомнить все светотеневые градации. Учащиеся путают их названия и расположение на предмете. Можно подойти к этому с юмором и творчески. Пусть каждая светотеневая градация что-нибудь про себя расскажет, а может быть споет, или как-то себя проявит по-другому, и в конце сценки встанет на свое законное место. После такого забыть про полутень или собственную тень будет действительно сложно. Для детей это – весёлая игра, но они смогут запомнить намного больше специальных терминов. Такой прием предполагает снятие всех стрессообразующих факторов, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

При изучении колорита мы играли в имитационную игру «фотохудожники». Из всего многообразия представленного в натурном фонде предметов, дети составляли натюрморты. Задача – «собрать» гармоничный по цвету натюрморт и подобрать для него подходящий цветовой фон. Дети собирали натюрморт «в живую»,на своем рабочем столе, а варианты фона в цвете подбирали в альбомах. Сфотографировали работы, полюбовались результатом.

При использовании такого рода игр у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность. А все мы знаем – с маленькой удачи начинается большой успех!

Таким образом, системно-деятельностный подход на занятиях по программе «Мастерская художника» воплощается в следующем:

- занятия строятся на основе активных и интерактивных методов;

- моя позиция: иду на занятие не с готовыми знаниями, а с вопросом; организую поисковую, проблемную, проектную деятельность детей и учебное сотрудничество при решении учебных задач;

- позиция ученика: смотрю, ищу, сравниваю, анализирую, действую (цель и задачи занятия определяют сами учащиеся при моей непосредственной помощи, благодаря наводящим вопросам и заданиям);

- задания направлены на приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности;

- совместно с учащимися осуществляем действие по созданию художественного образа, рефлексию.

В заключении хочется отметить, что системно-деятельностный подход позволяет сделать интересным и значимым каждое учебное занятие, активизировать деятельность обучающихся, добиться успешности каждого ученика в процессе освоения программы «Мастерская художника».


Литература

  1. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина  - М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

  2. Основина, В.А. Проектирование и организация учебного процесса на деятельностной основе. / В.А. Основина – Ульяновск: УИПКПРО, 2008.