Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Золотовская средняя школа № 4 имени Романа Салькова»
Выступление на заседании педсовета
Профессиональное развитие педагога
в современной системе образования
Подготовила:
учитель литературы
Шевченко Валентина Николаевна
Первомайск
2021
Профессиональное развитие педагога в современной системе образования
Почему выбрана эта тема?
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми ранее, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, ГОС определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия.
Для чего?
Школа нуждается в переменах. Они являются важным элементом в процессе модернизации и инновационного развития – единственного пути, который, по оценкам экспертов, позволит нам стать конкурентным обществом в мире XXI века.
Кто находится в центре процесса модернизации образования
И в центре этих преобразований важную роль играют учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию, чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам современных школьников. В основе новой школы стоит новый руководитель – руководитель-менеджер, умеющий управлять новой школой и новый учитель – компетентный, широко образованный, с высоким общественным статусом, эффективно организующий учебно-воспитательный процесс.
Каковы основные направления в решении модернизации образования?
Это:
- подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда;
- подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием.
Какой должна быть позиция учителя в плане профессионального развития?
Начнём с характеристики современного учителя. Какой он, современный учитель?
Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний. Учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный вопрос «чему и как учить школьников?» Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Он должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества.
Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением, саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Считаю что, отличительными чертами современного педагога, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение – сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистерверг писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».
Как сказал библиограф и писатель Н.А.Рубакин: « Всякое настоящее образование добывается только путём самообразования.»
Каковы могут быть пути развития профессиональной компетентности и формы самообразования?
В ситуации изменений, происходящих в образовании, всё более значимыми для педагога становятся повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Современной школе нужен учитель-универсал, в совершенстве знающий и владеющий методикой преподавания смежных предметов. Своевременное прохождение курсовой подготовки является одним из показателей профессионализма педагогов и эффективной деятельности администрации образовательного учреждения. «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что считает своё образование незаконченным». (К.Симонов) В современных условиях существуют новые формы организации повышения квалификации и переподготовки. Сегодня потребители сами могут выбирать и место, и направление своего повышения квалификации. Это очные, очно-заочные, заочные, или дистанционные курсы. (Примеры из практики)
Важными инструментами методической поддержки и профессионального развития педагогов являются школьные и городские методические объединения. Главной целью методической работы является непрерывное совершенствование квалификации педагога, непрерывное содействие повышению его эрудиции и компетентности в области методики преподавания. Всё это необходимо для перспективного развития процессов обучения и воспитания в связи с корректировкой учебно-воспитательной работы, постоянного саморазвития и самосовершенствования.
Одним из направлений профессионального саморазвития является активация творческой деятельности педагогов: это научная работа (ведение научно-исследовательской ученической деятельности, участие в проблемных и творческих группах при методических объединениях, участие в конференциях разного уровня, написание статей), кроме этого круглые столы, семинарские занятия, консультации, психологические тренинги, мастер-классы. И здесь приветствуется именно системность в работе педагога, дающая определённые результаты. «Обучать – значит вдвойне учиться». (Ж.Жубер). (Анализ методической работы школы)
Одним из средств реализации новых направлений является аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда. Но аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот, где поле работы методической службы для совершенствования уровня педагогической компетентности, а значит, и повышения качества образования. (Организация работы школьной АК)
Возросла активность участия педагогов в конкурсном движении. Это важно не только для престижа образовательного учреждения, повышения самооценки педагога, но и является мощным стимулом для профессионального роста учителя. Проводимые конкурсы не только стимулируют активность творческих и прогрессивно мыслящих педагогов, но и формируют инновационный образовательный ресурс школы.
(Участие Ивановой В.А.в профессиональном конкурсе «Педагог года Луганщины 2021»)
Однако, самым важным фактором профессионального развития является умение педагога учитывать возрастные особенности воспитанников, грамотно применять методики обучения и воспитания, а также умение установить с воспитанниками целесообразные с педагогической точки зрения, взаимоотношения и наличие педагогического такта. Сегодня мы ценим индивидуальность, признаём за ребёнком право быть самим собой.
Развитие цифровых технологий является одной из первоочередных задач современного образования, важнейшим шагом в повышении качества обучения и преподавания. Именно поэтому современной школе, педагогу важно знать, как повысить свою цифровую компетентность, как управлять процессом широкого внедрения цифровых технологий в образовательном процессе и что эти технологии могут привнести в школу. Современному педагогу, как никогда необходимы системные знания и навыки, новые профессиональные компетенции, определяющие его цифровую культуру и позволяющие уверенно использовать новые технологии на своем уроке.
В педагогике разработаны обобщающие схемы путей развития профессиональной компетентности учителя.
Личный план самообразования учителя
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
название темы
цели
задачи
предполагаемый результат
этапы работы
сроки выполнения каждого этапа
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
способ демонстрации результата проделанной работы
форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Подведём итог по вопросу профессионального развития и самообразования:
Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:
Систематическое повышение квалификации:
в рамках курсовой подготовки очных, очно-заочных, заочных курсов;
с использованием дистанционных технологий.
Групповая самообразовательная работа:
работа методических объединений, творческих групп (проведение мастер-классов, ежегодных отчётов, посещение и анализ уроков коллег, подготовка, проведение и самоанализ открытых уроков, занятий, подготовка и проведение общешкольных КТД, мероприятий и их анализ).
участие в работе педсоветов, совещаний, семинаров и прочих площадок очного и заочного присутствия.
Индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
печатных изданий, СМИ
интернета
осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
формирование портфолио, педагогической копилки.
Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт, или нет никаких достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок. Что может быть результатом самообразования:
повышение качества преподавания предмета;
разработанные, изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Немецкий педагог Дистерверг говорил: «Учитель должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься постоянным самообразованием». В заключение необходимо отметить, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного учебно-воспитательного процесса. Можно отметить, что только тот имеет право учить, кто сам находится в постоянном совершенствовании.
Проведение тестирования учителей по теме « Профессиональная компетентность педагогов»
Проект решения педсовета
1.Считать повышение профессионального развития педагогов приоритетной задачей педагогического коллектива и необходимым условием развития нашей школы.
2.Распространять накопленный опыт работы коллектива педагогов по повышению профессиональной компетентности через тематические педсоветы, семинары, мастер-классы, методические недели, мониторинг профессиональной успешности учителя (портфолио, рейтинг учителя), внедрение системного анализа уроков, участие в профессиональных конкурсах, семинарах.
По планам работы школьных методических объединений в течение учебного года
3.Активизировать практику взаимопосещения уроков учителей в целях эффективного профессионального общения, предоставления возможности учителям показать свой потенциал, найти ответы на интересующие их вопросы.
Согласно графикам взаимопосещения уроков
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Золотовская средняя школа № 4 имени Романа Салькова»
Доклад на педсовет
Совершенствование работы учителей в условиях модернизации системы образования «Учиться самому, чтобы учить других»
Подготовила Шевченко В.Н.,
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
2021-2022 учебный год