Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru
Доклад
Тема: «Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания»
Иванова Софья Сергеевна
воспитатель
НОВАЯ БРЯНЬ
2018
Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания – это документ, в котором сформулированы современные запросы к уровню образования и функциям педагогов разного профиля: социальные педагоги, старшие вожатые, педагоги-организаторы, школьные библиотекари, тьюторы, воспитатели.
Общая информация о профстандарте
В 2016 году российское педагогическое сообщество с надеждой и некоторыми опасениями ожидало утверждения профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».
Введение профстандарта должно было запустить ряд процессов в педагогической сфере:
Сформулировать цель и содержание воспитательной миссии педагогов, которая в педагогическом образовании долгое время была оттеснена в пользу предметного содержания. Этот пункт был частым предметом споров в педагогическом сообществе.
Оптимизировать процесс аттестации действующих педработников;
Привести единые требования к соискателям на рынке труда;
Повлечь за собой реформирование программ подготовки и переподготовки педагогических кадров;
Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания был утвержден приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10н. Эксперты утверждают, что этот документ действительно внёс ясность в работу педагогов и помог решить ряд проблем в этой сфере.
Что содержится в профессиональном стандарте
«Специалист в области воспитания»
Профстандарт 01.005 содержит общие сведения, трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и умений, требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе педагогов.
Профстандарт уточняет основную цель профессиональной деятельности - организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации учащихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей.
Вид экономической деятельности – образование (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, профессиональное среднее, высшее, дополнительное для детей и взрослых).
Какие профессии регулирует
Согласно профессиональному стандарту 01.005, к специалистам в области воспитания относится ряд профессий:
Трудовые функции по профстандарту
«Специалист в области воспитания»
В профстандарте сформулированы обобщенные трудовые функции специалистов в области воспитания:
социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации;
организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации;
организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса;
воспитательная работа с группой обучающихся;
библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования;
тьюторское сопровождение обучающихся.
Трудовые функции воспитателей (старших воспитателей)
Воспитатели бывают не только в детском саду, но и в начальной и средней школе, в профессионально-технических учебных заведениях и студенческих общежитиях. Профстандарт специалиста в области воспитания уточняет требования к этим воспитателям.
Согласно профстандарту, воспитатели (старшие воспитатели) выполняет следующие функции:
1) Планирование воспитательной деятельности с группой обучающихся;
2) Организация социально и личностно значимой деятельности группы обучающихся;
3) Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся.
Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:
Нормативные правовые основы организации воспитательного процесса с группой обучающихся;
Локальные акты образовательной организации в области воспитания; программы воспитания, реализуемые образовательной организацией;
Методы выявления интересов, потребностей, особенностей обучающихся, их взаимоотношений в группе;
Особенности развития конфликтных ситуаций в группе;
Теоретические и методические основы разработки плана (программы) воспитательной деятельности с группой обучающихся;
Педагогические технологии мотивации обучающихся к самореализации;
Формы и методы оказания консультативной помощи обучающимся в проектировании своего будущего, выборе профессии;
Требования к образованию
Чтобы претендовать на одну из перечисленных должностей, согласно профессиональному стандарту, Вы должны иметь следующее образование:
Вариант 1. Высшее или среднее профессиональное по специальностям «Образование и педагогические науки;
Вариант 2. Высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по специальности.
И обучение по программе «Первая помощь (для педагогов)», «Охрана труда».
Особые условия допуска к работе - отсутствие судимостей и обязательное прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров.