ДОКЛАД
Профилактика профессионального выгорания
воспитателей детского дома
Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.
Компетентность современного педагога – это владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее педагогическое развитие, использование приемов личностного самовыражения и саморазвития, средств противостояния профессиональной деформации личности. Профессия педагога относится к сфере профессий, связанных с постоянным общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки, требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение, в связи с чем необходима дополнительная работа по саморазвитию с использованием самых разнообразных современных технологий обучения. Работа в детском доме накладывает на педагогов свой отпечаток. Их профессиональная деятельность имеет две особенности:
1) высочайший уровень ответственности сотрудников этого учреждения;
2) экстремальные условия, связанные с повышенным уровнем психотравмирующих событий: работа с детьми, страдающими нарушениями психического развития, соматическими заболеваниями и т. д.
Все это может привести к возникновению профессионального выгорания, причиной которого является повседневная напряженная деятельность. Психотравмирующие события становятся постоянным источником эмоционального стресса для педагогов детских домов, который проявляется на психологическом (или поведенческом) уровне, выражаясь в понижении настроения, тревожности или агрессивности, ухудшении показателей работы (недисциплинированности, внутрисемейных и межличностных конфликтах); длительный эмоциональный стресс формирует определенные особенности личности: повышенную чувствительность и тревожность, неуверенность в себе, внутреннюю противоречивость. Кроме того, отрицательное эмоциональное состояние педагогов детских домов крайне неблагоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии детей. Для предупреждения последствий психической травматизации персоналу детских домов необходима квалифицированная помощь, направленная на профилактику профессионального выгорания, – это семинары-тренинги, консультации, занятия, направленные на развитие эмоциональной устойчивости педагогов, их способности к индивидуальному самосохранению, личностных и профессиональных качеств, умению организовать свой труд рационально, без перегрузок и усталости. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
Данные исследований показывают, что выгорание, относительно стабильное во времени, включает три основные составляющие:
-эмоциональная истощенность, под которой понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой; деперсонализация (цинизм), которая предполагает циничное отношение к труду и его объектам. В социальной сфере деперсонализация представляет собой бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг;
– редукция профессиональных достижений – возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознания неуспеха в ней.
Предлагаю:
Необходимо провести исследование уровня профессионального выгорания педагогов детского дома, в результате которого можно выделить четыре группы респондентов:
1 группа – педагоги, имеющие признаки первой(начальной) стадии профессионального выгорания.
2 группа – педагоги, имеющие признаки второй стадии профессионального выгорания.
3 группа – педагоги, имеющие признаки третьей стадии профессионального выгорания.
4 группа – педагоги, не имеющие признаков профессионального выгорания.
Одним из авторов методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» является В.В.Бойко. Именно используя данную методику можно провести диагностику в нашем учреждении.
Исходя из полученных результатов можно сформировать группы, в которую войдут педагоги образовательного учреждения. В экспертную группу войдут педагоги, имеющие признаки второй и третьей стадии профессионального выгорания. Остальные респонденты составят контрольную группу.
И по результатам психодиагностического обследования можно разработать коррекционную программу, направленную на профилактику профессионального выгорания педагогов, развитие их профессиональной мобильности, раскрывающее перед ними новые возможности самореализации и повышающее их ценность и конкурентоспособность. Целью программы должно быть создание условий по профилактике профессионального выгорания педагогов и обучение педагогов детского дома правильному взаимодействию с детьми.
Профилактическая и коррекционная работа будет заключаться в решении следующих задач:
1. Формирование у педагогов детского дома позитивного отношения к себе, воспитанникам, жизни.
2. Повышение профессиональной и психологической компетентности.
3. Обучение педагогов детского дома способам саморегуляции.
Для реализации поставленных задач нужно применять самые разнообразные формы и методы работы: игра, рассказ и его обсуждение, танцетерапия, аутотренинг, психогимнастика.
Программа будет включать в себя 9 занятий, длительность каждого составит 2–2,5 часа:
1. «Оптимисты, вперед!». Обучение педагогов детского дома навыкам психологической саморегуляции, релаксации, способам эмоционального самовыражения.
2. «Где Ваша проблема?». Тренинг направлен на отработку аутогенной тренировки.
3. «Искусство быть счастливым». Релаксационный тренинг.
4. Семинар-тренинг «Сохранение психологического здоровья педагогов».
5. Занятия-тренинги, направленные на создание условий для работы группы, снятие эмоционального напряжения у педагогов детского дома, мышечных зажимов, на обеспечение оптимистичного отношения к жизни, переживания чувства радости, позитивного восприятия мира, развитие внимания к своим чувствам и чувствам другого, освоение адекватной коммуникации, отработка эмпатического понимания, развитие навыков активного слушания, развитие навыков поддержки, моделирование системы поддержки педагогов.
6. «Что такое психологическая устойчивость». Развитие необходимых навыков и приемов, позволяющих противостоять негативным жизненным ситуациям, вызывающим стресс.
7. «Создай себе настроение». Элементы саморегуляции для педагогов детского дома. На этом занятии можно познакомиться с приемами, которые педагоги применяют в своей работе
8. Семинар-тренинг «Танцевальная терапия».
9. Семинар-практикум «Культура педагогического общения».
В ходе постоянного общения у воспитателей и педагогов детского дома накапливается масса негативных эмоций по отношению к детям. Эти эмоции периодически проявляются в повышенной раздражительности, неадекватных наказаниях детей, отказе от общения с ними, генерализации оценок.
Работа по профилактике эмоционального выгорания педагогов и воспитателей детского дома должна проводиться регулярно в течении года.
А проводимые опросы после занятий по разработанной программе позволят увидеть: способствуют ли проводимые занятия
– снятию у педагогов и воспитателей детского дома рабочего напряжения;
– формированию у педагогов детского дома позитивного отношения к себе, воспитанникам, жизни;
– повышению профессиональной и психологической компетентности;
– созданию условий для активизации личностной рефлексии;
– повышению профессионального уровня, в первую очередь за счет регулярного обучения, самообразования;
-повышению мотивации к профессиональной деятельности;
– использованию приемов саморегуляции, релаксационных упражнений и методов психологической разгрузки.