Тема: « Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности.»
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С каждым годом информации становится всё больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от не нужного.
На современном этапе развития общества, социальных институтов и государства в целом формируются новые контуры и расставляются акценты в области формирования функциональной грамотности (ФГ).
Мой доклад «Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности.»
Термин «функциональная грамотность» (от греч. grammata – чтение и письмо) был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году и предполагал совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Долгое время основное назначение функциональной грамотности ограничивалось идеей формирования элементарных знаний и умений, ценных в основном для человека, для его адаптации к окружающему миру. По мере усиления потребностей человека участвовать в экономической, политической, культурной сферах жизни общества функциональная грамотность гражданина становится ценной не только для человека, но и для общества. Современный уровень развития человека должен соответствовать требованиям, предъявляемым ему со стороны государства, социальных институтов и быстро изменяющейся информационной среды. Сегодня и российские, и западные специалисты признают необходимость нового содержательного наполнения понятия «функциональная грамотность», пересмотра ее компонентов.
Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (Алексей Алексеевич Леонтьев).
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных.
Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы.
К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Трудности в обучении у младших школьников:
- трудности в решении задач, требующих анализа, обобщения, выдвижения гипотез;
- недостаточное владение смысловым чтением разных типов текстов;
- низкий уровень работы с информацией, представленной в графическом виде.
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.
Проанализировав результаты работ ВПР и комплексных работ прошлых лет, я сделала вывод, что у ребят возникает большая трудность при выполнении ряда заданий, связанных с чтением и пониманием текста, выделением главной мысли, составлением плана, умением работать с таблицами, схемами, выделять информацию представленную в явном и неявном виде.
Проанализировав результаты работ ВПР и комплексных работ прошлых лет, я сделала вывод, что у ребят возникает большая трудность при выполнении ряда заданий, связанных с чтением и пониманием текста, выделением главной мысли, составлением плана, умением работать с таблицами, схемами, выделять информацию представленную в явном и неявном виде. На сегодняшний день актуально и значимо повышение функциональной читательской грамотности школьников. В педагогической практике множество различных методов и технологий
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.
Рассмотрим приемы и задания, используемые на уроках в начальной школе для формирования читательской грамотности. Я остановлюсь на первом классе.
В 1 классе для формирования навыка правильного и смыслового чтения можно предложить следующие приемы и задания:
Работа со слоговыми таблицами:
1) прочитайте 1 строчку
2) прочитайте 1 столбик
Со слоговыми таблицами можно работать не только в 1 классе, но и 2-4классах.
Возможно использование разных таблиц.
Работа со словами.
Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р.
РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМРЯБИНА
Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.
Также можно предложить добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О);
сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака).
Для смыслового обучения чтению предлагаю следующее задание:
Прочитайте пословицу правильно:
Здоровому - грач не нужен.
Слезами морю не поможешь.
Старый круг лучше новых двух.
Ус - хорошо, а два лучше.
Работа с текстом (фрагмент урока)
Перед вами выставка книг.
О чём она нам рассказывает? Что вы можете рассказать с помощью этой выставки? (детские книги, один автор);
2) С творчеством какого автора мы сегодня знакомимся? (далее учитель рассказывает об авторе или дает текст для работы в группе);
3) Как называется произведение, с которым мы будем знакомиться? Как вы думаете, почему так названо произведение?
Аля – это кто? А Кляксич? Нам предстоит узнать, кто это?
К какому жанру относится это произведение?
4) Подготовка к чтению: Игра «Слоговик».
Можете предположить, кто такой Кляксич, если клякса — это чернильное пятно.
5) Прием «Тонкие» вопросы:
К какому жанру относится это произведение?
Легко ли давалось письмо Але?
О каком герое можно сказать, что он злой?
Будет ли побежден Кляксич?
Кто поможет победить Кляксича?
6) «Толстые» вопросы:
Почему Але тяжело давалось письмо?
Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой?
Почему буква «А» была взволнована?
Какие приключения могли бы произойти с героями этой сказки дальше?
7) На кого из героев вы хотели бы быть похожи? Почему?
Выбери пословицу, кому из героев ты ее адресуешь?
Умение работать с пословицами необходимо не только для формирования осознанного чтения, но и для формирования социальной грамотности и языковой – при написании текста рассуждения.
8) Расположите иллюстрации по порядку (подготовка к составлению плана, пересказ по плану. Можно озвучить картинки: пересказать или прочитать строки из текста).
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде цветка. Как любому цветку необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это цветок , спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, цветок незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.
Стебель– функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Лепестки – ключевые компетенции (УУД)
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Как без полива цветок зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.