СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад :« Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме самообразования " Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Доклад :« Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности.»»

Тема: « Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности.»

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С каждым годом информации становится всё больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от не нужного.

На современном этапе развития общества, социальных институтов и государства в целом формируются новые контуры и расставляются акценты в области формирования функциональной грамотности (ФГ). 

Мой доклад «Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности.»

Термин «функциональная грамотность» (от греч. grammata – чтение и письмо) был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году и предполагал совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Долгое время основное назначение функциональной грамотности ограничивалось идеей формирования элементарных знаний и умений, ценных в основном для человека, для его адаптации к окружающему миру. По мере усиления потребностей человека участвовать в экономической, политической, культурной сферах жизни общества функциональная грамотность гражданина становится ценной не только для человека, но и для общества. Современный уровень развития человека должен соответствовать требованиям, предъявляемым ему со стороны государства, социальных институтов и быстро изменяющейся информационной среды. Сегодня и российские, и западные специалисты признают необходимость нового содержательного наполнения понятия «функциональная грамотность», пересмотра ее компонентов.

Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (Алексей Алексеевич Леонтьев).

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных.  

Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы.

К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании. 

Трудности в обучении у младших школьников:

- трудности в решении задач, требующих анализа, обобщения, выдвижения гипотез;

- недостаточное владение смысловым чтением разных типов текстов;

- низкий уровень работы с информацией, представленной в графическом виде.

Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.

Проанализировав результаты работ ВПР и комплексных работ прошлых лет, я сделала вывод, что у ребят возникает большая трудность при выполнении ряда заданий, связанных с чтением и пониманием текста, выделением главной мысли, составлением плана, умением работать с таблицами, схемами, выделять информацию представленную в явном и неявном виде.

Проанализировав результаты работ ВПР и комплексных работ прошлых лет, я сделала вывод, что у ребят возникает большая трудность при выполнении ряда заданий, связанных с чтением и пониманием текста, выделением главной мысли, составлением плана, умением работать с таблицами, схемами, выделять информацию представленную в явном и неявном виде. На сегодняшний день актуально и значимо повышение функциональной читательской грамотности школьников. В педагогической практике множество различных методов и технологий

Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.

Рассмотрим приемы и задания, используемые на уроках в начальной школе для формирования читательской грамотности. Я остановлюсь на первом классе.

  В 1 классе для формирования навыка правильного и смыслового чтения можно предложить следующие приемы и задания:  

Работа со слоговыми таблицами: 

1) прочитайте 1 строчку 

2) прочитайте 1 столбик 

Со слоговыми таблицами можно работать не только в 1 классе, но и 2-4классах.

Возможно использование разных таблиц. 

Работа со словами.

Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р.

  РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМРЯБИНА 

Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д. 

Также можно предложить добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О);

сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака). 

Для смыслового обучения чтению предлагаю следующее задание:

Прочитайте пословицу правильно:

Здоровому - грач не нужен.

Слезами морю не поможешь.

Старый круг лучше новых двух.

Ус - хорошо, а два лучше.

Работа с текстом (фрагмент урока)  

  1. Перед вами выставка книг.

О чём она нам рассказывает? Что вы можете рассказать с помощью этой выставки?   (детские книги, один автор); 

2) С творчеством какого автора мы сегодня знакомимся? (далее учитель рассказывает об авторе или дает текст для работы в группе); 

3) Как называется произведение, с которым мы будем знакомиться?  Как вы думаете, почему так названо произведение?

Аля – это кто?  А Кляксич? Нам предстоит узнать, кто это?

К какому жанру относится это произведение? 

4) Подготовка к чтению: Игра «Слоговик». 

Можете предположить, кто такой Кляксич, если клякса — это чернильное пятно. 

5) Прием «Тонкие» вопросы: 

К какому жанру относится это произведение? 

Легко ли давалось письмо Але?   

О каком герое можно сказать, что он злой? 

Будет ли побежден Кляксич?  

Кто поможет победить Кляксича? 

6) «Толстые» вопросы: 

Почему Але тяжело давалось письмо? 

Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой? 

Почему буква «А» была взволнована? 

Какие приключения могли бы произойти с героями этой сказки дальше? 

7) На кого из героев вы хотели бы быть похожи? Почему? 

Выбери пословицу, кому из героев ты ее адресуешь? 

Умение работать с пословицами необходимо не только для формирования осознанного чтения, но и для формирования социальной грамотности и языковой – при написании текста рассуждения.

8) Расположите иллюстрации по порядку (подготовка к составлению плана, пересказ по плану. Можно озвучить картинки: пересказать или прочитать строки из текста). 

Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде цветка. Как любому цветку необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это цветок , спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, цветок незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Стебель– функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Лепестки – ключевые компетенции (УУД)

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива цветок зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.