МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «БУЙНАКСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»
ПЦК ОГСЭ-1
КАБИНЕТ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
Доклад по теме:
«РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ –
ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНОГО КОМПЛЕКСА»
Подготовила – преподаватель высшей категории ГБПОУ РД «БМУ»
Залибекова Муслимат Магомедовна
«РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ –
ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНОГО КОМПЛЕКСА»
Постоянное развитие общественных потребностей и реформа образования побуждают авторов учебников искать новые пути для реализации личностноориентированного и деятельностного подходов в образовании. Новых способов построения и форм подачи материала требует и ориентация на интеграцию гуманитарного знания и создание интегрированных курсов. Не следует забывать также о необходимости снижения нагрузки на учащихся. Все это побуждает постоянно обращаться к обновлению, как теоретического содержания учебной
литературы, так и практики ее издания. Весьма актуальными стали требования доступности, увлекательности и компактности учебника.
Важной задачей для теоретиков и практиков стал поиск интегративной модели учебного предмета и ее реализация в различных составных частях учебно-методического комплекса.
При стремительном увеличении объема информации, в том числе и учебно
значимой, наиболее актуальной становится задача овладения учащимися
способами самостоятельного добывания и активного усвоения знания. Меняются и цели образования. На передний план выдвигается формирование и развитие у обучающихся навыков учебной деятельности, а также не столько предметных, сколько общеучебных интеллектуальных умений, которые обеспечивают самостоятельное добывание и усвоение знаний, в любых отраслях науки, по любому предмету. Изменение целей учебно-воспитательного процесса влечет за собой преобразование содержания образования, средств и методов обучения, требует пересмотра всего учебно-методического комплекса, в том числе и входящих в его состав рабочих тетрадей для обучающихся.
Педагогический опыт показывает, что при самостоятельном чтении учебника обучающиеся часто скользят по тексту, не замечая многих важных положений. В то же время, видя, что в учебнике содержатся все основные сведения, ребята зачастую не ведут записей по ходу урока. Следует учитывать текстовую и логическую сложность учебников, а также уровни восприятия и понимания смысла текста учащимися. Преподаватель же, привыкший большую часть урока использовать для передачи информации, нередко испытывает трудности в организации работы ребят. Помочь в преодолении этих затруднений, почти неизбежно возникающих при переходе к новой учебной литературе, призваны рабочие тетради на печатной основе. Использование рабочих тетрадей положительно влияет на процесс узнавания предметов, цвета, общую обработку информации; развивает образное мышление, кратковременную, непроизвольную память, активизирует логическое и абстрактное мышление, развитие речи, письменных навыков, развитие долговременной, логической памяти. Они развивают межполушарное взаимодействие, что является одним из требований здоровьесберегающей технологии.
Применение рабочих тетрадей способствует выполнению таких требований
здоровьесберегающей технологии, как учет особенностей аудитории, создание благоприятного психологического фона на уроке, использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения учащихся, использование разных видов деятельности . Рабочие тетради помогают активизировать визуальную и кинестетическую систему восприятия при условии эстетически и дидактически грамотного их оформления. Тетради значительно расширяют методический аппарат, содержащийся в учебниках. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы помочь обучающимся выделить наиболее важное и существенное в учебном тексте… Наряду с вопросами в тетрадях содержатся разнообразные задания.
Ученикам предлагается закончить фразу, выбрать вариант ответа и обосновать свой выбор; сформулировать свой вариант ответа, если ни один из приведенных не воспринимается как правильный и полный; подобрать нужные даты; расположить события в хронологическом порядке».
Благодаря этому дети учатся находить фактический материал, выписывать его; письменно отвечать на вопросы и зачитывать их; формулировать ответы самостоятельно, так как в готовом виде их в учебнике нет.
Использование тетрадей избавляет учащихся от большого объема механической работы, поскольку задания рассчитаны на краткие и в то же время емкие ответы, помогают найти правильные ответы. Целиком заполненная рабочая тетрадь, в которую своевременно внесены необходимые уточнения и исправления, впоследствии может стать отличным конспектом для повторения пройденного материала – тем более полезным, что он в значительной степени готовится самим учеником.
«Использование тетради облегчает преподавателю планирование урока, позволяет сочетать устную и письменную работу, выделить вопросы для коллективного обсуждения и для индивидуальных размышлений. При этом преподавателю не надо придумывать вопросы и задания. Иными словами, тетради облегчают решение одной из самых сложных проблем в организации урока – привлечь всю группу к активной познавательной деятельности.
Таким образом, современная рабочая тетрадь – это дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы учащихся в классе и дома непосредственно на ее страницах. Рабочая тетрадь способствует дифференциации и индивидуализации процесса обучения, так как в ее основе лежат теории о межполушарной асимметрии головного мозга, учения о деятельности ведущей репрезентативной системы.