СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Работа с родителями"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассказывается как работать с родителями, уклоняющимися от воспитания своих детей.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Работа с родителями"»

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»










Доклад

«Работа с родителями, уклоняющимися от воспитания детей»













Подготовила:

социальный педагог

Колесникова Л.В.










март 2025 г.






Психология семейного воспитания выдвинула предписания об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка таким, каков он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и воспитывают на основе этой оценки. Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка, она предполагает такое критичное отношение родителей к своим ошибкам и разумное проявление ими своей любви к детям. 
       Все хорошее и плохое закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни складывается главным образом из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Поэтому влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. В своей работе с неблагополучными семьями педагоги-психологи и социальный педагог должны опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка.

Под тяжелой неблагополучной семьей нужно понимать семью, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством и т.д. Как правило, в таких семьях, дети, родители, дедушки, бабушки проходили через сильную боль, страдания, переживали физическое насилие, пренебрежение, жестокость и воспринимают образ жизни своей семьи как единственно нормальный. Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Вместо того, чтобы становиться уязвимыми и подвергаться влиянию перемен, семьи группы риска учатся по своему защищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключается в том, что возбуждение, ярость приносят им определенный комфорт, как доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние естественно. Такое состояние семьи поддерживают с помощью разных средств: алкоголь, скандалы, аморальное, вызывающее поведение, хулиганство и т.д. Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в таком случае в сферу влияния на неблагополучную семью вовлекаются педагоги школы, социальные педагоги, специалисты разных центров и т.д. Этот факт является сам по себе успокаивающим; подключение к ситуации, в которой оказалась семья, новых сил, осуществляющих контроль, несколько облегчает состояние одиночества неблагополучной семьи. Хронически кризисные семьи всячески стремятся к тому, чтобы их ситуация была под контролем со стороны. Когда они чувствуют угрозу потери контроля, они прибегают к насилию в отношении окружающих, усугубляют свое асоциальное поведение, что приводит к усилению контроля над ними.

       При социальной работе с семьёй "группы риска" нет определенных технологий работы, подходящих для решения трудностей всех семей. Здесь вся ответственность за качество и эффективность поддержки ложиться на плечи команды специалистов, в том числе социальных работников. При этом специалисты должны уметь: во-первых, грамотно диагностировать состояние семьи. Во-вторых, владеть разнообразными технологиями работы с семьёй. В-третьих, своевременно и правильно их применять. Только при выполнении этих требований, а также при творческом подходе специалиста к решению проблем детей и их родителей, результаты работы с семьёй будут влиять на неё положительно. Диагностика состояния семьи позволяет составить более точное представление о потребностях целевой группы и точнее сформировать комплекс необходимых услуг. Важным в работе с семьёй является сопровождение семьи и детей или социальный патронаж. Главная цель работы специалистов с семьёй "группы риска" должно быть сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых и детей).

Актуальным стало выстраивание более тесного и эффективного межведомственного взаимодействия.  Чтобы достичь цели, необходима совместная, командная работа многих специалистов из органов образования (социальные педагоги, классные руководители, специалисты ДОУ), здравоохранения (детские поликлиники, врачи-наркологи), органов опеки, КДН, ЦСПН и других компетентных в решении проблем семьи учреждений.

Таким образом, при построении системной работы с семьёй, например, родительская некомпетентность становится не предметом осуждения, а мишенью работы. То есть родители также становятся сотрудниками и, наравне со специалистами, реабилитируют свои семьи. Нередко специалисты заключают с семьёй договор о социальном обслуживании.

Важно научить всех членов семьи тому, как противостоять манипулятивным влияниям извне с целью выманить деньги, заставить делать не свою работу или склонить к приему алкоголя, наркотиков и т.д. Часто эти люди внушаемы, доверчивы и соглашаются на то, о чем потом сожалеют. А выход из ситуации они предпочитают искать в агрессивных действиях, вандализме, приеме алкоголя или обращении к иным влияющим на психическое равновесие веществам. Это только усугубляет их проблемы, дестабилизирует жизнь их семей. Следует предложить проиграть соответствующие ситуации психологического давления, и научить членов семьи разумно, словами, в социально приемлемой форме отказываться от того, что им не выгодно и не входит в их планы, отстаивать свои права. Каждая семья "группы риска" имеет в памяти своих членов груз информации о несправедливостях и обидах. Эта информация часто вытесняется, при этом люди не способны отстаивать свои права, поступать по-своему в значимых ситуациях. Полученные обиды и неспособность справиться с соответствующими проблемами ухудшают эмоциональный фон взаимоотношений в семьях.

Раннее выявление семей "группы риска", безусловно, должно стать важным направлением работы всех социальных служб, а также всех учреждений, где занимаются социализацией детей (учреждения дошкольного образования, школа). Школа, наряду с семьей, в которой происходит формирование ребенка, служит для ребенка важнейшей средой обитания, здесь он не просто проводит определенную часть своего времени и получает знания. Школа влияет на формирование его интересов, на появление дружеских привязанностей, на формирование коммуникативных, социальных умений и навыков ребенка. Именно здесь социальные педагоги, классные руководители и обслуживающий персонал школы постоянно контактируют с ребенком. Если в семье возникают проблемы, то это отражается на эмоциональном фоне ребенка и его поведении, то классные руководители могут заметить любое изменение в отрицательную сторону и сообщить социальному педагогу. А социальный педагог вместе с педагогом-психологом начнет профилактическую работу с семьёй .

К основным функциям в работе с неблагополучными семьями и детьми «группы риска» относятся:

-создание благоприятной обстановки вокруг обучающегося в классе и в школе в целом;

-установление отношений партнерства и сотрудничества с неблагополучными семьями;

-планирование и проведение планомерной работы с неблагополучными семьями;

- создание банка данных о неблагополучных семьях и детях из неблагополучных семей;

-создание и реализация индивидуальных программ воспитания и обучения обучающихся из неблагополучных семей;

-работа с обучающимися класса и школы по повышению социального статуса обучающихся из неблагополучных семей;

-вовлечение обучающихся из неблагополучных семей в кружки и клубы по интересам;

-защита прав обучающихся из неблагополучных семей.

Дети могут достигать развития своего потенциала личности, если они воспитываются в безопасном, предсказуемом окружении, которое обеспечивает нормальный уход и естественную привязанность. При обеспечении безопасности, каждодневного ухода за ребенком развиваются крепкие привязанности детей и родителей, которые способны сохраняться долгие годы. Именно это ощущение внушает человеку чувства уверенности и безопасности, помогает справиться с потерями и оценить приобретения, которые происходят на протяжении всей его сознательной жизни.
       Как показывают данные психологических, социальных и педагогических исследований, каждая семья в определенные периоды своего существования проходит через ряд кризисных ситуаций, которые касаются как семьи в целом, так и отдельных её членов. К ним относятся: беременность, помещение ребенка в дошкольное учреждение, обучение детей в первом классе школы, кризис подросткового возраста, пора юности, начало самостоятельной жизни детей, свадьба, зрелый возраст, старость, смерть. Все эти периоды жизни семьи вызывают у её членов стрессы. Они провоцируют реальные кризисы и побуждают каждого члена семьи либо продолжать дальнейший рост и развитие, или остановиться из-за страха перемен. Именно во время появления и нахождения семьи в подобных кризисах семья, как система, особенно уязвима, она входит в "группу риска". Если на этом этапе помочь семье, то она станет благополучной.

И самой эффективной технологией работы является грамотно построенная профилактика, то есть раннее выявление семей "группы риска".
       Существуют признаки здоровой семьи:
- Возможность выражать свои чувства.
- Каждый член семьи является признанным, так как является членом семьи.
- У каждого члена семьи есть право выбора.
- В семье существуют ритуалы и обычаи для выражения близости.
- Проявление открытой привязанности членов семьи друг к другу.
- Чувство юмора, шутки в общении.
- Ясные и понятные ожидания членов семьи друг от друга.
- Наличие общих ценностей. 

Работа социального педагога с неблагополучными семьями состоит из ряда последующих действий, а именно:
- получение предварительной информации о семье и характере морально-психологического общения в ней.
- изучение существующих положительных и отрицательных воспитательных возможностей семьи, существующих возможностей улучшения положения в ней.
- установление контактов с родителями или другими членами семьи, которые могут влиять на изменения общения.
- разработка конкретного плана поэтапного преодоления недостатков семейного воспитания (насколько это возможно).
- тактичность и доброжелательность, систематичность и настойчивость в работе с родителями.
- прогнозирование хороших результатов улучшение общения между подростками и родителями.
- анализ, корректировка и контроль за осуществлением действий.
- координация действий школы, общественных организаций, административных органов.
- стимулирование родителей путем демонстрации положительных результатов в воспитании подростка.
Главная задача социального педагога – очеловечивание среды, преодоление отрицательных воздействий домашнего воспитания. В этом заключается главная предпосылка правильного воспитания тех, кому семья не дает того, что помогло бы в воспитании ребенка.

Классным руководителям и педагогам с целью профилактики социального сиротства детей и неблагополучия семей необходимо:

1. Выявлять неблагополучные семьи (знакомиться с условиями проживания обучающихся, составлять акты материального обследования).
2. Повышать педагогическую культуру всех категорий родителей:
-Убеждать родителей в том, что семейное воспитание - это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
- Привлекать родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная деятельность, участие в делах школы).
3. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
4. Проводить контрольно-коррекционную работу с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности обучающихся, индивидуальные беседы). .
5. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: обучающихся, родителей, педагогов.
6. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы).