СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Развитие эмоциональной сферы неслышащих школьников в процессе формирования у них устной речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Развитие эмоциональной сферы неслышащих школьников в процессе формирования у них устной речи"»

Развитие эмоциональной сферы неслышащих школьников в процессе формирования у них устной речи   Подготовила: учитель русского языка и литературы, дефектолог Аистова Ю.В.

Развитие эмоциональной сферы неслышащих школьников в процессе формирования у них устной речи

Подготовила: учитель русского языка и литературы, дефектолог Аистова Ю.В.

Актуальность темы: Недостаточный уровень развития эмоциональной сферы у неслышащих детей при устном общении.

Актуальность темы:

  • Недостаточный уровень развития эмоциональной сферы у неслышащих детей при устном общении.
Цель: Сделать устную речь не слышащего ребенка живой, эмоционально окрашенной.

Цель:

  • Сделать устную речь не слышащего ребенка живой, эмоционально окрашенной.
Задачи: Исследовать условия организации эмоций, способствующих развитию устной речи детей с нарушениями слуха. Активно применять различные наглядные средства обучения (иллюстрации, таблички с моделями высказываний, пиктограммы). Разработать виды упражнений по развитию эмоциональной сферы детей в процессе устного общения. Формировать произносительную и ритмико-интонационную стороны устной речи. Формировать понятия, обозначающие эмоции и эмоциональные состояния. Способствовать накоплению и обогащению у детей эмоционального опыта

Задачи:

  • Исследовать условия организации эмоций, способствующих развитию устной речи детей с нарушениями слуха.
  • Активно применять различные наглядные средства обучения (иллюстрации, таблички с моделями высказываний, пиктограммы).
  • Разработать виды упражнений по развитию эмоциональной сферы детей в процессе устного общения.
  • Формировать произносительную и ритмико-интонационную стороны устной речи.
  • Формировать понятия, обозначающие эмоции и эмоциональные состояния.
  • Способствовать накоплению и обогащению у детей эмоционального опыта
 Направления работы: Создание эмоционально значимых ситуаций Обогащение и накопление эмоционального опыта Формирование понятий, обозначающих эмоции и  эмоциональные проявления  Развитие  эмоциональной сферы в процессе формирования  устной речи Формирование произносительной стороны  устной речи Изучение  восприятия  графического изображения эмоций

Направления работы:

Создание

эмоционально

значимых

ситуаций

Обогащение

и накопление

эмоционального

опыта

Формирование

понятий,

обозначающих

эмоции и

эмоциональные

проявления

Развитие

эмоциональной сферы

в процессе формирования

устной речи

Формирование

произносительной

стороны

устной речи

Изучение

восприятия

графического

изображения

эмоций

Формирование произносительной и ритмико-интонационной стороны речи Речевая зарядка (работа над интонацией, логическим ударением) Произведения художественной литературы (работа над выразительностью, над эмоционально окрашенной лексикой)

Формирование произносительной и ритмико-интонационной стороны речи

  • Речевая зарядка (работа над интонацией, логическим ударением)
  • Произведения художественной литературы (работа над выразительностью, над эмоционально окрашенной лексикой)

Виды упражнений

  • ПУЗЫРИ
  • Мама! Мама! Посмотри! Просительно
  • Я пускаю пузыри. Повествовательно
  • Желтый, красный, голубой. С перечислением
  • В каждом я и ты со мной. Повествовательно
  • Посмотри-ка, посмотри! – Восклицательно-просительно
  • Просит маму Натка . Повествовательно
  • Ой, а где же пузыри? Удивленно
  • Лопнули! Как жалко. Жалобно
  • Проговаривание текста с движениями.
  • вытягивать вверх то правую, то левую руки, затем поднять обе руки вверх.
  • Показать на себя и описать в воздухе руками форму пузыря.
  • Проговаривать как считалку, показывая руками на летающие в воздухе пузыри.
  • Показать на себя, затем на одного из учеников.
  • Обратиться к соседу, тронув его за рукав.
  • Прижать руки к груди, во всем облике просьба.
  • Всплеснуть руками, сделать движение, обозначающее вопрос, затем «нарисовать» руками форму пузыря.
  • Руки в стороны, вздохнуть, всем обликом показать огорчение.
  • Шмель
  • С.Городецкий
  • Шмель мохнатый гудит
  • И сердито глядит,
  • Где цветок посочней,
  • Где медок повкусней.
  • А комар-людоед,
  • Будто в гости попав,
  • Полетел мне в рукав.
  • Будет жалить и петь.
  • Что же! Надо терпеть:
  • Я убить на лугу
  • Никого не могу.
  • О ком это стихотворение?
  • Кто вам больше симпатичен: сердитый шмель или комар-людоед?
  • Автор убил комара? А почему нет? Как он это объясняет?
  • Прочитайте стихотворение по ролям и изобразите насекомых с помощью мимики.
Произнесите фразу «У меня есть собака» Произнесите фразу «У меня есть собака» Произнесите фразу «У меня есть собака» Произнесите фразу «У меня есть собака» Произнесите фразу «У меня есть собака» Радостно Грустно Удивленно Испуганно Сердито
  • Произнесите фразу «У меня есть собака»
  • Произнесите фразу «У меня есть собака»
  • Произнесите фразу «У меня есть собака»
  • Произнесите фразу «У меня есть собака»
  • Произнесите фразу «У меня есть собака»
  • Радостно
  • Грустно
  • Удивленно
  • Испуганно
  • Сердито
Сегодня мы пойдем на экскурсию? Сегодня мы пойдем на экскурсию? Сегодня мы пойдем на экскурсию? Сегодня мы пойдем на экскурсию ?  Сегодня мы пойдем на экскурсию.  Сегодня мы пойдем на экскурсию!
  • Сегодня мы пойдем на экскурсию?
  • Сегодня мы пойдем на экскурсию?
  • Сегодня мы пойдем на экскурсию?
  • Сегодня мы пойдем на экскурсию ?
  • Сегодня мы пойдем на экскурсию.
  • Сегодня мы пойдем на экскурсию!
Обогащение и накопление детьми эмоционального опыта Экскурсии  Речевые конференции  Школьные праздники Сочинения, доклады, рисунки учащихся  Элементы исследовательской работы, составление диалогов Творческая деятельность

Обогащение и накопление детьми эмоционального опыта

  • Экскурсии
  • Речевые конференции
  • Школьные праздники
  • Сочинения, доклады, рисунки учащихся
  • Элементы исследовательской работы, составление диалогов
  • Творческая деятельность
Формирование понятий, обозначающих эмоции и эмоциональные проявления; расширение словаря по данной теме.  Виды упражнений:  Лексические упражнения (словарная работа направлена на активизацию, расширение и обогащение эмоционального словаря)   Игры-этюды (формирование коммуникативных умений, оптимизация эмоциональной экспрессии у детей)  Дидактические игры (обогащение новыми знаниями, развитие интеллектуальных эмоций, значение эмоциональных проявлений в жизни человека)

Формирование понятий, обозначающих эмоции и эмоциональные проявления; расширение словаря по данной теме.

  • Виды упражнений:
  • Лексические упражнения (словарная работа направлена на активизацию, расширение и обогащение эмоционального словаря)
  • Игры-этюды (формирование коммуникативных умений, оптимизация эмоциональной экспрессии у детей)
  • Дидактические игры (обогащение новыми знаниями, развитие интеллектуальных эмоций, значение эмоциональных проявлений в жизни человека)
Незаконченный рассказ Наступило утро. За окном светило ласковое солнышко и пели птицы. Маша потянулась и встала с постели. Вдруг….  Мини-сочинения на тему: «Что я делаю, когда мне грустно» «Когда моему другу страшно, я…..»  Верно-неверно Объяснить причину поступка, эмоциональное состояние. Я очень смелый, потому что перехожу дорогу на красный свет светофора. Я добрый, потому что подарил другу ненужную игрушку. Я грустный, потому что на улице идет дождь и нельзя гулять.
  • Незаконченный рассказ
  • Наступило утро. За окном светило ласковое солнышко и пели птицы. Маша потянулась и встала с постели. Вдруг….
  • Мини-сочинения на тему:
  • «Что я делаю, когда мне грустно»
  • «Когда моему другу страшно, я…..»
  • Верно-неверно
  • Объяснить причину поступка, эмоциональное состояние.
  • Я очень смелый, потому что перехожу дорогу на красный свет светофора.
  • Я добрый, потому что подарил другу ненужную игрушку.
  • Я грустный, потому что на улице идет дождь и нельзя гулять.
Создание эмоционально значимых ситуаций На формирование устной речи большое влияние оказывает эмоциональность ситуации. Исследования Е.Г.Речицкой, Т.В.Сухановой в этой области позволили определить качества, способствующие повышению эмоциональности ситуации: НОВИЗНА;  НЕОБЫЧНОСТЬ;  ВНЕЗАПНОСТЬ

Создание эмоционально значимых ситуаций

  • На формирование устной речи большое влияние оказывает эмоциональность ситуации. Исследования Е.Г.Речицкой, Т.В.Сухановой в этой области позволили определить качества, способствующие повышению эмоциональности ситуации:
  • НОВИЗНА;
  • НЕОБЫЧНОСТЬ;
  • ВНЕЗАПНОСТЬ
Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций Диагностика эмоциональной сферы ребенка (по методике Л.П.Стрелковой) - адекватная реакция детей на различные явления окружающего мира; - дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей; - широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи (в речевом плане) эмоционального состояния; - адекватные проявления эмоций в коммуникативной сфере

Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций

  • Диагностика эмоциональной сферы ребенка (по методике Л.П.Стрелковой)
  • - адекватная реакция детей на различные явления окружающего мира;
  • - дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
  • - широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи (в речевом плане) эмоционального состояния;
  • - адекватные проявления эмоций в коммуникативной сфере
Результативность работы   Разработка и применение на практике различных методов и приемов работы способствуют формированию эмоционально окрашенной, правильно интонационно оформленной устной речи детей с нарушениями слуха. Необходимо продолжить работу в данном направлении.

Результативность работы

  • Разработка и применение на практике различных методов и приемов работы способствуют формированию эмоционально окрашенной, правильно интонационно оформленной устной речи детей с нарушениями слуха.
  • Необходимо продолжить работу в данном направлении.