СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад. Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе. Читательская грамотность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад. Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе. Читательская грамотность.»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №54 г. Улан-Удэ»









Выступление на школьном семинаре



Тема:



«Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе. Читательская грамотность»

















Учитель начальных классов: Васильева Т.В.

















Улан-Удэ, 2022 г

Доклад

Читательская грамотность

Введение.

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

   Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

   Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

   Что такое функциональная грамотность простыми словами?

Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.

   В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены 6 направлений: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.



Сегодня мы рассмотрим читательскую грамотность.

В Российской Федерации все нормативно-правовые документы, обеспечивающие процесс образования, подчеркивают особую важность формирования навыка грамотного чтения в процессе обучения в образовательной организации. В документах можно найти разные понятия, напрямую связанные с понятием «читательская грамотность»: «чтение», «смысловое чтение».

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в 1991 году, когда IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) – организация, инициировавшая сравнительное исследования качества чтения, искала понятие, определяющее чтение не только со стороны техники, но и в широком функциональном контексте – как возможность размышлять о прочитанном и возможность использовать прочитанное для достижения личных и общественных целей, в первую очередь, для дальнейшего обучения.

Мы живем в быстро меняющемся мире, в котором растет как количество, так и разнообразие письменных материалов, и где все больше и больше людей, как ожидается, будут использовать эти материалы новыми и все более сложными способами. В настоящее время общепризнано, что понимание грамотности чтения развивается вместе с изменениями в обществе и культуре.

Под грамотностью мы понимаем не орфографию и пунктуацию, не технику чтения, а способность понимать и интерпретировать текст, искать в нём информацию, преобразовывать форму текста и т.д.

Овладение грамотностью чтения − это не только фундамент для достижений в других предметных областях в рамках образовательной системы, но и необходимое условие для успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.

Цель образования продолжает смещать свой акцент со сбора и запоминания информации на овладение способностью эту информацию использовать. Для того чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, необходимо уметь находить, получать доступ, понимать и анализировать любую информацию.

В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, в которых поднимается одна и та же проблема, соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать собственный вывод. Работа с информацией является составной частью практически всех учебных предметов в условиях реализации ФГОС.

Читательская грамотность включает широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также требует понимания своего непонимания, умения восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне.

Читательская грамотность включает широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также требует понимания своего непонимания, умения восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне.

«Грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию. Выражение «читательская грамотность» подчеркивает активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей.

Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Слово «понимать» (прочитанное) говорит о самом существенном элементе читательской деятельности и важнейшем направлении педагогической работы при обучении чтению. Слово «использовать» подчеркивает прагматические, функциональные, прикладные аспекты работы читателя.

Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Рассмотрим еще несколько определений данного понятия.

Читательская грамотность

  1. способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности участвовать в социальной жизни.

  2. «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия».

  3. это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения;

  4. способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, рефлексии на них, способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.

В Концепции оценки читательской грамотности учитываются социальные, учебные, личные аспекты чтения, которые находят отражение в различных ситуациях общения человека с текстом.

Перечислим их:

  • чтение для личных целей (для себя): включает личные письма (в том числе блоги, чаты, смс), художественную литературу, биографии и др.);

  • чтение для общественных целей: включает официальные документы, информацию разного рода о событиях общественного значения и др.;

  • чтение для практических целей: тексты инструкции, информация о товарах, услугах; реклама; путеводители; расписание движения транспорта; афиши и т.п.;

  • чтение для получения образования: включает учебную, справочную литературу, научно-популярные тексты.

Чтение – многогранная способность человека, и результаты овладения им должны быть представлены несколькими характеристиками, основанными на:

  1. содержании (типах текстов),

  2. проверяемых видах деятельности и

  3. ситуациях, в которых читаются письменные тексты за пределами школы.


Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Большое внимание важно уделять развитию осознанности чтения.  

   Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Основные виды читательской функциональной грамотности:

  • коммуникативная грамотность -

  • свободное владение всеми видами речевой деятельности;

  • способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь;

  • самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

  • информационная грамотность -

  • умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

  • деятельностная грамотность -

  • это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.



Формирование читательской грамотности

Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы.

Существует несколько особенностей формирования читательской грамотности:

1. Формирование навыка чтения. Оно строится на

  • умение правильно прочитывать слова;

  • понимать смысл текста;

  • выразительно читать;

2. Овладение техникой чтения.

3. Формирование читательских интересов.

Выбор приемов должен быть таким, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.

Для решения этих вопросов наиболее эффективный прием- решение анаграмм по методу В.Б.Эдигея:

Задания для 1 класса (на уровне слова)

1. Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А

АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы, обозначающие гласные, А

СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ

Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы, обозначающие гласные, О

МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

2. Прочитай слова без лишнего слога

Саголат ребядис пефонал карерандаш альцыбом ручщока портрыфель косдятюм

брюлаки плавытье футсыболка юблика сажипоги туфдули тапчуки ботинрыки сандапели метцыро автомобус трямравай толфилейбус такфуси строикутель профодавец кондимытер офижуциант

3. Читай только первые слоги.

канат лентяй дача рисунок
сани ракета фантазия
концерт феникс тарелка
фикус аллея карандаш

4*.Прочитай текст. Использование принципа решения анаграмм   для прочтения завершенных коротких текстов.

На келыбар

Ратеяб лоишп тиволь убры. аСаш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой. Кляо молайп щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь.


никУчe

реЮ месь тел. ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк суны трефопль. маТ жател непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор!

соЛь

соЛь – снелой тижель. соЛь сет тевки и равут. муЕ жунна и лось. бяРета талис сонить в сел лось. ниО дуткла её ан непь, ан макень. соЛи хирподят затьли лось.

5.В каждой строчке найди 5 слов ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл ялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапры ййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадиольтелевизорячсмить бфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъ чсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокц итвстречаииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю

6.Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

оядлео                лушкяга              змлнеякиа       фрноаь               сзтекроа            пиодмор сзакка                уебинчк               пдосонулх   кхнуя                 склоьуса              сжнниека птальо                иукгшри            бдлеуьзор пгоири               пкудоша              согеивнк алатс                  мреавуй               пцогвуиа

Если детям трудно составлять эти слова, можно начинать это упражнение с подсказкой.

7.Прочитай слова, вернув буквы на место.

Мы обычные слова,

 Всех нас знает каждый. Мы содержим буквы А

 Трижды или дважды

Иногда всего одну

(Только не в начале).

Но сегодня - ну и ну!-

Все они сбежали.

 слт        сткн       звтрк         крн бнн       срфн      квдрт        ткнь прд       брбн      мскрд        флг хлт        крмн     крндш       мрт       бгж       тркн      пргрф        зкз       срй      

 клсс      крнвл        пнм брн       шлш      згдк           пст кнт        стрт      срнч          тхт плт        скзк      тлнт          плн

Задания для 2 класса (на уровне предложения)

    1. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте.

U F T Q W E R Б LV E N J Д S Z A h Y H t Z O L A R W Q Л J S Ю Y F Д h N И R П L V O t Л W Y Ь Q З G У S F Ю Z R T J C U W Я S

Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)

F C R N H U t E V Б W Q A Z З h B R E Y З L G Д V O S N Й W B R J Л Q t A U Q Д L J O V Z Ш R Y K S G У Z B N h O S J Д U W O L V G Й

С неба - звездой, в ладошку - водой. (Снежинка)

L H F U h A V Q T S K Z t Ё R T G J F C Y Z Я L W Д h Z E V Q T R t И R Д F L W O U h Б Z J Ы Y L Ч V h И F J Ж R Д S G Ё N T S

 Наткёт, сядет и добычи ждёт. (Паук)

L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z

L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S

Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T

Один костёр - весь мир согревает. (солнце)

2. Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

  • По печи узнают человека.

  • Терпенье и прут всё перетрут.

  • Здоровому - грач не нужен.

  • Торопливый человек дважды одно тело делает.

  • Старый круг лучше новых двух.

  • Ус - хорошо, а два лучше.

  • Труд кормит, а пень портит.

  • Лес рубят – кепки летят.

  •  Здоровье дороже молота.

  • Два сапога – тара.

  • Не руби лук, на котором сидишь.

  • Слезами морю не поможешь.

  • Смелость борода берёт.

  • Совесть без дубов, а загрызёт


    1. Читай предложения наоборот справа налево:

вомодхашырк ан илсивопикьлусосеикьненот икниженсеиконидотюадапабеногонрумсап с

яьтсилеинделсопилетселбаззёребхяьчус ан имактеномимытолоз

    1. Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки): Дерево живёт друзьями, а человек корнями.

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Один раз отмерь – семь раз отрежь.

У короткого языка – длинный ум.

Без пирога теста не испечёшь.

Что написано топором, не вырубишь пером.

Птичке клетка дороже золотой ветки.



5*.Прочитай текст. Использование принципа решения анаграмм   для прочтения завершенных коротких текстов.

цыЗай

ая3ц чьюон дихот оп лямоп, оп селам зеб растха. И оге дысле мыпряе. ромУт но то трасха чинаетна татьпу ледыс. тниОхоки миса таютпуся оп войнымд дамсле и дивутсяляю росхитти цайза. А аяцз и ен малуд тритьхи, но амс севго сябоит.

мойЗи в елсу

чиланКось сеонь. ыВпал шипустый негс. Он кпорыл рчёюну мзелю лымбе тымпушис вкором. акК сикравы вьяреде и тыску в номснеж боуре! В улес итсот нашити. ругВд трезалаща твека. отЭ бепрожал цаяз и крысляс аз ныснемж грусомоб.

тахОо

иТох имйзо в улес. оН отв йла басоки рунашил нушити. деУлави касоба кулбе и мкорог лаязала. А лебка дисит ан кеёл и рыгзёт киореш. абкаоС ёсв мчегро етла. уТт и тоникхо каполсяза. стВрелы. тыйуПшис рёквез дапета ан люмзе.


Задания для 3 класса (на уровне текста)

1. Вставь подходящие по смыслу слова. (Изучаем глагол)

Скворец.

В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю. Слова для справок: подлечил был выпустил вбежал отнял  

Кот Васька.

Кот Васька ====на дереве гнездо. Он быстро==== к гнезду. Старый дрозд ===злодея и ====Ваську в лоб. ===== кот и ==== с дерева.

Слова для справок: полез подобрался спрыгнул увидел испугался заметил клюнул. 


    1. Прочитай текст. Использование принципа решения анаграмм   для прочтения завершенных коротких текстов.


беОд

букашБа раМья троПевна анро троум лопаш в блочуную. наО пиукла хелб, а отпом шлаза в щовоной агзамин. омДой ано рипнесла ркомовь, пукасту, ртоакфель, угроцы и пдомиры. кашбуБа атсла тоговить беод. наО ривасла огхоровый упс, ажринала тлекот и пексила кислайд ипрог. рокоС шлирип с арботы амма и аппа. боСпаис, шбукаба, аз скувный беод.

аЗ лойкош

У анс шобойль кольшный рогодо. амТ стурат нырзае вощио. В стогуй инлезе скранеют пкруные одмипоры. оГхор тьвёся лооко руптьев. оПд ынлезёми имстьяли учпрятся оргуцы. ен3еелют очканы скапуты и алсат. аН рехт шибольх дгряках стареет ркомовь. аН леманьких дгряках – сночек и укл. шуБолью олпщадь ым азсадили рфекатолем. а3 аншим одогором асд. амТ онмог илманы, омродисны.

уБря в улсе

обНе стробы рнечело. алШ рначёя утча. аНлетел нысийль опрыв твеpa. ревьДея гомрук азчакались. рашСтно умелш елс. реВет угдел, вьреяде литонас и рякхтели, акк ижвые. лыХнул льсиный ождьд. оН роско ревет гулёяс. дьДож респетал. лышСны щеё рипкс едревьев ад кимяге руады ждедовых апкель. В беен пяоть сизаяли здывёз.

Все эти приемы ведут к формированию читательской грамотности. Но формировать эти умения необходимо с развитием читательской самостоятельности.

Ушинский К.Д. писал «Читательская самостоятельность - это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его».

Самостоятельное чтение детей заключается не в раскодирование графических знаков, а в общении с книгами, в переживаниях, мыслях, чувствах, раздумьях.

В современной начальной школе детская книга (художественная, научно-популярная) является предметом специального изучения в системе уроков чтения. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача уроков классного и внеклассного чтения. Именно эти уроки могут способствовать развитию личности учащихся.

Книги должны быть разнообразны, грамотно подобраны и соответствовать возрасту ребенка. Поддерживая интерес к чтению, важно беседовать о прочитанном, поддерживать похвалой, советовать, помогать ребёнку соотносить действия героев с жизненной ситуацией.

Главная цель учителя начальных классов - научить обучающихся добывать знания, умения, навыки и применять их в жизненных ситуациях. А также воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать функционально-грамотную личность, уверенную в себе, в своих силах и знаниях.
 



Источники:

1) https://s-ba.ru/reading

2) Книга:В.Эдигей «Учись читать, малыш».