СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Развитие и коррекция высших психических функций в ходе уроков надомного обучения» (из опыта работы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

          В период своей трудовой деятельности я учила на дому 7 человек Муравьев 8. Раньше на обучение отводилось до 10 часов, теперь 5. Все живут нормально, завели семьи и приходится обучать их детей.  Понятие «коррекция» определяется как «исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий».  

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Развитие и коррекция высших психических функций в ходе уроков надомного обучения» (из опыта работы).»

ОГКОУ «Юрьевецкая школа-интернат VIII вида»
155450 Ив. обл. г.Юрьевец пер.Борьбы д. 4.

Доклад

На семинар

Тема: «Развитие и коррекция высших психических функций в ходе уроков надомного обучения» (из опыта работы).



Учитель Высшей категории: Колчина Л.А.








г. Юрьевец

2017-2018 учебный год

В период своей трудовой деятельности я учила на дому 7 человек Муравьев 8. Раньше на обучение отводилось до 10 часов, теперь 5. Все живут нормально, завели семьи и приходится обучать их детей.

Понятие «коррекция» определяется как «исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий».

Основные задачи коррекционной работы предусматривают:

-коррекцию личности;

-коррекцию познавательных возможностей;

-формирование и развитие коммуникативной функции речи;

-коррекцию сенсорных и двигательных недостатков;

-коррекцию сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития,

-коррекцию общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики; -коррекцию эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности,

- подготовку к самостоятельной трудовой деятельности в условиях социума. Коррекционно-развивающее обучение - это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.

Действующая в нашей стране система специального образования детей с проблемами в здоровье решает специфические задачи, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребёнка, его социальной адаптации. Отклонения, или аномалии, в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться разных сторон психофизического развития ребёнка: речевой системы, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, могут проявляться в разной степени и вызываться различными причинами. Учителю, работающему с такими детьми необходимо знать природу и характер имеющихся у детей отклонений, особенности их проявления, приёмы и методы их коррекции и компенсации. Любая коррекционная работа должна осуществляться на том учебном материале, который является содержанием того или иного предмета. Основная задача коррекционной работы на уроке — систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовку к адекватному восприятию учебного материала.

Надомное обучение учащихся носит практическую и коррекционную направленность, которая заключается в использовании специфических методов и приёмов обучения с целью исправления психофизических недостатков, Одним из основных условий успешной коррекционной работы является строгое соблюдение норм максимально допустимой нагрузки, дифференцированный подход с учётом ведущего нарушения в развитии ребенка, состояния нервно-психической деятельности и сохранных функций. Для этого изучаются психофизические возможности учащихся. Разрабатывается комплексный план коррекционной работы ИУП с учётом рекомендаций школьного психолога, дефектолога, логопеда. Одной из особенностей надомного обучения является то, что все эти функции выполняются одним преподавателем: учитель надомного обучения для своих воспитанников и психолог, и дефектолог, и логопед, и друг, с которым дети делятся своими успехами и неудачами. Некоторые учащиеся посещают уроки и мероприятия в школе с целью социализации. Именно благодаря созданию атмосферы доверия, уважения друг к другу учителю удается решать основные коррекционные задачи, направленные на развитие высших психических функций.

Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий жизни и воспитания ребёнка. Это свидетельствует о необходимости ранней диагностики отклонений в развитии, поскольку, чем раньше будет выявлен дефект развития ребёнка, тем более эффективной будет коррекционная работа по его преодолению. Важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении - «зону ближайшего развития».

Основная коррекционная задача, которую я ставлю перед собой - это внесение элементов коррекции во все виды деятельности и развитие всех психических процессов через формирование фундаментальных знаний, умений и навыков, способствующих успешной адаптации и социализации учащихся, подготовка к равноценному участию детей в различных видах деятельности. Практически каждое задание, выполняемое детьми в ходе урока, является корригирующим - способствует развитию памяти, объёма внимания, целостного предметно-зрительного, зрительно пространственного и тактильного восприятия, наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-практического мышления, моторики, развитию личности ребёнка, его потенциальных возможностей и способностей. Большую роль в коррекционной работе играет наглядность, демонстрационный материал, игры, опорные таблицы, предметно практическая деятельность - это создаёт возможности для формирования пространственных представлений, умения сравнивать и обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры, развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта. В ходе коррекционной работы с детьми на уроке используются специальные упражнения, направленные на развитие:

  • двигательной сферы, укрепление мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев (лепка из пластилина, развязывание и завязывание узелков, обводка по контуру, штриховка, раскрашивание, вырезание и др.);

  • ориентировка в пространстве (определение правой и левой стороны у себя, в зеркале, на картинке, ориентировка на плоскости листа бумаги, симметричное дорисовывание предмета и др.);

  • памяти (найти предъявленные предметы в числе других, выкладывание узоров по памяти, повторение слов, цифр, учить приёмам запоминания и др.);

• всех видов мышления;

  • развитие сенсорных способностей ребёнка,

  • активизацию познавательной деятельности;

  • всех видов речевой деятельности.

В ходе уроков надомного обучения осуществляется коррекция недостаточно или неправильно сформировавшихся отдельных умений и навыков: каллиграфии, техники чтения, скорописи, списывания, обучение приёмам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, приёмами запоминания.

Коррекционная работа на уроке не должна сводиться только к развитию отдельных психических процессов, формированию определённых умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности.

Немаловажное значение в коррекционной работе имеет воспитательная работа. Целью этой работы является.

  • социализация воспитанников;

  • выработка положительных качеств;

  • формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим;

  • повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.

Приступая к обучению того или иного учащегося на дому, я, прежде всего знакомлюсь с семьёй ребенка, социальной средой, в которой он воспитывается, изучаю рекомендации специалистов, историю раннего развития ребенка. По наблюдениям и рекомендациям определяется индивидуальная программа обучения и развития, составляется план коррекционных мероприятий. Многие учащиеся, обучающиеся на дому, имеют сложный дефект (множественными нарушениями развития), обусловленный грубым нарушением интеллекта.

Индивидуальная программа обучения позволяет

обеспечить максимальное погружение ребёнка в активную речевую среду, обогащать его двигательную деятельность, корригировать эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, повышать мотивацию учебно­-

познавательной деятельности.



В ходе каждого урока надомного обучения оправдано применение различных методов и приёмов для более успешного овладения программным материалом: игровой

деятельности (дидактические игры на развитие звукопроизношения, на развитие произвольного внимания), использование доступного наглядного материала, осуществление меж предметных связей с занятиями по рисованию, трудовому' обучению (лепка, выкладывание букв из полосок, палочек, пуговиц), использование художественной литературы, чтение загадок, стихов.

Важное значение для коррекции психических функций имеет работа по развитию речи, по уточнению и развитию слухового восприятия, развитию речевого слуха, поэтому в ходе каждого урока я систематически провожу гимнастику органов речи. С помощью артикуляционной гимнастики осуществляется выработка движений органов артикуляции (языка, губ, голосовых связок), которые необходимы при произношении данного звука в норме, для уточнения произношения разучиваются стихотворения, скороговорки, загадки, в которых наиболее часто встречается тот или иной звук, для развития речевого дыхания и выработки плавного выдоха при произношении звуков речи провожу дыхательные упражнения без речевого сопровождения.

В ходе урока стимулируется познавательная активность, речемыслительная

деятельность, развивается мотивированность речевого действия, уточняется

произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, обогащение словаря,

грамматического строя, развитие связной речи. Большая коррекционная работа

направлена на расширение пассивного и активного словарного запаса, на уточнение

понимания смысла слов, овладение умением выражать свои мысли. Коррекционные

упражнения на развитие речи



психических функций подразумевают одновременное коррекционное воздействие на память, восприятие, мышление, мотивацию. Для коррекции двигательных нарушений (учитываются двигательные нарушения быстрая утомляемость), используются карточки, разлинованные альбомы,

прописывание по карандашу, применение приёма письма «рука в руке» Часто используются коррекционные задания на раскрашивание клеток карандашами разного цвета, штриховка, обводка рисунка по точкам, «зеркальное рисование», шнуровка, работа с шаблонами и трафаретами.

Так, Муравьев Максим обучается в 5 классе для детей с лёгкой дебильностью не может усвоить прописные буквы,



психопатоподобное поведение. Склонен к бродяжничеству, нет интереса к учебе.

Максим очень импульсивный, нервный ребенок, настроение постоянно меняется от ровного спокойного до сильного возбуждения, граничащего с агрессивным, часто бывает очень раздражён, злится, если что-то не получается, в такие моменты способен ударить, оскорбить. Все психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие имеют низкий уровень развития. Слабо развита мелкая моторика кистей рук и пальцев. При письме наблюдается сильное мышечное напряжение, что сильно влияет на отработку каллиграфических навыков. Работоспособность низкая, наблюдается повышенная утомляемость.

На начальном этапе обучения мальчик вообще отказывался выполнять какие-либо учебные задания

В ходе коррекционной работы стимулируется познавательная активность, речемыслительная деятельность, развивается мотивированность, овладение умением выражать свои мысли. Одновременное коррекционное воздействие оказывается на развитие памяти, внимания, восприятия, моторики, сенсорики.

Акимов Аркадий окончил 9 классов, не смотря на тяжелую обстановку дома,

благодаря комплексным коррекционно-развивающим упражнениям, проводимым на каждом уроке, удалось добиться определенной динамики в развитии: Аркадий с уважением относиться к учителю, терпимее в отношении окружающих. Трудолюбив.

Сергеева Вероника

благодаря коррекционной направленности обучения, дифференцированному подходу, соблюдению норм максимально допустимой нагрузки вышеназванные учащиеся усвоили программный материал.