СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Развитие коммуникативных умений и навыков у учащихся с ОВЗ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся с ОВЗ в процессе коммуникативного взаимодействия могут не учитывать мнение и позицию участников. В межличностных отношениях проявляют эгоцентризм. Учащиеся могут испытывать сложности в обосновании и доказательстве своего мнения.

Просмотр содержимого документа
«Доклад Развитие коммуникативных умений и навыков у учащихся с ОВЗ»

КОУ ОО « Троснянская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»







Доклад на тему:

«Развитие коммуникативных умений и навыков у учащихся с ОВЗ»


(в рамках семинара по основам логопедических занятий)

Подготовил:

учитель начальных классов

Реунова Н.И.





Тросна,2020

Развитие коммуникативных умений и навыков у учащихся с ОВЗ


Учащиеся с ОВЗ в процессе коммуникативного взаимодействия могут не учитывать мнение и позицию участников. В межличностных отношениях проявляют эгоцентризм. Учащиеся могут испытывать сложности в обосновании и доказательстве своего мнения.

Трудности формирования коммуникативных компетенций определяют особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ, которые заключаются в специальных методах формирования эффективной речевой коммуникации, подборе адекватных способов достижения образовательных целей. В связи с этим особое значение приобретает умение учителя-логопеда (учителя) моделировать речевые ситуации, выбирать адекватную речевую форму, создавать для учеников условия, приближенные к реальным. Адекватное использование этих компетенций позволяет педагогу достигать необходимых образовательных результатов.

Важным представляется владение навыком эффективного слушания. Педагог должен постоянно повышать свой уровень вербально-коммуникативной компетенции.

В общении с учениками необходимо чередовать диалоговые стратегии взаимодействия и монологическое воздействие.

При планировании занятия полезно продумывать речевые способы и формы выражения эмоционального отношения к содержанию и учащимся.

Во время урока необходимо достигать не только познавательные, воспитательные и коррекционно-развивающие цели, но и коммуникативную цель, направленную на решение следующих задач:

  • Взаимодействие учителя и ученика

  • Взаимодействие учителя и учащихся класса

  • Взаимодействие ученика и ученика

  • Общение в малых группах

На занятиях следует не только многократно отрабатывать речевой материал, но и специально автоматизировать навык использования речевых способов организации в различных бытовых ситуациях. Для учащихся с ОВЗ нужно регулярно предоставлять определенные готовые алгоритмы речевых действий и модели вариантов решения различных бытовых задач. Например, посещение музеев, театров, медицинских учреждений, банков, многофункциональных центров.

При работе с детьми с расстройствами аутистического спектра развитие коммуникативных навыков должно быть индивидуально дозировано. При реализации компонента "жизненных компетенций" необходимо точно определить возможную степень усложнения коммуникативной среды, полезной для учащегося, не оказывающей отрицательного влияния на его развитие. Это позволит предотвратить возможное формирование грубой формы патологической аутистической защиты, блокирующей его развитие. Условия обучения должны обеспечивать сенсорный и эмоциональный комфорт учащегося. При отработке средств коммуникации важно не допускать их механического накопления и использования для аутостимуляции. В процессе индивидуальной программы обучения следует находить и использовать имеющееся у учащегося избирательные способности.

Особое значение для учащихся с ОВЗ имеет формирование умения взаимодействовать с педагогическим персоналом по вопросам медицинской помощи в случае необходимости и создания специальных условий в образовательном организации, о своих потребностях и правах в организации учебного процесса.

В заключение, перечислим основные задачи по формированию коммуникативной компетенции учащихся с ОВЗ:

  • Развитие устной и письменной речи

  • Предупреждение и коррекция нарушения чтения и письма, обусловленного речевой недостаточностью

  • Предупреждение и коррекция чтения и письма, обусловленного несформированностью зрительных функций

  • Формирование и коррекция смыслового компонента чтения

  • Накопление опыта эффективного взаимодействия с другими людьми;

  • Формирование умения преодолевать актуальные жизненные проблемы, используя вербальную и невербальную коммуникацию в качестве средства достижения цели

  • Формировать умение вести беседу, сформулировать вопрос, выразить личную позицию, просьбу, дать совет

  • Формировать умение корректно выразить, несогласие, проявить сочувствие, признательность, осваивать традиционные культурные, социально-нормативные формы выражения своих эмоций

  • Формировать умение передавать или использовать полученную информацию в процессе коммуникативного взаимодействия

  • Расширять (индивидуально-дозированно) круг коммуникативно-речевых ситуаций во внеурочной деятельности, вне образовательного учреждения (экскурсии, театры, музеи, кружки, секции)

Учителя, работая в данном направлении, должны формировать у детей свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, позволяющими реализовать свой замысел во взаимодействии субъектов общения в различных коммуникативных ситуациях.

Помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной работы.

В зависимости от поставленной на уроке цели используются следующие типы коммуникативных упражнений:

  1. индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;

  2. парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его;

  3. групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

На уроках учителя могут использовать следующие виды коммуникативных упражнений:

  1. упражнения для совершенствования невербальных способов общения;

  2. тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником;

  3. упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.

Без сомнения основной базой для достижения этой задачи служат уроки и факультативные занятия, на которых дети учатся говорить, сочинять, рассуждать, доказывать. И, безусловно, большую роль в этой работе оказывает игра, т.к. игра - основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становиться доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребенку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общения. С помощью игр дети легче открывают для себя удивительный мир слов, задумываются над их значением.

Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.


Список использованных источников и литературы


1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарский И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М., “Просвещение” 2010

2. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. М., Просвещение, 2014.

3. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей с ограниченными возможностями здоровья на уровне общего образования. Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачевой. М., Национальный книжный центр, 2014.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.standart.edu.ru.