Доклад: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Как говорил В.А. Сухомлинский «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Все это начинается с детства. Все задатки человека формируются еще с раннего детства и в течении последующей жизни просто совершенствуются и реализуются.
В современном обществе очень высоко ценится творчество. К тому же творческие профессии в настоящее время практически одни из самых популярных и востребованных, а многие целеустремленные творческие люди всегда находят свое место под солнцем для дальнейшей реализации своего творческого потенциала. Его развитие должно обязательно идти в одну ногу со всеми остальными направлениями и это необходимо для каждого ребенка. И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности. Естественно у каждого ребенка творчество проявляется по-разному: у кого-то в меньшей степени, у кого-то и в большей. Все это будет зависеть от природных задатков. И если у малыша есть хотя бы малейшие творческие способности, то ему гораздо легче будет учиться, работать и строить отношения с окружающими.
Выделяются составляющие креативных способностей:
-умение познавать все новое;
-стремление к познанию;
-активность и живость ума;
-умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное;
-стремление к постоянным открытиям;
-умение применять на практике полученные опыт и знания;
-свобода воображения;
-интуиция и фантазия, в результате которых и появляются соответствующие открытия и изобретения.
Направления развития творческих способностей:
-Развитие творческого воображения;
-Развитие качеств мышления,
-формирующих креативность.
Факторы, позволяющие развить творческие способности:
1.Создание гармоничной и благоприятной атмосферы, доброжелательность.
2. Создание хороших условий и материальной базы для творческого развития. У ребенка должна быть возможность практиковаться и упражняться.
3.Стимулирование развития способностей, поощрение за креативные идеи.
4. Свобода в выборе деятельности.
Творческие способности можно развить у детей с помощью самых простых игр и упражнений.
Цели и задачи развивающих занятий:
1. Развивать творческие способности ребенка, самостоятельность.
2. Развивать креативность мышления: оригинальность, продуктивность, гибкость.
3.Развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение,
обобщение.
4.Развивать воображение, внимание, память.
5. Расширить словарный запас ребенка.
5. Формировать адекватную самооценку.
6. Формировать позитивное отношение к своей работе
и других ребят.
7. Воспитывать интерес к приобретению новых знаний,
развитию своих умений и навыков.
1.Упражнение «Что бы это могло означать?»
Перед вами рисунки фигурок, которые похожи на несколько предметов. Подумайте, на что это может быть похоже.
2 . Игры- фантазии «Что было бы, если ……»
Представьте себе, что могло бы быть, если…(исчезли деревья; люди могли читать мысли друг друга; коровы имели крылья; вы были жителем другой планеты; дождь будет лить, не переставая; животные заговорят человеческим голосом; оживут сказочные герои.)
3.Упражнение «Придумай и расскажи»
Придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев. Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ним произошло.
4.Упражнение «Придумай сказку»
Посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.
5.Упражнение «Подбери слова»
Подбери слова, которые начинаются на буквы, входящие в состав слова «лимон» (можно брать любые слова)
Л- лось…
И- игла…
М- молоко…
О- орел…
Н- нос…
6. Упражнение «Волшебные кляксы». Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках кляксы.
7. Упражнение « Незаконченные рисунки»
Попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждого особое, свое,
И нет планет, похожих на неё.
Творчество заразительно.
Распространяйте его.
А. Эйнштейн