краевое государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Алтайская общеобразовательная школа №1»
ДОКЛАД

«Развитие речи неслышащих
обучающихся на материале экскурсий»
Подготовила:
воспитатель
Т.В. Тумабаева
Барнаул 2017г.
«Развитие речи неслышащих
обучающихся на материале экскурсий».
В ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи обучающихся, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи. Во всех специальных школах организовано целенаправленное обучение детей с нарушенным слухом, направленное на их широкую социализацию, всестороннее развитие личности ребенка, обеспечение коррекции дефекта слуха.
Развитие личности, т.е. становление культуры в человеке, происходит благодаря речевой коммуникации. Для интеграции детей нужно формировать у глухого ребенка навыки речевого общения.
Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста.
Одним из путей повышения эффективности обучения школьников с нарушениями слуха является широкое использование наглядно – практической деятельности. Наиболее активно эта деятельность реализуется во внеурочной работе с обучающимися. Наиболее эффективным и общедоступным способом изучения окружающего мира является экскурсия. В программах школы для детей с нарушением слуха экскурсии составляют обязательную часть учебно – воспитательного процесса. Экскурсия активизирует познавательную деятельность, расширяет знания в разных областях окружающей жизни, искусства, науки, культуры. Знания, которые учащиеся получают во время экскурсий, более конкретны и точны, так как восприятие окружающего мира происходит в естественной среде.
Организация экскурсии во внеклассное время включает три основных этапа проведения:
- подготовительный;
- ход экскурсии (собственно экскурсия);
- заключительный;
Требуется проведение системы внеклассных занятий на подготовительном и заключительном этапах. До проведения экскурсий следует чётко определить познавательно – развивающие и коррекционные задачи:
развитие и обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
развитие мыслительных операций и познавательной активности;
активизация речевого общения, формирование речевого поведения и культуры речи;
развитие осознанного отношения к окружающему и воспитание самостоятельности, творческой активности.
развитию осознанного отношения к окружающему, индивидуальных личностных качеств,
Разный объём познавательного материала, различные задачи, методические подходы к организации и проведению экскурсий определяется количеством занятий в календарном планировании. Систематическое проведение экскурсий позволяет выработать у школьников с нарушениями слуха навыки использования слухового аппарата не только для восприятия речи, но и для восприятия окружающего мира, что обогащает их интеллектуальное развитие, расширяет их кругозор. Индивидуальные или групповые задания во время экскурсий активизируют творческую, практическую и познавательную деятельность учащихся. Развивается культура взаимоотношений между детьми, создаются условия для поиска решений проблемных ситуаций. Возникающие ситуации речевого общения способствуют активизации речевого развития, усвоению новых слов, фраз с помощью воспитателя. Во время экскурсии у детей пробуждается любознательность, что, естественно, выражается в повышении речевой активности. Формируется речевое поведение школьников.
Во внеурочное время можно проводить следующие виды экскурсий:
искусствоведческие;
обществоведческие;
природоведческие;
профориентационные;
познавательные;
При планировании экскурсий необходимо учитывать:
возрастные и психологические особенности учащихся;
взаимосвязь внеклассной работы с учебным материалом, соответствие школьной программе;
уровень их готовности к решению познавательных задач;
состояние их слуха, речи и речевой активности.
При проведении экскурсии с детьми с нарушениями слуха необходимо заранее обдумывать ход, ведение экскурсии, формы обсуждения её результатов, подбирать речевой материал, задания для отдельных обучающихся и всего класса. Перед экскурсией педагог должен заранее знакомиться с объектом экскурсии. Определить, на что требует обратить внимание учеников, фиксировать объект для наблюдения, составить примерный план экскурсии, наметить вопросы и задания для детей, определить цели и задачи экскурсии.
На подготовительном этапе следует подготовить учащихся к экскурсионному мероприятию. На предварительной беседе со школьниками, прежде всего, указывают тему, цели и задачи предстоящей экскурсии (для чего с какой целью будут проводить наблюдение, исследования и т.д.). Затем сообщают разработанный план, т.е. когда, куда и на какое время идёт группа. Рассказывают содержание экскурсии, разъясняют, что предстоит изучить. Перед проведением экскурсии следует повторить уже знакомый учащимся материал, знания которого необходимы для усвоения информации, полученной на экскурсии. Большое значение для успешного проведения экскурсии имеет пробуждение у учащихся интереса и соответствующего настроения, поэтому вступительную беседу целесообразно дополнять презентацией или учебным фильмом.
При воспроизведении и коррекции опорных представлений, знакомстве с новыми понятиями можно использовать метод эвристической беседы, использовать иллюстрации, просмотр видео, краткие записи, заполнение таблиц, составление схем, которые после экскурсии могут дополняться новыми материалами.
Самостоятельная работа школьников должна начинаться ещё до проведения экскурсии, во время её подготовки. Учащиеся должны осознавать, что экскурсия – это не прогулка на свежем воздухе, а учебное занятие. Поэтому заранее педагог может дать им некоторые сведения об объектах изучения, задать вопросы и распределить задания. Крупные, основополагающие вопросы сообщить всему классу, а индивидуальные – конкретно каждому ученику.
Перед началом экскурсии обязательно необходимо провести инструктаж по технике безопасности на дорогах города, вблизи проезжей части, о правилах поведении в дороге и на месте проведения экскурсии. Можно взять с собой фотоаппарат.
II этап. Собственно экскурсия.
Основной этап позволяет педагогу обеспечить связь наглядно-чувственного опыта с речью. При этом формируется такое необходимое качество, как наблюдательность. Планомерность наблюдений позволяет рассматривать предметы в определённой последовательности.
Наблюдение—один из основных видов деятельности во время экскурсии. Для повышения качества восприятия необходимо:
• создать проблемную ситуацию перед наблюдением;
• фиксировать внимание детей на важном, существенном;
• стимулировать их активность в процессе наблюдения.
Объектом познавательной деятельности детей становится фундаментальное отношение «предмет—система предметов».
В отличие от массовой общеобразовательной школы, проведение экскурсии с глухими и слабослышащими обучающимися требует постоянного учёта коммуникативных возможностей. Наряду с использованием устной словесной формы общения методика рекомендует применение таблички с письменными словами, фразами, а в случае необходимости использовать дактильную и жестовую речь.
На экскурсии обучающимся желательно больше заниматься наглядно – практической деятельностью по возможности производить смену видов деятельности. Заранее продумать варианты включения учащихся в тот или иной вид практической деятельности на экскурсиях.
Непосредственно перед экскурсией ребятам даётся установка на беседу со взрослыми. Беседа со взрослыми требует предварительной подготовки. Педагогу необходимо помочь обучающимся сформулировать возможные варианты вопросов, которые можно записать в качестве образцов в блокнот. Например, перед экскурсией в магазин сообщить детям, что они сами будут покупать сок. Для этого нужно правильно и вежливо обратиться к продавцу. Дети записывают в словарики вариативные высказывания: «Я хочу купить яблочный сок», «Дайте, пожалуйста, яблочный сок», «Сколько стоит пачка сока?», «Спасибо». Иногда сам педагог может раздать детям на табличках речевой материал (обращение к продавцу). При проведении экскурсии необходимо использовать заранее приготовленные таблички с новым речевым материалом: касса, витрина, ассортимент и т.д.
В основной части нельзя превращать экскурсию в лекцию, так как многословие и длинные рассказы, охлаждают интерес учащихся к экскурсии. Говорить на экскурсии надо только о том, что можно показать. Проводя любые объяснения, не следует забывать о роли слова и наглядно – практической деятельности в познание мира детей с нарушениями слуха. Необходимо следить за систематичностью и правильностью выполнения наблюдений обучащихся до тех пор, пока у них не будет сформированы навыки наблюдения и обобщения. Такая организация работы закрепляет речевое оформление наблюдений ребёнка с нарушениями слуха, от правильности которого зависит дальнейшее введение понятий в его самостоятельную речь.
Правильно нужно проводить демонстрацию изучаемого. Умение правильно показать исследуемый объект или явление важно для чёткого усвоения и полноценного восприятия экскурсионного материала. Рассказывать об объекте или давать какие – либо объяснения, можно, сначала убедившись, что все ученики видят его, собрались вокруг него широким кругом на расстоянии вытянутой руки. Для слабослышащих и неслышащих детей особенно важно, чтобы во время объяснений воспитатель или учитель находился от них на расстоянии прямой видимости.
Во время экскурсий нужно регулярно проверять выполнение детьми самостоятельных заданий, требовать выполнение промежуточных отчётов, поощрять представление обобщений, умозаключений, выводов.
III этап.
После проведения экскурсии целесообразно провести с обучающимися работу по осмыслению и проработке полученных впечатлений. Лучшим способом закрепления полученных во время экскурсий знаний является её повторение. Каждый ученик отмечает, что больше всего ему понравилось и запомнилось на экскурсии. Закрепление полученных знаний можно осуществлять в процессе предметно-практической, речевой, игровой, изобразительной деятельности. Виды предметно-практической деятельности: рисование, аппликации, моделирование, конструирование предметов, которые были объектом наблюдения во время экскурсии, сюжетно-ролевые игры. При запоминании новых слов можно организовать загадки-инсценировки. Например, дети по очереди изображают действия почтальона, повара, художника, портнихи и т.д. Все термины обязательно фиксируются в словарях, схематические зарисовки во время экскурсии сопровождаются соответствующими записями. После экскурсии ребята представляют результаты наблюдений в тетрадях. Можно предложить заполнить заранее приготовленные анкеты по теме экскурсий. Рефлексия служит одновременно целям повторения и систематизации материала, обеспечивает столь необходимое в работе с детьми с нарушениями слуха неоднократное возвращение к одним и тем же понятиям и умениям, их переосмыслению и дальнейшее обобщение на более высоком уровне требований к умственной деятельности. Анализ собранных данных позволяет мне узнать круг интересов каждого ребёнка, оценить степень его готовности к экскурсионной работе. Писать отчёт или заполнять анкеты школьники должны, по возможности, в день проведения экскурсии. Экскурсионная работа при правильной её организации позволяет повысить развивающий эффект обучения и воспитания.
Осуществляя итоговую проверку результатов после экскурсии, необходимо ориентироваться не только на конкретные цели и задачи экскурсии, но и на особенности общего и речевого общения неслышащих и слышащих учащихся, которые оказывают непосредственное влияние на содержание работы. Для низкомотивированных обучающихся написание законченного доклада зачастую является невыполнимым, таким учащимся можно предложить сделать самые простые задания. Главная задача педагога – сохранить в таких группах исследовательский принцип работы, добиться того, чтобы дети самостоятельно нашли ответы на предложенные элементарные вопросы. Высокомотивированным школьникам можно предложить проблемные задания высшего уровня сложности. Старшеклассникам можно предложить оформить итоговую работу, отчёты в соответствии с планом, который включает название, введение(обоснование значимости данной темы), методическую главу, место, дату и время проведения исследования, результаты собственных наблюдений, сравнение и анализ полученных материалов. Выводы, заключения и список литературы. Защиту представленных старшеклассниками отчётов в виде докладов, презентаций, как и защиту творческих проектов, можно провести на научно – практической конференции, во второй половине дня. Материалы, собранные детьми во время экскурсий, могут быть использованы для выпуска стенгазет, работе кружков, в оформление альбомов по темам.
Тематика экскурсий от класса к классу расширяется в связи с развитием интересов и возможностей детей, в начальной школе можно взять следующие темы:
-по школе;
- в столовую;
- на кухню;
- в кабинет трудового обучения;
- на пришкольный участок;
- по улице, на которой находится школа;
- в медицинский кабинет;
- в магазин «Игрушек»;
Затем могут быть предложены следующие темы:
• «Наша улица»
• «Правила дорожного движения»
• «В библиотеку»
• «В поликлинику»
• «В книжный магазин»
• «В швейную мастерскую»
• «В театр»
• «В цирк» и т.д.
Во 2-4 классах могут проводиться экскурсии на рынок, в овощной и продуктовый магазины, на почту, в аптеку, в музеи, по памятным местам города, района, на выставки, на природу.
В начальных классах школ для детей с ОВЗ по слуху можно выделить основные группы тем:
«Труд людей»
«Учреждения культурно-бытового назначения»
«Средства связи и передвижения»
«Памятные места города и края»
В средних и старших классах следует расширить тематику и число экскурсий непосредственно на производство, предприятия города, знакомство с учебными заведениями города.
Это могут быть экскурсии в швейную мастерскую, в пожарную часть, на почту, в банк, в парикмахерскую, в обувную мастерскую, в спортивный комплекс, в колледж, в училище, в центр занятости населения, в фотосалон, в аэропорт, на железнодорожный вокзал, автостанцию, в поликлинику, в стоматологическую поликлинику и др. Дети, имеющие нарушения слуха, уступают слышащим и в знании современной техники, существенных признаков, свойств и особенностях функционирования объектов, поэтому в систему знаний о трудовой деятельности людей должна сбыть включена не только информация о видах труда в их взаимодействии, но и о назначении и сфере функционирования орудий труда, об их составных частях, способах и условиях действия с ними.
Таким образом правильно организованная и проведённая экскурсия в школе для детей с нарушениями слуха возбуждают познавательный интерес, активизируют деятельность обучающихся. Становится возможным комплексное решение общеобразовательных и коррекционно-развивающих задач, личностно-деятельностный подход к каждому ребёнку.
Наблюдение во время экскурсий за природными явлениями, за объектами окружения, за трудом людей во внеурочное время и постоянной фиксацией их в устной и письменной формах, развивает у учащихся навык свободно и логически правильно излагать свои мысли, у учащихся расширяется словарный запас.
Правильно спланированная и организованная подготовка создает хороший настрой у всех участников похода (педагогов, детей и их родителей), а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого участника. Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей имеют лишь те экскурсии, которые правильно подготовлены и организованы.