Реализация индивидуального маршрута обучающихся в начальной школе.
( Артемова Наталия Борисовна)
Одна из задач современного образования - это формирование универсальных способностей личности.
Индивидуальный образовательный маршрут - эффективное средство формирования универсальных учебных действий ученика, имеющего проблемы в обучении или успешного в обучении ученика.
ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
ИОМ разрабатывается как для сильного ученика, так и для слабого. Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много учебных дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребёнка нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха.У слабого ученика маршрут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному ученику бывает достаточно нескольких недель.
В классе, где я работаю, учатся ученики разного уровня учебной мотивации, с разными темпами развития.
Индивидуальный образовательный маршрут я реализую через различные формы организации деятельности учащихся:
- занятие в классе. При закреплении или повторении изученного детям выдаются индивидуальные задания - тренажеры, карточки. Дети работают самостоятельно, затем работа проверяется и оценивается.
-групповые занятия. У детей, обучающихся по индивидуальному маршруту, одна проблема, н-р: " Правописание безударных гласных в корне слова". Эти дети объединяются в одну группу и с ними проводится групповое занятие.
-самостоятельное изучение материала. Эту форму организации я использую при обучении сильного ученика. Даю задание для самостоятельного изучения: "Выучи и научись применять правило "Непроизносимые согласные в корне слова". Затем проверяется правило и умение применить его в упражнениях.
-домашняя самостоятельная работа. Повторив правило с учителем, учащиеся получают д/з на несколько дней. В назначенное время задание проверяется и оценивается.
Также у всех учеников начальной школы есть портфолио. Портфолио является своеобразной копилкой успехов школьника. Систематическая работа с портфолио помогает нам совместно с младшим школьником решать очень важные задачи:
- своевременно отмечать успехи ученика;
- проследить индивидуальный рост успешности ребёнка в учёбе;
- поддержать интерес школьника к учебному труду;
-развить уверенность ребёнка в себе на пути достижения маленьких школьных побед;
-научить ребёнка ставить перед собой учебные задачи;
Учить ребёнка добиваться решения поставленных учебных задач;
- формировать самооценку учащегося.
Переходя из класса в класс, ребёнок отмечает в портфолио свои учебные, трудовые, творческие и спортивно-оздоровительные успехи. В портфолио есть 4 конверта (на каждый год обучения), в которые учащиеся вкладывают свои рисунки, сочинения, грамоты и т.д.
Можно выделить 4 вариативных образовательных маршрута:
-Вариативный образовательный маршрут для учащихся с опережающими темпами развития и высоким уровнем учебной мотивации.
- Вариативный образовательный маршрут для учащихся с ослабленным здоровьем
- Вариативный образовательный маршрут для одарённых учащихся с различными специальными способностями.
-Вариативный образовательный маршрут для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении.
В моём классе можно выделить 2 вариативных образовательных маршрута.
1. - Вариативный образовательный маршрут для учащихся с опережающими темпами развития и высоким уровнем учебной мотивации. «Хочу быть успешным!»(Для таких учащихся я обеспечиваю индивидуальный образовательный маршрут через проектную деятельность. Это направление позволяет сделать обучение интересным, расширить кругозор ребенка, а самое главное – стимулировать интеллектуальную активность, учебную деятельность и «запустить» формирование научного мышления у учащегося. Так же организую работу по подготовке школьников к различным конкурсам, олимпиадам Например. В этом учебном году 2 ученицы моего класса стали призёрами муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений. Это Сибикина Ирина и Стребкова Алина. Сильных ученикиов я зарегистрировала на сайте plus.olimpiada.ru. 15 апреля они примут участие в Весенней онлайн-олимпиаде «Плюс» по математике)
2. - Вариативный образовательный маршрут для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении. « По дороге к знаниям»(Для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении я обеспечиваю индивидуальный образовательный маршрут через интеграцию учебной и внеучебной деятельности, дифференцированные задания, организацию проектно-групповой деятельности. Это направление позволяет повысить уровень учебной мотивации, развить метапредметные УУД)
ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации. Я считаю, что работа с индивидуально-образовательными маршрутами реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс ребёнку открыть себя как индивидуальность, как личность.