Фирсова Людмила Васильевна,
к.п.н., заведующий методическим кабинетом
ГБПОУ «ТСЭК», г. Тольятти
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Модернизация образования – это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.
Внедрение информационно-телекоммуникационных технологий переориентируют процесс обучения с пассивно-репродуктивного на творческо-продуктивный. При этом происходит расширение границ самообразования и интеллектуальной деятельности обучающихся.
Вследствие чего происходит изменение характера взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. В настоящее время наблюдается усиление социальной направленности системы образования.
Все указанные тенденции направлены на формировании личности, молодого специалиста, способного достигнуть поставленной цели, занять прочную позицию на рынке труда и самореализоваться в современном обществе.
Какими качествами, знаниями, умениями, навыками должен обладать конкурентоспособный специалист XXI? Конкурентоспособность специалиста определяется через способности соответствия требованиям работодателя. Эти способности рассматриваются как конкурентные преимущества специалиста по отношению к другим специалистам в данной области. В.И. Андреев характеризует конкурентоспособность через синтез таких качеств, как четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие и творческое отношение к делу, стрессоустойчивость и независимость, способность быть лидером и стремление к саморазвитию, к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда [1]. Исходя из вышесказанного, следует подчеркнуть, что конкурентоспособность специалиста как интегративная характеристика представляет собой сочетание личностных качеств с высоким уровнем профессиональной подготовки. Главной составляющей профессионализма является профессиональная компетентность [2].
В.А. Исаев отмечает, что с позиции компетентностного подхода формирование профессиональной компетентности является целеполагающим и осуществляется за счет методических и педагогических подходов [3]. Это предусматривает особую организацию образовательного процесса. Выделим эти особенности:
1. Изменение роли преподавателя: от трансляции знаний и способов деятельности к проектированию индивидуально личностного развития каждого студента.
2. Внедрение инновационных методов стимулирования учебной деятельности посредством действия, обмена опытом, постановки и творческого решения проблем.
3. Применение методов обучения, содействующих формированию всех составляющих профессиональной компетентности, учитывая личные склонности и способности.
Ориентация студентов на разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций, обеспечение прочной взаимосвязи образовательных целей с ситуациями применимости на рынке труда.
Самостоятельность, активность, гибкость, информационная культура являются одними из важных характеристик молодого специалиста в современном обществе. Таким образом, профессионализм целесообразно рассматривать как совокупность социальной и профессиональной компетентности [4].
Информационно-обучающая среда обеспечивает выбор и реализацию эффективных форм, методов организации деятельности студентов для овладения социальными и профессиональными знаниями, их творческому применению; навыками социального поведения и профессионального общения.
В свою очередь, среда способствует развитию самостоятельности, ответственное отношение к своей деятельности, повышению познавательной активности и информационной грамотности будущих специалистов.
Следовательно, профессиональная компетентность есть способность и готовность к деятельности, основанная на знаниях, включающая морально-нравственную, познавательно-творческую, информационно - коммуникативную и технологическую составляющие.
Список 

литературы:
Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. – Казань: СКАМ, 1992. – 207с.
Дружилов, С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход /С.А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. – научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК. – Новокузнецк. – 2005 (выпуск 8). – С.26-44.
Исаев В.А., Воротилов В.И. Образование взрослых: компетентностный подход: учебно-методическое пособие. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО. – 2005 . – 92 с.
Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. – № 3. – С. 20-26.