СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизация образования это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.

 Внедрение информационно-телекоммуникационных технологий переориентируют процесс обучения с пассивно-репродуктивного на творческо-продуктивный. При этом происходит расширение границ самообразования и интеллектуальной деятельности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Доклад РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА»

Фирсова Людмила Васильевна,

к.п.н., заведующий методическим кабинетом

ГБПОУ «ТСЭК», г. Тольятти


РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА


Модернизация образования это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.

Внедрение информационно-телекоммуникационных технологий переориентируют процесс обучения с пассивно-репродуктивного на творческо-продуктивный. При этом происходит расширение границ самообразования и интеллектуальной деятельности обучающихся.

Вследствие чего происходит изменение характера взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. В настоящее время наблюдается усиление социальной направленности системы образования.

Все указанные тенденции направлены на формировании личности, молодого специалиста, способного достигнуть поставленной цели, занять прочную позицию на рынке труда и самореализоваться в современном обществе.

Какими качествами, знаниями, умениями, навыками должен обладать конкурентоспособный специалист XXI? Конкурентоспособность специалиста определяется через способности соответствия требованиям работодателя. Эти способности рассматриваются как конкурентные преимущества специалиста по отношению к другим специалистам в данной области. В.И. Андреев характеризует конкурентоспособность через синтез таких качеств, как четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие и творческое отношение к делу, стрессоустойчивость и независимость, способность быть лидером и стремление к саморазвитию, к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда [1]. Исходя из вышесказанного, следует подчеркнуть, что конкурентоспособность специалиста как интегративная характеристика представляет собой сочетание личностных качеств с высоким уровнем профессиональной подготовки. Главной составляющей профессионализма является профессиональная компетентность [2].

В.А. Исаев отмечает, что с позиции компетентностного подхода формирование профессиональной компетентности является целеполагающим и осуществляется за счет методических и педагогических подходов [3]. Это предусматривает особую организацию образовательного процесса. Выделим эти особенности:

1. Изменение роли преподавателя: от трансляции знаний и способов деятельности к проектированию индивидуально личностного развития каждого студента.

2. Внедрение инновационных методов стимулирования учебной деятельности посредством действия, обмена опытом, постановки и творческого решения проблем.

3. Применение методов обучения, содействующих формированию всех составляющих профессиональной компетентности, учитывая личные склонности и способности.

  1. Ориентация студентов на разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций, обеспечение прочной взаимосвязи образовательных целей с ситуациями применимости на рынке труда.

Самостоятельность, активность, гибкость, информационная культура являются одними из важных характеристик молодого специалиста в современном обществе. Таким образом, профессионализм целесообразно рассматривать как совокупность социальной и профессиональной компетентности [4].

Информационно-обучающая среда обеспечивает выбор и реализацию эффективных форм, методов организации деятельности студентов для овладения социальными и профессиональными знаниями, их творческому применению; навыками социального поведения и профессионального общения.

В свою очередь, среда способствует развитию самостоятельности, ответственное отношение к своей деятельности, повышению познавательной активности и информационной грамотности будущих специалистов.

Следовательно, профессиональная компетентность есть способность и готовность к деятельности, основанная на знаниях, включающая морально-нравственную, познавательно-творческую, информационно - коммуникативную и технологическую составляющие.

Список литературы:

  1. Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. – Казань: СКАМ, 1992. – 207с.

  2. Дружилов, С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход /С.А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. – научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК. – Новокузнецк. – 2005 (выпуск 8). – С.26-44.

  3. Исаев В.А., Воротилов В.И. Образование взрослых: компетентностный подход: учебно-методическое пособие. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО. – 2005 . – 92 с.

  4. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. – № 3. – С. 20-26.