Реализация универсальной учебной деятельности на уроках в начальной школе через систему УМК «Начальная инновационная школа»
(1 слайд) На современном этапе развития образования в России осуществляется переход на новые государственные образовательные стандарты, которые отличаются системой требований к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования. В условиях вариативности начального образования особая роль отводится учебно – методическим комплектам, позволяющим в полном объеме реализовать стратегическую цель – развитие личности ребёнка. Одним из таких учебно – методических комплектов для четырехлетней начальной школы является новый УМК «Начальная инновационная школа».
Порошинская школа работает по освоению данного УМК первый год.
(2 слайд) Цель УМК «Начальная инновационная школа» - обеспечить в учебно – воспитательном процессе содержательное, организационное, информационное поле развития личности младшего школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями.
УМК опирается на самые прогрессивные психолого – педагогические теории современного образования:
Теорию развивающего обучения
Теорию формирования учебной деятельности
Традиционные и современные дидактические принципы обучения, развития, воспитания младших школьников
( 3 слайд) Обозначенные цель и теоретические основы построения УМК «Начальная инновационная школа» нашли своё отражение в структурировании и содержании учебных курсов:
Обучение грамоте. Букварь Людмила Александровна Ефросинина
Русский язык Кибирева Л. В.
Литературное чтение Меркин Геннадий Самуйлович . С., Меркин Б. Г. Болотова Светлана Алексеевна. А.
Математика Гейдман Борис Петрович. П. Мишарина И. Э. Зверева Е. А.
Окружающий мир Самкова Виктория Анатольевна . А. Н. И. Романова Н. И.
Изобразительное искусство Савенкова Ермолинская
Музыка Рытов Дмитрий Анатольевич
Технология Огерчук Людмиола Юрьевна
Все учебные курсы УМК направлены на развитие личности младшего школьника. Стиль и доступность изложения материала соответствует возрастным особенностям учащихся. Материал учебников не превышает обязательного минимума содержания начального образования. Объем материала достаточен и не вызывает перегрузку у учащихся. В структуре каждого учебного курса выделены следующие виды материала: теоретический, практический, наглядный, справочный. Подбор текстов способствует нравственно – этической ориентации младших школьников. Предложенные тексты учебников написаны доступным детям языком. Предусмотрена работа детей с различными видами текстов, содержащих достаточное количество иллюстративного материала, который носит информационную нагрузку, нравится детям. Рисунки, схемы, фотографии, таблицы распределены равномерно. Знаково – символическая система направлена на формирование умения самостоятельно работать с книгой как основным источником информации. В учебниках заложен деятельностный компонент. В содержании прослеживается связь нового материала с имеющимся опытом ребенка. Учебники содержат дополнительные справочные материалы. Методический аппарат направлен на реализацию дифференцированного подхода. Все учебные курсы содержат систему развивающих заданий, направленных на развитие у детей мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификацию изучаемых объектов. Включены задания репродуктивного, конструктивного и творческого характера, с целью обеспечения возможности систематизации и обобщения знаний по завершению каждой темы, усвоения способов оперирования знаниями, способность применять полученные знания в различных ситуациях. В учебниках содержится серия вопросов и заданий для решения учеником различных коммуникативных задач, требующих монологическое высказывание собственного мнения и позиции. С целью повышения и развития у младших школьников интереса к учению, введены в УМК игровые персонажи, которые вовлекают детей в общение, дидактические игры, задают занимательные вопросы, помогают найти выход из трудных ситуаций. Система заданий, направленных на формирование у детей умения осуществлять самоконтроль. Сюда относится умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном, умение анализировать правильность выбора способа учебного действия, средств достижения цели, поиск ошибок, анализ их причин и определение путей исправления. Все учебные курсы направлены на расширение кругозора и развитие общей культуры младшего школьника.
Слайд 4
Прослеживается система формирования универсальных учебных действий.
Формирование УУД является системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность УМК «Начальная инновационная школа».
Слайд 5
Уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать качество каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующим знаком - символом. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.
Слайд 6
На уроках русского языка широко вводятся разные формы представления учебного содержания, учебных задач: символами, схемами, таблицами, алгоритмами.
Слайд 7
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.
На уроках математики универсальным учебным действием служит познавательное действие.
Используются схемы-опоры для решения различных видов задач при составлении краткой записи к задачам. Причем в зависимости от условия задачи схема видоизменяется самим учеником. Использование таких схем приносит положительные результаты. Также в своей работе можно использовать единый алгоритм решения задач, круговые схемы задач, комплекты карточек разрядных чисел.
На протяжении младшего школьного возраста происходит становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная.
Слайд 8
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
Поэтому ежедневно необходимо создавать условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.
Слайд 9
Уроки технологии, литературного чтения и окружающего мира часто провожу по технологии Педагогические мастерские, которая основана на работе детей по группам. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки.
Очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.
Предлагаю ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия
Слайд 10
С целью реализации универсальной учебной деятельности я применяю следующие технологии
Список технологий формирования УУД
1. Для развития умения оценивать свою работу вместе с детьми разрабатываем алгоритм оценивания своего задания. Учу детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям ученики учатся оценивать свою работу. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Не сравниваю детей между собой, а показываем достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
2. Стараюсь привлекать детей к открытию новых знаний. Вместе обсуждаем, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
3. Обучаю детей приемам работы в группах, исследуем, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируем учебные конфликты и находим совместно пути их решения.
4. На уроке уделяю большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказываю, объясняя, что все учатся на ошибках.
Слайд 11
5. Создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяем цель урока.
6. Учу детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомлю с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учатся способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей.
8. Учу ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Используем проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
Слайд12
10. Учу ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.
11. Ученики учатся разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
12. Организую различные формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.
13. Общаемся с учениками с позиции сотрудничества показывая, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. Стараюсь при этом активно включить каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
Слайд 13
14. Вместе с учениками решаются возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
15. Учу детей планировать свою работу и свой досуг.
На своих уроках использую различные виды заданий, направленные на формирование универсальных учебных действий
Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаю следующие виды заданий:
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений;
слайд 14
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями;
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
«преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
«ищу ошибки»
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Реализацию коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивают следующие виды заданий:
составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
«отгадай, о ком говорим»;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
«подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д.
Слайд 15
Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание… Такой прием придаёт этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устраняет тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе».
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.
Памятка для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий.
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.
Развитие внутренней мотивации это движение вверх.
Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.
Создать атмосферу успеха.
Помогать ребёнку учиться легко.
Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях.
Не скупиться на поощрения и похвалу
Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать универсальные учебные действия уже в начальной школе.
Связь УУД с содержанием учебных предметов
Формирование УУД является системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность УМК «Начальная инновационная школа».
Реализация требований ФГОС НОО в системе УМК «Начальная инновационная школа» обеспечивается единством структуры учебников по всем классам и предметам, единством сквозных линий типовых заданий, единством подходов к организации учебной и внеурочной деятельности