СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Роль мастера производственного обучения в подготовке конкурентоспособного рабочего"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность мастера производственного обучения направлена на разработку гибких индивидуализированных программ, создание теплой, эмоционально-безопасной атмосферы в учебной группе, проявлении уважения к индивидуальности учащегося, поощрении творчества и работы воображения, стимулирование умственных процессов. Уровень педагогической компетентности мастера производственного обучения в значительной мере определяет качество подготовки учащихся, будущих рабочих современного производства: мобильных, конкурентоспособных, готовых к эффективной работе.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Роль мастера производственного обучения в подготовке конкурентоспособного рабочего"»

Администрация Тамбовской области

Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий»

Областные научно-технические чтения

«Техническое творчество: опыт, проблемы, перспективы»






Доклад на тему:

«Роль мастера производственного обучения в подготовке конкурентоспособного рабочего»








Мастер производственного обучения

ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий»

Аверин Александр Викторович
























«Скажи мне и я забуду

                                                                               Покажи мне и я запомню

                                                                             Вовлеки меня и я научусь»

Конфуций



В системе среднего профессионального образования одна из центральных фигур – мастер производственного обучения.

Главная задача мастера производственного обучения – научить. Научить подростка работать руками, научить выполнять работу грамотно и профессионально, для того чтобы он в дальнейшем получал не только материальное, но испытывал и моральное удовлетворение от своего труда.

Мастер производственного обучения – это учитель профессии и воспитатель будущих рабочих. Его главная задача — обеспечить подготовку конкурентоспособных рабочих, обладающих глубокими профессиональными знаниями и навыками, умеющих творчески применять их и осваивать новую технику и технологию.

Мастер п\о формирует у обучающихся профессиональные знания и умения; обучает их рациональным приёмам и способам выполнения работ, передовым формам организации труда, бережному расходованию ресурсов; обеспечивает высокое качество изготовления учащимися продукции, соблюдение дисциплины, безопасности труда.  

Понимание значимости своего труда, чувство ответственности за свою работу закладывается на уроках производственного обучения, в ходе которого у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки на основе тех знаний, которые они получают в процессе теоретического обучения.

Деятельность мастера производственного обучения направлена на разработку гибких индивидуализированных программ, создание теплой, эмоционально-безопасной атмосферы в учебной группе, проявлении уважения к индивидуальности учащегося, поощрении творчества и работы воображения, стимулирование умственных процессов. Уровень педагогической компетентности мастера производственного обучения в значительной мере определяет качество подготовки учащихся, будущих рабочих современного производства: мобильных, конкурентоспособных, готовых к эффективной работе.

Важным направлением в работе мастера производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.

Эффективность обучения и воспитания обучающихся в значительной степени зависит от сотрудничества мастера производственного обучения и преподавателя. Причем, как показывают наблюдения, уровень этого сотрудничества непосредственно отражается на отношении учащихся к профессиональной и общеобразовательной подготовке, общественным делам. Взаимодействие педагогов, их пример оказывают сильное влияние на учащихся, так как в учебную группу приходят подростки с разными характерами, интересами и с разным отношением к учебе.

На современном этапе возрастет роль мастеров, работающих в профессиональных образовательных организациях и обучающих лиц с ОВЗ. Формирование профессиональных компетенций обучающегося начинается с организации его труда в мастерской, организации его индивидуального рабочего места с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности в мастерской. Для этого с первого же дня занятий с ними проводится ежедневное инструктирование на вводном инструктаже учебной практики. Мастер приучает учащегося к порядку, формируя у него необходимые в будущей самостоятельной деятельности аккуратность, организованность, собранность и дисциплину труда.

Специфика проведения уроков производственного обучения отражена в следующих факторах:

а) временное (занятие продолжается 6 часов);

б)содержательном(обучение проводится, как правило, в процессе производительного труда учащихся, в процессе созданиями материальных ценностей);

в)методическом, преобладающую часть времени на занятии обучающиеся работают самостоятельно, деятельность каждого из них на занятии специфична. Мастер осуществляет лишь общее руководство деятельностью обучающихся

г)организационном (необходимы условия, обеспечивающие работу каждого обучающегося в доступном ему темпе, стимулирующие способности одних и создающие перспективу другим.)

Формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической индивидуальной работе, как с сильными, так и со слабыми обучающимися.

Цель учебной практики заключается в том, что обучающиеся на основе полученных технологических знаний освоили приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии.

Студентам недостаточно просто запомнить и изучить учебный материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания. Следовательно, основная цель - не запоминание информации. Умение переработать и применять ее на практике.

Основная цель мастера производственного обучения – доступно, постепенно и последовательно, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося, показать наглядно приёмы работы, при необходимости осуществить повтор показа приёмов работы (может быть и неоднократный повтор - в зависимости от того каковы особенности восприятия данного показа у учащихся), а также, применяя различные технологии и методы обучения, научить учащегося самостоятельному выполнению операций, то есть сформировать у него профессиональные компетенции будущего специалиста.

Развитие технического мышления обучающихся начинается на уроках специальной технологии, где перед воспитанниками преподаватель ставит определенные творческие задачи, которые на уроках производственного обучения заканчиваются воплощением творческого образа, идеи в материальную, предметную форму в зависимости от уровня сложности. Непременным условием для нормального процесса обучения учащихся профессии является полное и своевременное обеспечение их рабочих мест материалами, инструментами, приборами.

Кроме профессионально важных качеств будущего специалиста, огромное значение имеет развитие творческих способностей человека, которые и позволят выпускникам стать конкурентноспособными, быстро адаптироваться к изменившимся экономическим условиям.

Творчество предполагает поиски новых, оригинальных путей решения тех или иных задач. Изучение окружающей действительности во время производственного обучения и в ходе экскурсий в мастерские дает будущим специалистам материал для сравнения, побуждает к творческому поиску. На уроках производственного обучения должно присутствовать взаимное творчество мастера и учащихся, а это прежде всего способствует возникновению между ними доверия, заинтересованности ученика и его веры в успех. Для развития технического творчества обучающихся необходимо:

1. Разнообразить формы и методы теоретического и производственного обучения.

2. Создать материально-техническую базу отвечающую современным

требованиям.

3. Активизировать познавательную активность студентов.

4. Формировать профессиональные умения и навыки обучающихся в период обучения и во внеурочное время.

На этапе профессионального самоопределения развитие творческих способностей обучающихся происходит в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Учащиеся, обладающие способностью к обучению, вовлечены в деятельность, где проявляется их самостоятельность, мышление, инициатива.

Профессиональное становление личности невозможно без творческого подхода.

Конкурентоспособность рабочего это:

- компетентность и профессиональная мобильность;

- целеустремленность и уверенность в своих силах;

- предприимчивость и деловитость;

- эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.

Эффективность учебно-производственной подготовки обеспечивается взаимообогащением целей, содержания, формой технологий обучения, созданием условий непрерывности образования на стыке обучения в профессиональном учебном заведения и в процессе профессиональной деятельности на предприятии. Эффективные формы сотрудничества учебного заведения и предприятия могут обеспечить качественную подготовку и дальнейшее профессиональное и личностное развитие специалиста.

Квалифицированный рабочий сегодня – это конкурентоспособный рабочий.















Список литературы:

  1. Айтуганов И.М. Взаимодействие учебных заведений и предприятий как компонент интеграции профессионального образования и производства /И.М. Айтуганов, Ю.А. Дьячков, Е.А. Корчагин и др. // Казан. пед. журн. – 2009. - № 2 – С. 3-9

  2. Петров Ю.Н. Дуальная система инженерно-педагогического образования – инновационная модель современного профессионального образования / Ю.Н. Петров. – Н. Новгород, 2009. -280 с.

  3. Смирнов И.П. Новые принципы организации начального  профессионального образования. Переход к открытой системе в условиях рынка труда / И.П. Смирнов, В.А. Поляков, Е.В. Ткаченко. – М. : Аспект, 2004. – 32 с.



ЗАЯВКА

на участие в областных научно-технических чтениях

«Техническое творчество: опыт, проблемы, перспективность»



  1. Информация об участнике



  • Аверин Александр Викторович

  • 15 марта 1973

  • 392024, г.Тамбов, ул.Рылеева, д. 77

  • Мастер производственного обучения

  • 392024, г.Тамбов, ул.Рылеева, д. 77, корп. 2 , к. 401

  • 8 953 729-81-77

  • averin.a1973@yandex.ru

  1. Информация о работе



  • Профессиональный цикл

  • Доклад на тему: «Роль мастера производственного обучения в подготовке конкурентоспособного рабочего»