СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: "Роль нетрадиционных форм проведения урока в повышении мотивации обучения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе представлен материал о видах нетрадиционных уроков и их значении для плвышения мотивации обучения.

Просмотр содержимого документа
«Доклад: "Роль нетрадиционных форм проведения урока в повышении мотивации обучения"»


Роль нетрадиционных форм проведения урока в повышении мотивации обучения


Земцова Валентина Яковлевна

учитель математики

высшей категории


г. Железноводск

2019 год

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

В.А. Сухомлинский


XXI век - век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально - экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:

- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;

- совместная работа в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

- широкое общение со сверстниками, коррекция речи учащихся.

Для многих учителей коррекционной школы, в том числе и для меня, урок – это не только «основная форма организации учебного процесса», но и место встречи с личностью ученика. Встреча начинается с первых урока. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она происходит, тем успешнее и радостнее идет дальнейшее обучение. Современной наукой установлено, что дети с проблемами в развитии нуждаются в особом подходе в обучении. Дети данной группы приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро утомляются, испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала. Данная категория учащихся имеются нарушения мышления, эмоционально-волевой сферы и целенаправленности деятельности. Это требует более широкого включения в процесс обучения методов, вызывающих познавательный интерес, использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций, игровых драматизаций, моделирование реальных ситуаций. В каждом уроке математики и других предметов должны гармонично сочетаться различные формы, методы и приемы работы, но суть сводится к одному – эффективному получению знаний учащимися. Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Задачи преподавания математики в коррекционной школе состоят в том, чтобы:

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

  • через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся коррекционных школ и, по возможности, наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;

  • воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

В процессе своей педагогической деятельности я пришла к заключению, что одним из наиболее эффективных способов внедрения инновационных технологий (и их отдельных элементов) в процесс обучения и воспитания является использование нетрадиционных уроков.

  1. Нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно не часто.

  2. Не всегда содержание материала темы может быть представлено в нетрадиционной форме.

  3. Данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены.

  4. Все содержание учебного предмета не может быть представлено в нетрадиционной форме.

Цели, решаемые на данных уроках:

1) Обобщение знаний по предметам, развитие и коррекция мыслительной деятельности учащихся.

2) Совершенствование коллективных форм работы, поддержание интереса к изучаемому материалу на уроках.

3) Воспитание самостоятельности.

4) Формирование положительной мотивации к учению.

Мотив - внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности.


Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. Выделяют две основные группы мотивов.

  1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:

  1. мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.;

  2. мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.

  1. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

  1. широкие социальные мотивы: а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;

б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

  1. узколичные мотивы: а) стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия); б) желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация);

  2. отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей) (166, с.15016).

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес, т.е. реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная.

Интерес- это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов, в потребности познавать новое. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес - ознакомиться с ним. Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Когда интересы получают пищу или их нет, жить скучно (216, с.630-631).


Л. С. Выгодский: « Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себя некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому- либо предмету или явлению. Следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу - таково правило».

Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, является внедрение в практику преподавания в коррекционных школах нестандартных форм проведения уроков.

Эффективность нестандартных уроков заключается и в том, что они позволяют использовать различные формы организации деятельности учащихся: групповые, парные, индивидуальные. Содержание изучаемого материала выходит за рамки школьной программы. Детям приходиться работать с дополнительной литературой, выпускать газеты, составлять и разгадывать кроссворды и ребусы. Это способствует развитию творческих способностей учащихся. Другая важная особенность познавательной деятельности при подготовке к таким урокам – значительные положительные эмоции, ученик становится партнером по творчеству и получает удовольствие от результатов своего труда. Оценивают деятельность на таких уроках сами учащиеся, а для них это более значимо, чем оценка педагога. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

- необычные условия работы;

- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Типы нестандартных уроков на основании игр и соревнований наиболее часто проводимые в коррекционной школе 8 вида:

Урок-конкурс;

Урок- турнир;

Урок - деловая игра;

Урок - ролевая игра;

Урок - соревнование;

Урок – эстафета;

Урок – викторина;

Урок – кроссворд;

Урок – путешествие;

Урок – выставка;

Урок – экскурсия;

Киноурок;

Классификация нестандартных уроков:


1. Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дается блоками.

2.Межпредметные уроки, на которых ставится цель объединить однородный материал нескольких предметов.

3.Театрализованные уроки, которые проводятся в пределах учебной программы и согласно установленному расписанию.

Польза нестандартных уроков

1.Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.

2.Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.

3.Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.

4.Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.

Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.

Это не значит, что нужно отменить традиционный урок, как основную форму обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

В коррекционной школе 8 вида, как уже говорилось выше, из нетрадиционных форм урока наиболее приемлемыми являются уроки, на основе игры.

Урок – соревнование.

Цель урока - закрепление умений решать задачи разных типов. Заранее формируются команды. Учитель подбирает задачи, готовит оборудование для урока и материал для кратких сообщений по теме. Начинается урок с разминки (решение командами простых задач; составляется краткая запись – требуется объяснить решение); далее - конкурс капитанов (решение задач); в это время прослушивается еще один рассказ. Потом - конкурс команд: самостоятельное, «на время» решение составной задачи. Завершается урок подведением итогов и объявлением команды победительницы.

Урок - деловая игра.

На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.


Урок-игра.

Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр: «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.

Урок – путешествие.

Урок построен в форме воображаемого путешествия в космос, в сказочную страну, на необитаемый остров и т. д. В данном уроке могут присутствовать элементы соревнования, викторина на одном из этапов урока. В конце урока подводится итог о достижении цели.

Интегрированный урок.

Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (математика и биология, математика и СБО, история и математика, история и литература – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете.

Диагностика заключается в анализе всех этапов проведения урока. Необходимо учесть возможности учащихся, мотивов их деятельности и поведения. А также запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока - а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе - на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений.

Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию.

Проектирование (планирование) - это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления - это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс, если возникнут затруднения и т.д.

В плане педагога должны быть отражены следующие моменты:

  • дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

  • название темы урока и класса, в котором он проводится;

  • цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;

  • структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

  • содержание учебного материала;

  • методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

  • учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

задание на дом.

Нетрадиционные формы обучения важно применять на уроках в коррекционной школе 8 вида, потому что умелое их применение побуждает к активной учебной деятельности учащихся, вызывает массу положительных эмоций, способствует формированию мотивации учения школьников. Именно на таких уроках детям особенно интересно. На фоне положительных эмоций детьми лучше усваивается учебный материал, работоспособность учащихся значительно повышается. Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Нетрадиционные уроки способствуют формированию мотивации учения, выступают средством повышения интереса и активности умственно отсталых школьников; нетрадиционные уроки отличаются применением различных методов и приемов обучения, чёткостью, системностью, творческим подходом.

Литература.


  1. В.А. Крутецкий. Психология.- М.,1986 (с.238-251).

  2. Бажович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/ Изучение мотивации поведения детей и подростков- М; 1978.

  3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа.- М.,1998.

  4. Л.В. Обучение и развитие.- М, 1975.

5. Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках // Начальная школа.- М., 1997.

  1. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.- М., 1976.

  2. Истомина Н.Б. Развивающее обучение // Начальная школа.- М.,1996.

8. Модылевская Г.И. Нестандартные формы уроков внеклассного чтения // Начальная школа.- М.,1997

9. Степурина С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. Волгоград: «Учитель», 2007.

10.Степурина С.Е. Математика. 5-9 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения. Волгоград: «Учитель», 2007 год.

11. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!